Слайд 21.Термин «метод» происходит от греческого слова «methodos», что означает путь, способ
продвижения к истине, к ожидаемому результату. В педагогической практике под методом по традиции принято понимать упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей. При этом отмечают, что способы учебной деятельности учителя (преподавание) и способы учебной деятельности учащихся (учение) тесно связаны между собой и находятся во взаимодействии.
Слайд 3Метод обучения характеризуется тремя признаками. Он обозначает цель обучения, способ усвоения
и характер взаимодействия субъектов обучения. Следовательно, понятие метода обучения отражает:
Способы обучающей работы учителя и способы учебной работы учащихся в их взаимосвязи;
Специфику их работы по достижению различных целей обучения.
Слайд 4Методы обучения — это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные
на решение задач обучения, т.е. дидактических задач.
Слайд 5Такое определение метода отражает некоторые существенные характеристики обучения. Однако остается неясным,
что такое «упорядоченные способы». Приходится признать, что в этом случае допускается тавтология. Словари определяют «метод» как «способ», а о способе говорится, что это метод.
Слайд 6На теоретическом уровне «метод» как научная категория теряет смысл, если считается,
что любой способ действия можно считать методом. Если же мы хотим включить понятие «метод обучения» в состав педагогической теории обучения, т.е. дидактики, придется принять трактовку метода как чего-то связанного с сущностью обучения, отображающего его направленность, что реализуется в разных формах учебной деятельности, но не сводится к ним.
Слайд 7В этом случае метод можно отнести к логической форме норматива и
определить его как «...конструируемую с целью реализации в конкретных формах учебной работы модель единой деятельности преподавания и учения, представленной в нормативном плане и направленной на передачу обучающимся и усвоение ими определенной части содержания образования» (В.В. Краевский).
Слайд 8Эта формулировка опирается на понимание моделирования как органической части процесса формирования
теоретического знания, в котором первостепенную роль играют модельные представления (модели-представления). Можно слово «модель» заменить на «общее теоретическое представление», и тогда получится, что метод — это общее теоретическое представление о единой деятельности учителя и учащихся, направленной на решение задач обучения, т.е. дидактических задач.
Слайд 9Рассматриваемый с этой точки зрения метод воплощает в себе научное представление
о наиболее целесообразных для данных условий средствах осуществления определенной цели образования, педагогически переосмысленной в виде некоторых элементов его содержания.
Слайд 102. Методы реализуются в педагогической действительности в различных формах: в конкретных
действиях, приемах, организационных формах и т.п. При этом методы и приемы жестко не привязаны друг к другу. Например, в таких приемах, как беседа или работа с книгой, могут найти воплощение разные методы обучения.
Слайд 11Беседа может быть эвристической и проводить в жизнь частично-поисковый метод, а
может носить репродуктивный характер, реализовать соответствующий метод и быть нацеленной на запоминание и закрепление. То же можно сказать и о работе с книгой, и об экскурсии, и т.д. Необходимо оговорить, что по логике, заложенной в разных классификациях методов (о них речь пойдет дальше), одни и те же виды деятельности могут быть отнесены к разным дидактическим категориям.
Слайд 12Например, те же беседа или работа с книгой могут быть отнесены
по одной классификации к приемам, по другой — к методам. При этом число приемов обучения может бесконечно увеличиваться в зависимости от содержания учебного материала, новых целей и, конечно, от творчества учителя, его педагогического мастерства и тем самым придавать индивидуальность манере его педагогической деятельности.
Слайд 13Многообразие сочетания приемов составляют методики преподавания.
В реальной педагогической действительности методы
обучения, так же как и приемы, осуществляются различными средствами обучения, к которым относятся как материальные, так и идеальные объекты, помещаемые между учителем и учащимся и используемые для эффективной организации учебной деятельности школьников. Этими средствами являются различные виды деятельности (учебная, игровая, трудовая), предметы произведений материальной и духовной культуры, слово, речь и др.
Слайд 14Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний.
Слайд 15Словесные методы обучения
Более подробно остановимся на этой классификации. Словесные методы занимают
ведущее место в системе методов обучения. Были периоды, когда они являлись почти единственным способом передачи знаний. Прогрессивные педагоги - Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский и др. - выступали против абсолютизации их значения, доказывали необходимость дополнения их наглядными и практическими методами. В настоящее время нередко называют их устаревшими, «неактивными
Слайд 16 К оценке этой группы методов надо подходить объективно. Словесные методы
позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.
Слайд 17СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ
РАССКАЗ
ОБЪЯСНЕНИЕ
ДИСКУССИЯ
РАБОТА С
КНИГОЙ
ЛЕКЦИЯ
БЕСЕДА
Слайд 181.Рассказ. Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот
метод применяется на всех этапах школьного обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объем, продолжительность.
Слайд 19К рассказу как методу изложения новых знаний обычно предъявляется ряд педагогических
требований
Рассказ должен:
содержать только достоверные факты;
включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;
иметь четкую логику изложения;
быть эмоциональным;
излагаться простым и доступным языком;
отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям.
Слайд 202.Объяснение. Следует понимать истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий,
явлений.
Слайд 21Объяснение — это монологическая форма изложения. К объяснению чаще всего прибегают
при изучении теоретического материала различных наук, решении химических, физических, математических задач, теорем, при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни.
Слайд 22Использование метода объяснения требует:
точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы,
вопроса;
последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;
использования сравнения, сопоставления, аналогии;
привлечения ярких примеров;
безукоризненной логики изложения.
Слайд 233.Беседа — диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно
продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.
Слайд 24В целом метод беседы имеет следующее преимущество:
активизирует учебно-познавательную деятельность учащихся;
развивает их память и речь;
делает открытыми знания учащихся;
имеет большую воспитательную силу;
является хорошим диагностическим средством.
Недостатки метода беседы:
требует много времени;
содержит элемент риска (школьник может дать неправильный ответ, который воспринимается другими учащимися и фиксируется в их памяти);
необходим запас знаний.
Слайд 25Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы. Ее мастерски использовал
Сократ, от имени которого и произошло понятие «сократическая беседа». В средние века особенно распространенной была так называемая катехизическая беседа, суть которой сводилась к воспроизведению вопросов и ответов по учебнику или формулировкам учителя. В настоящее время подобного рода беседы в школе не практикуются.
Слайд 26В зависимости от конкретных задач, содержания учебного материала, уровня творческой познавательной
деятельности учащихся, места беседы в дидактическом процессе выделяют различные виды бесед: вводные или вступительные, организующие беседы; беседы-сообщения или выявление и формирование новых знаний (сократические, эвристические); синтезирующие, систематизирующие или закрепляющие беседы.
Слайд 27Цель вводной беседы — актуализировать ранее усвоенные знания, сконцентрировать внимание, интеллектуальные,
потенциальные и реальные возможности учащихся для активного включения их в предстоящую учебно-познавательную деятельность по решению стоящих перед ними задач. В ходе такой беседы выясняется степень понимания и готовности учащихся к новым видам деятельности, к познанию нового.
Слайд 28Беседа-сообщение (эвристическая беседа) предполагает включение ученика в сам процесс активного участия
в добывании новых знаний, в поиск способов их получения, формулирования собственных ответов на поставленные учителем вопросы.
Слайд 29Закрепляющая беседа нацелена на систематизацию уже имеющихся у учащихся теоретических знаний
и способов их применения в нестандартных ситуациях, на перенос их в решении новых учебных
Слайд 304.Учебная дискуссия. Значительное место среди словесных методов обучения отводится в современной
школе учебной дискуссии. Главное ее назначение в процессе обучения — стимулирование познавательного интереса, вовлечение учащихся в активное обсуждение разных научных точек зрения по той или иной проблеме, побуждение их к осмысливанию различных подходов к аргументации чужой и своей позиции.
Слайд 31Учебная дискуссия частично может применяться в старших классах основной школы и
в полную меру в классах полной средней школы.
Хорошо проведенная дискуссия имеет большую обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнениями других.
Слайд 325.Лекция - монологический способ изложения объемного материала — используется, как правило,
в старших классах и занимает весь или почти весь урок. Преимущество лекции заключается в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия школьниками учебного материала в его логических опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом.
Слайд 336.Работа с учебником и книгой. Это важнейший метод обучения. В начальных
классах работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под руководством учителя. В дальнейшем школьники все больше учатся работать с книгой самостоятельно. Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками.
Слайд 34конспектирование - краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного. Конспектирование ведется от
первого (от себя) или от третьего лица. Конспектирование от первого лица лучше развивает самостоятельность мышления;
Слайд 35составление плана текста. План может быть простой и сложный. Для составления
плана необходимо после прочтения текста разбить его на части и озаглавить каждую часть;
Слайд 36тезирование - краткое изложение основных мыслей прочтенного;
цитирование - дословная выдержка
из текста. Обязательно указываются выходные данные (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница);
Слайд 37аннотирование - краткое, свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла;
рецензирование — написание краткого отзыва с выражением своего отношения о прочитанном;
Слайд 38НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ
Метод иллюстраций
Метод демонстраций
Слайд 39Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт,
зарисовок на доске, плоских моделей и пр.
Слайд 40Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов,
диафильмов
Слайд 41Условия эффективного применения наглядности
а) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;
б)
наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;
в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;
Слайд 42г) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;
д) детально
продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;
Слайд 43е) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;
ж)
привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.
Слайд 44ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
Упражнения
Лабораторные работы
Практические работы
Слайд 45Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый
участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.
Слайд 46Игру, организованную в целях обучения, можно назвать учебной игрой. Ее основными
структурными элементами являются:
моделируемый объект учебной деятельности;
совместная деятельность участников игры;
правила игры;
принятие решения в изменяющихся условиях;
эффективность применяемого решения.
Слайд 47Технология дидактической игры — это конкретная технология проблемного обучения. При этом
игровая учебная деятельность обладает важным свойством: в ней познавательная деятельность учеников представляет собой самодвижение, поскольку информация не поступает извне, а является внутренним продуктом, результатом самой деятельности.
Слайд 48Цикл дидактической игры представляет собой непрерывную последовательность учебных действий в процессе
решения задач. Этот процесс условно расчленяется на следующие этапы:
подготовка к самостоятельным занятиям;
постановка главной задачи;
выбор имитационной модели объекта;
решение задачи на ее основе;
проверка, коррекция;
реализация принятого решения;
оценка его результатов;
анализ полученных итогов и синтез с имеющимся опытом;
обратная связь по замкнутому технологическому циклу.
Слайд 49Дидактическая игра как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности
активизации процесса обучения. Вместе с тем школьная практика и результаты проведенных экспериментов показали, что дидактические игры могут сыграть в обучении положительную роль только тогда, когда они используются как фактор, обобщающий широкий арсенал традиционных методов, а не как их заменитель.
Слайд 50Классификация методов обучения в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся
Слайд 522.1 Репродуктивный метод. Основное назначение метода — формирование навыков и умений
использования и применения полученных знаний
Слайд 532.2 Разработка и применение различных упражнений и задач, использование различных инструкций
(алгоритмов) и программированного обучения
Слайд 542.3 Деятельность обучаемых заключается в овладении приемами выполнения отдельных упражнений в
решении различных видов задач, овладении алгоритмом практических действий
Слайд 553.1 Проблемный метод (проблемное изложение). Основное назначение метода — раскрытие в
изучаемом учебном материале различных проблем и показ способов их решения
Слайд 563.2 Выявление и классификация проблем, которые можно ставить перед обучаемым, формулировка
гипотез и показ способов их проверки. Постановка проблем в процессе проведения опыта, наблюдений в природе, логического умозаключения.
Слайд 573. 3 Деятельность обучаемых заключается не только в восприятии, осмыслении и
запоминании готовых научных выводов, но и в прослеживании за логикой доказательств, за движением мыслей обучающего
Слайд 584.1 Частично-поисковый метод, или эвристический метод. Основное назначение метода – постепенная
подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем
Слайд 594. 2Подведение обучаемых к постановке проблемы, показ им, как необходимо находить
доказательства, делать выводы из приведенных фактов, построить план проверки фактов
Слайд 604.3 Деятельность обучаемого заключается в активном участии в эвристических беседах, в
овладении приемами анализа учебного материала с целью постановки проблемы и нахождения путей ее решения
Слайд 615.1 Исследовательский метод. Основное содержание метода — обеспечить овладение обучаемыми методами
научного познания, развить и сформировать у них черты творческой деятельности, обеспечить условия успешного формирования мотивов творческой деятельности, способствовать формированию осознанных, оперативно и гибко используемых знаний
Слайд 624.2 Предъявление обучаемым новых для них проблем, постановка и разработка исследовательских
заданий
Слайд 635.3 Деятельность обучаемых заключается в освоении ими приемов самостоятельной постановки проблем,
нахождении способов их решения
Слайд 64Выбор методов обучения
В педагогической науке на основе изучения и обобщения практического
опыта учителей сложились определенные подходы к выбору методов обучения в зависимости от различного сочетания конкретных обстоятельств и условий протекания учебно-воспитательного процесса
Слайд 65Выбор методов обучения зависит:
от общих целей образования, обучения, воспитания и
развития учащихся и ведущих установок современной дидактики;
от особенностей содержания и методов данной науки и изучаемого предмета, темы;
от особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины и определяемых ее спецификой требований к отбору общедидактических методов;
от цели, задач и содержания материала конкретного урока;
Слайд 66от времени, отведенного на изучение того или иного материала;
от возрастных
особенностей учащихся, уровня их реальных познавательных возможностей;
от уровня подготовленности учащихся (образованности, воспитанности и развития);
Слайд 67от материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;
от возможностей и особенности учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.
Слайд 68При использовании комплекса названных обстоятельств и условий учитель принимает в той
или иной последовательности ряд решений: о выборе словесных, наглядных или практических методов, репродуктивных или поисковых методов управления самостоятельной работой, методов контроля и самоконтроля.
Слайд 69Так, в зависимости от дидактической цели, когда на передний план выдвигается
задача приобретения учащимися новых знаний, учитель решает вопрос, будет ли он в данном случае сам излагать эти знания; организует ли он их приобретение учащимися путем организации самостоятельной работы и т.п.
Слайд 70В первом случае может понадобиться подготовка учащихся к слушанию изложения учителя,
и тогда он дает учащимся задание или на проведение определенных предварительных наблюдений, или на предварительное чтение нужного материала. В ходе самого изложения учитель может воспользоваться либо информационным изложением-сообщением, либо проблемным изложением (рассуждающее, диалогическое).
Слайд 71При этом, излагая новый материал, учитель систематически обращается и к тому
материалу, который учащиеся получили в своей предварительной самостоятельной работе. Изложение учителя сопровождается демонстрацией натуральных объектов, их изображений, опытами, экспериментами и т.п. Учащиеся при этом делают те или иные записи, графики, схемы и др. Совокупность этих промежуточных решений и составляет одно целостное решение о выборе определенного сочетания методов обучения.