Слайд 1Конфликты в школе:
причины и способы их разрешения
Буренок Т.А.,
преподаватель психолого-педагогических дисциплин
Государственное
автономное профессиональное
общеобразовательное учреждение
Новосибирской области
«Куйбышевский педагогический колледж»
Слайд 2Конфликт
(от лат. Conflictus - столкновение) - столкновение разнонаправленных целей, интересов,
позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме.
Слайд 3Конфликт
— форма социального взаимодействия между двумя или более субъектами (субъекты могут
быть представлены индивидом/группой/самим собой — в случае внутреннего конфликта), возникающий по причине несовпадения желаний, интересов, ценностей или восприятия.
Слайд 4Типы конфликтов:
Внутриличностный конфликт — такой конфликт может возникнуть при низкой удовлетворённости
жизнью, друзьями, учебой, отношениями со сверстниками, малой уверенностью в себе и близких людях, а также в связи со стрессом.
Межличностный конфликт — когда люди с различными взглядами, чертами характера совсем не могут ладить друг с другом, в корне различаются их взгляды и цели.
Конфликт между личностью и группой — может возникнуть, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиций группы, например, весь класс срывает урок, а один подросток остается в классе, несмотря на его устойчивую нравственную позицию, его отношения с классом будут конфликтом, так как он идет против мнения группы.
Межгрупповой конфликт — возникает из-за противоречий и идейных установок двух различных групп.
Слайд 5Конструктивные стороны конфликта:
конфликт дает увидеть скрытые отношения;
конфликт даёт возможность выплеснуть отрицательные
эмоции, снять напряжение;
конфликт это толчок к пересмотру, развитию своих взглядов на привычные;
способствует сплочению коллектива в противоборстве с внешним врагом, чтобы вместе противостоять.
Слайд 6Деструктивные стороны конфликта:
отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным
заболеваниям;
нарушение личных отношений между учениками, снижение дисциплины (ухудшение социально - психологического климата в коллективе);
ухудшение качества работы. Сложное восстановление отношений;
потеря времени. На 1 минуту конфликта, приходится 12 минут послеконфликтных переживаний.
Слайд 7Причины конфликтов между учениками
борьба за авторитет
соперничество
обман, сплетни
оскорбления
обиды
враждебность
к любимым ученикам учителя
личная неприязнь к человеку
симпатия без взаимности
борьба за девочку (мальчика)
Слайд 8Стили разрешения конфликта
Приспособление — сглаживание противоречий, даже в ущерб своих интересов. Важнейшей задачей
является восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта. Предмет разногласия не важен или не особенно волнует случившееся. Считается, что лучше сохранить добрые отношения с другими, чем отстаивать собственную точку зрения, осознать, что правда не на вашей стороне.
Слайд 9
Компромисс — взаимные уступки. Обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы и обладают одинаковой
властью.
Игнорирование — попытка (или стремление) выхода из конфликтной ситуации, не решая её.
Слайд 10
Сотрудничество — совместная выработка решений, удовлетворяющего интересы сторон. Такой стиль требует
умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции.
Соперничество — открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции.
Слайд 11Пути разрешения конфликтов
предотвращение инцидента,
подавление конфликта,
отсрочка конфликта,
разрешение конфликта.
Слайд 12Этапы и способы разрешения конфликтных ситуаций:
1) установить действительных участников конфликтной ситуации;
2) изучить,
насколько это возможно, их мотивы, цели, способности, особенности характера;
3) изучить существовавшие ранее до конфликтной ситуации межличностные отношения участников конфликта;
4) определить истинную причину возникновения конфликта;
5) изучить намерения, представления конфликтующих сторон о способах разрешения конфликта;
Слайд 13
6) выявить отношение к конфликту лиц, не участвующих в конфликтной ситуации, но заинтересованных в его позитивном
разрешении;
7) определить и применить способы разрешения конфликтной ситуации, которые:
а) были бы адекватны характеру его причин;
б) учитывали бы особенности лиц, вовлеченных в конфликт;
в) носили бы конструктивный характер;
г) соответствовали целям улучшения межличностных отношений и способствовали бы развитию коллектива
Слайд 14Условия для успешного конструктивного разрешения конфликта
объективность при рассмотрении,
умение рефлексировать
в конфликте,
сосредоточение внимания на предмете конфликта и на интересах, а не на позициях и личностных особенностях,
недопущение преждевременных выводов,
взаимная положительная оценка оппонентов,
владение партнерским стилем общения.
Слайд 15Виды профилактической деятельности:
Первичная профилактика - система мер предупреждения возникновения и
воздействия факторов риска развития конфликтной ситуации.
Вторичная профилактика - комплекс мероприятий, направленных на устранение выраженных факторов риска, которые при определенных условиях могут привести к возникновению, обострению конфликтной ситуации.
Третичная профилактика имеет целью социальную, трудовую, психологическую реабилитацию
Слайд 16Условия эффективности
профилактической деятельности
направленность на искоренение источников дискомфорта как в самом ребёнке,
так и в социальной и природной среде и
одновременно на создание условий для приобретения учащимися необходимого опыта для решения возникающих решением проблем;
обучение ребенка новым навыкам, которые помогают достичь поставленных целей или сохранить здоровье;
решение еще не возникших проблем, предупреждение их возникновения.
Слайд 17Формы профилактики конфликтов
массовые мероприятия - организации внеучебной деятельности с максимальным
числом участников;
экскурсии (занятие общим делом помогает сплотить коллектив);
диспуты - коллективное публичное обсуждение актуальных научных тем или социальных проблем
(например, «Конфликты: нужны или нет» и др.); ;
Слайд 18
интеллектуальный марафон - разновидность интеллектуальных игр;
кружки, секции - объединения по интересам
Слайд 19Памятка учителю по профилактике межличностных конфликтов
1. Помните, что конфликты гораздо
легче предупредить, чем завершить.
2. Постоянно учитесь контролировать свои негативные эмоции.
3. Никогда не выясняйте отношения с администрацией школы, коллегами и родителями школьников в присутствии учеников.
4. Не стремитесь радикально, быстро, «лобовыми» методами переделывать учеников.
Слайд 20
5. Смех способен предотвратить многие конфликты.
6. Создавайте высоконравственную атмосферу в
классе.
7. Постоянно учитесь без каких-либо условий любить, уважать всех, начиная с себя.
Слайд 21Д/з
Разработать:
2 мероприятия для работы с родителями по профилактике конфликтов у
младших школьников.
3 мероприятия для работы с младшими школьниками по профилактике конфликтов.
Слайд 22Упражнение «Если конфликт — это...»
Задание: подумайте и выскажите свои ассоциации,
чувства, образы, связанные со словом конфликт.
Слайд 23Ассоциация
Если конфликт – это мебель, то какая?
Если конфликт – это дерево,
то какое?
Если конфликт – это техника, то какая?
Если конфликт – это явление природы, то какое?
Если конфликт – это посуда, то какая?
Если конфликт – это литературное произведение, то какое?
Если конфликт – это еда, то какая?
Если конфликт – это животное, то какое?
Если конфликт – это музыкальный инструмент, то какой?
Если конфликт – это цветок, то какой?
Если конфликт – это фрукт, то какой?
Если конфликт – это овощ, то какой?
Слайд 24Советы Д. Карнеги
Не позволяйте себе расстраиваться из-за мелочи, которыми следует пренебречь
и забыть.
Помните, что жизнь слишком коротка, чтобы тратить его на пустяки! Умение отличить главное от второстепенного должно помочь каждому найти правильную линию поведения в конфликтах…