Слайд 1Классный час
на тему:
«Жизнь имеет смысл!».
Подготовила: педагог-психолог
Лисина Алиса Михайловна
Слайд 2Актуальность
В образовательных учреждениях необходимо организовать профилактическую и коррекционную работу по предотвращению
суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных групп – работу, нацеленную на формирование у школьников позитивной адаптации к жизни как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивого равновесия в отношениях между самим собой, другими людьми и миром в целом.
Поэтому тема классного часа является актуальной, а проведение классного часа послужит профилактикой суицида среди молодёжи.
Слайд 3Цели занятия:
Раскрыть проблему суицидов среди подростков;
Способствовать снижению риска суицидального поведения среди
молодежи;
Способствовать формированию уважительного отношения к своей жизни и здоровью.
Слайд 4Задачи:
Познакомить учащихся с понятием «суицид» и его видами;
Рассмотреть признаки, предупреждающие суицид;
Раскрыть
возможные причины самоубийств;
Выявить пути избегания решения проблем через суицид;
Побудить учащихся более внимательно относиться к своей жизни и здоровью.
Слайд 5План занятия:
Что такое «суицид»?
Виды суицида.
Признаки, предупреждающие суицид.
Основные причины самоубийств.
Как избежать
суицида?
Слайд 6У человеческой жизни
нет цены,
но мы всегда поступаем так,
словно
существует нечто
ещё более ценное.
Антуан де Сент-Экзюпери.
Слайд 7 Самой большой ценностью для человека является жизнь. Человек должен жить, стремиться
жить и выживать.
Жизнь – это форма его существования, его основное назначение.
Слайд 8 Нам дан самой природой бесценный и хрупкий дар – жизнь, но
почему же не каждый из нас пытается ее беречь?
И совершенно необъяснимым представляется тот факт, что есть люди, способные совершить самоубийство.
Слайд 9 Почему человек добровольно расстается с самым ценным, что у него есть?
Какие мысли и доводы подталкивают его к этому?
И как объяснить в рамках логики действия такого характера, совершающиеся самым разумным из всех живых существ?!
Слайд 10Прежде чем оказать помощь человеку, который собирается совершить суицид, важно располагать
основной информацией о суициде и о суицидентах.
Слайд 11Суицид – осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих
ситуаций, при котором собственная жизнь теряет для человека смысл.
Что же такое суицид?
Слайд 12Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания,
угрозы, попытки, покушения.
Слайд 13Виды суицида
Истинный суицид – намеренное, обдуманное поведение, направленное на реализацию самоубийства,
иногда долго вынашиваемое.
Демонстративный суицид – это изображение попыток самоубийства без реального намерения покончить с жизнью, с расчетом на спасение. Все действия направлены на привлечение внимания, возобновление интереса к собственной персоне, жалость, сочувствие, возмездие за обиду, несправедливость.
Скрытый суицид – вид суицидального поведения, не отвечающий его признакам в строгом смысле, но имеющий ту же направленность и результат.
Слайд 14Признаки, предупреждающие суицид
Ключом к предотвращению самоубийства может послужить умение распознавать эти
признаки, а также знание действий, которые следует предпринимать в подобных ситуациях.
Слайд 15Как правило, будущий суицидент сообщает о своём состоянии, как минимум, одному
человеку. Нередко это носит форму завуалированного или прямого предупреждения о суициде.
Изменяется отношение к учёбе. Обычно человек перестаёт интересоваться своей успеваемостью, часто просто не посещает занятия.
Нередко происходит потеря интересов, хобби. Менее интенсивным становится общение с друзьями.
Человек перестаёт строить планы на будущее, интересоваться новыми возможностями от поступления в вуз до места проведения каникул.
Часто будущие суициденты перестают следить за собой или, наоборот, резко меняют имидж. Например, девушки отрезают длинные волосы, перестают следить за своим весом, юноши, вообще, могут перестать причёсываться и мыться.
Проявляет постоянный интерес к музыке и книгам, в которых так или иначе упоминается смерть.
Слайд 16Основные причины самоубийств
Для того чтобы удержать друга или знакомого от
самоубийства, надо
разбираться в причинах самоубийств.
Слайд 17Нарушение детско-родительских отношений, где главный источник негативных переживаний – семейные конфликты.
Конфликты
с друзьями или педагогами (как последняя капля, толкнувшая к суициду).
Страх неудачи (страх не оправдать надежды взрослых, собственные слишком высокие притязания на успех).
Самоубийство фанатов после смерти кумира (имеют часто массовый характер).
Слайд 18За один день в России в среднем кончают жизнь самоубийством 108
человек. Легко подсчитать, что за год около 40 000 человек добровольно уходят из жизни.
Слайд 19«Что мы можем сделать, чтобы предотвратить суицид?»
Инструкция: «Представьте себе, что ваш
друг поделился с вами секретом: он собирается покончить жизнь самоубийством. Ваши действия. Составьте памятку».
Слайд 20Как избежать суицида?
Выразите свою заинтересованность личностью и судьбой собеседника.
Задавайте вопросы в
прямой, искренней и спокойной манере, используйте технику активного слушания.
Выясните, насколько ясный образ будущего суицидального действия сформирован у собеседника.
Попытайтесь выяснить причины и условия формирования суицидальных намерений. Не принуждайте собеседника говорить о них, если рассказ для него слишком болезнен.
Побудите его выразить свои чувства в связи с проблемой.
Спросите, приходилось ли ему рассказывать кому-либо о том, что он говорит сейчас. Этот вопрос поможет подтолкнуть собеседника к мысли, что, возможно, главная его проблема в социальной (само) изоляции.
Обязательно обратитесь за помощью к специалисту (психологу).
Слайд 22Упражнение «Хорошо – плохо».
Инструкция: вам предлагается ситуация:, «ссора с любимым человеком».
Ваша задача сказать, что хорошо и что плохо для вас в данной ситуации.
Слайд 23Главное, помните – нет безвыходных ситуаций. И человеку, который стоит на
опасной грани, ваша помощь – вовремя сказанное теплое слово, поддержка и сопереживание, могут спасти жизнь.
Будьте более внимательны и бережны друг к другу!
Слайд 24Литература:
Василец О., Обухов Я. Если ребенок не хочет жить. //Народное образование.
– 1998. – №. 9-10.
Кагарманов Д. С., Максютова З. Г., Сиргалина Л. Р. Смысл жизни и суицид как аксиологическая проблема //Вестник Башкирского университета. – 2007. – №. 2. – С. 87-89.
Нестерова Е. М. Профилактика суицидального поведения в образовательной среде.
Профилактика суицида в детской среде. Сборник методических рекомендаций. – Биробиджан: ОблИПКПР, 2012. – 52 с.