Слайд 1Общая схема классификации психодиагностических методов
1. Методы психодиагностики на основе наблюдения.
2.
Опросные психодиагностические методы.
3. Объективные психодиагностические методы, включая учет и анализ поведенческих реакций человека и продуктов его труда.
4. Экспериментальные методы психодиагностики.
Слайд 2Диагностика на основе наблюдения — обязательно предполагает введение наблюдения и преимущественное
использование его результатов для психодиагностических выводов. В процедуру наблюдения в этом случае вводятся стандартные схемы и условия, которые точно определяют
что наблюдать, как наблюдать,
каким образом фиксировать результаты наблюдения,
как их оценивать, интерпретировать и делать на их основе выводы.
Наблюдение, отвечающее всем перечисленным психодиагностическим требованиям, является стандартизированным.
Слайд 3Методы психодиагностики через процедуру опроса основаны на допущении о том, что
нужные сведения о психологических
особенностях человека можно получить, анализируя письменные или устные ответы на серию стандартных, специально подобранных вопросов.
Слайд 4Разновидности
этой группы методов
анкета,
опросник,
интервью
Слайд 5Анализ результатов деятельности
при котором содержательному анализу по заранее определенной
схеме подвергаются продукты деятельности испытуемого. Задача состоит в том, чтобы выявить и оценить психологические характеристики человека, которые проявляются в том, что он делает.
Слайд 6Эксперимент как метод
психодиагностики заключается в том, что для
оценки какого-либо свойства испытуемого ставится и проводится специальный психодиагностический эксперимент.
Процедура такого эксперимента включает в себя создание некоторой искусственной ситуации, стимулирующей проявление исследуемого качества а также стандартную методику фиксирования и оценки степени развитости
данного качества.
В результате организации и проведения психодиагностического эксперимента исследователь получает интересующие его оценки через специальным образом организованное наблюдение за поведением испытуемого в экспериментальной ситуации.
Слайд 7Проективные методики
конститутивные методы (руки Вагнера, чернильные пятна и др.)
конструктивные методы (из
разрозненных деталей необходимо сформировать нечто целое, например кубики Кооса, тест «мира»)
интерпретационные методы (истолкование каких-либо ситуаций, например методика Хекхаузена)
катарктические (методы связанные с интерпритацией игровой деятельности)
экспрессивные (рисуночные)
импрессивные (тест Люшера)
аддитивные (метод незаконченных предложений, сказки)
семантические (метафоры)
Слайд 8Классификация проективных методов
Л. Франк
Проективные методики структурирования
Методика чернильных пятен
Г. Роршаха.
Проективные методики интерпретации
Методика рисуночной фрустрации Розенцвейга.
Проективные методики экспрессии
1. «Нарисуй человека» К. Маховер
2. «Рисунок семьи» (В. Вульф и др.)
3. «Дом, дерево, человек» (Дж. Бук)
4. тест «Дерево» (К. Кох)
5. «Автопортрет» (Р. Берне)
Слайд 9Уровни постановки психологического диагноза.
симптоматический (эмпирический) только констатация особенностей или симптомов
(признаков), индивидуально – психологических особенностей, на основании которых строятся практические выводы. Нет возможности указать на их причины и место в структуре личности. Такой диагноз не является научным, ибо установление симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу.
Слайд 10Уровни постановки психологического диагноза.
этиологический – учет наличия определенных характеристик и
особенностей (симптомов) личности + учет причин их возникновения.
Слайд 11Уровни постановки психологического диагноза.
типологический (высший) – определение места и значения
выявленных характеристик в целостной, динамической картине личности, в общей картине психической.
Слайд 12 Структура психологического заключения
когда, где и кем проводилось психодиагностическое исследование.
(Ф.И.О., специальность, занимаемая должность, стаж).
На каком основании проводилось……
Какие вопросы поставлены перед экспертом, если есть такой пункт то, кто присутствовал при проведении исследования (обследования - экспертизы).
Какие материалы использовал психодиагност, какие исследования провел.
В конце формулируются ответы на вопросы, которые были поставлены перед психодиагностом.
Заключение всегда дается в письменном виде и подписывается.