Слайд 1Так глубока, древна, неповторима
История народа караимов
Древнеассирийская наскальная надпись.
Слайд 3Караимы - потомки древних хазар - один из самых малочисленных народов
на земле. Современные ученые относят караимов к тюркской группе алтайской семьи народов. Караим - это религиозный термин, означает - "читающий священное писание".
Возраст: первые упоминания о караимах датированы шестым-седьмым веком нашей эры.
Историческая родина: Крым.
Численность: в Крыму 730 человек, в мире - около 1800.
Место проживания: больше всего караимов живет в Симферополе и Евпатории
Слайд 4Язык караимский
Религия Караизм - читающий
библию"его последователи категорически отвергали: Талмуд — основу иудаизма
отвергали Евангелие — второй после Ветхого Завета компонент христианства
отвергали Коран — основной свод мусульманских ценностей и законов
Численность
2 тысячи человек
Слайд 5Сердцем караимского народа была, есть и, несомненно, будет до сих пор
сохранившая свою величавую красоту крепость Чуфут-Кале или просто — Кале. Так, во всяком случае, она именовалась до ХІХ века. "Кале"— это и есть крепость (арабское). "Чуфут" — более поздняя приставка, означающая "иудейская," по исповедуемой караимами религии
Слайд 6обратите внимание на караимские дома, у которых всегда три окна: одно для
Бога, второе для князя и третье для самого караима.
Слайд 7Караи Герб Символика цвета
Голубой, белый и желтый цвета расположены
в том же порядке сверху вниз на флаге и гербе крымских караимов. Рассмотрим значение этих цветов.
Слайд 8
Kёк, кек по-карайски означает – голубой, синий и небо. Олицетворяли небо и
связь с божеством. Считались символами Бога.
Белый цвет – акъ (ак, ах). В переводе чистый, искренний, чистосердечный, невинность. Белый цвет широко использовался в обрядах караев. Важную роль белый цвет играл и сохраняет своё значение поныне в свадебных мероприятиях. В обращенной к невесте обрядовой песне караев есть слова: «Будет у тебя дом, белой глиной смазанный». В процессе брачной церемонии жених и невеста становятся на белую шкуру или войлок, и их обсыпают монетами, зерном, сахаром, миндалём.
Слайд 9
Желтый цвет – сары символизирует солнце и огонь.
Чёрный цвет – къара, кара –
символ всего плохого.
Характерны контрасты цвета (белый – чёрный) и их значений (хорошее – плохое) в пословицах и поговорках караев.
Акъ ахча къара кунъ учун. - Белые денежки про чёрный день.
Слайд 10Территория проживания
В Крыму караимы жили в прошлом в горах и предгорьях,
в округе крепостей Кырк-Йер, Мангуп-Кале, в районах Солхата (Старый Крым), Кафы (Феодосия), Гезлева (Евпатория).
Слайд 11Главная улица Чуфут-Кале. Справа видна колея, которую выбили в камне сотни
тысяч повозок, проехавших за века по этой улице
Слайд 12Чуфут-Кале. Восстановленные караимские кенасы над обрывом
Слайд 13
Караимское вероисповедание – караизм
- самостоятельная монотеистическая религия, со своими догматами, традициями,
иерархией, календарем. Базируется на учении Анана, Святом Писании (Ветхом Завете) и традиции.
Слайд 15Караимские кенасы в Евпатории - храмовый комплекс крымских караимов (караев)
Издавна являлся
центром религиозной жизни караимов Евпатории. С 1837 года — духовный центр караимов России.
Слайд 16Еще одно культовое здание Симферополя – караимская кенасса. До 1917 года в Крыму
действовали девять молитвенных домов караимов, до наших дней сохранилось всего семь: две кенассы в Евпатории, две – на Чуфут-Кале, по одной в Бахчисарае, Симферополе Севастополе. Самые древние кенассы возвышаются над ущельем в пещерном городе Чуфут-Кале – одном из ранних мест поселения караимов в Крыму. Симферопольская кенасса является самой «молодой» постройкой конца XIX века. Здание выполнено в эклектическом духе, сочетающем мавританский, византийский и готический стили. Раньше во дворе кенассы находилась также караимская школа.
Слайд 17Занятия Быт
Как и хазары, караимы вели сезонный образ жизни. Весной
отправлялись в сады и на виноградники, откочевывали со стадами в степи и горы. Осенью возвращались в постоянные поселения, занимались ремеслами.
Слайд 18Древние профессии караев: садоводство, виноградарство,
Слайд 19скотоводство, военное дело, извоз, ремесла, мелкая торговля.
Слайд 22Фольклор
У караимов бытовала любопытная игра. Ее участники обменивались по очереди пословицами
и поговорками. Пропустивший очередь выбывал из игры. Словесные баталии продолжались заполночь. Победитель пользовался почетом и уважением.
Слайд 23Ай— месяц.
Ака —старший, дядя
Балта -- топор.
Бешик, бэшик — колыбель, люлька.
Бий —
князь, хан, господин, повелитель.
Йол — дорога, путь
Кайык — лодка.
Сач — волос.
Тирки — стол, дар, подарок.
Тота — тетя, старшая сестра
Эмин — верный, надежный,
Слайд 24 Лапа-лапа къар йава,
Хлопьями, хлопьями падает снег
Эрби-баба къой сойа Батюшка режет барана для всех,
Хазар оглы ат чаба Хазарский сын на коне скачи
Байралымыз той чала. Свадьбу празднуют богачи.
Аткъа миндым-сагъдагъым бар, Сел с колчаном на коня,
Сагъдагъым уч окъым бар, Три стрелы в колчане у меня,
Учи билен уч йат урсам, Трех врагов я ими сражу
Хазар бийдан тартагъым бар. Хазарского князя хвалу заслужу.
Слайд 26Часто состязались в импровизации песен. Успех имели песенки типа частушек -
чины и более пространные йыры. Эти песни быстро и создавались, и забывались. Передавались поколениями более сложные и дольше живущие песни жанра тюркю, включая обрядовые, и героические песни - дэстаны.
Слайд 30
Кухня
Приверженность к национальной пище - наиболее стойкая и долго живущая особенность
народа. Испытана временем и прошла через века караимская кухня.
Поныне в Крыму в почете знаменитые караимские пирожки.
Слайд 31бастырма — вяленое мясо со специями;
Слайд 32В прошлом на живописных базарах Крыма можно было полакомиться и белой
халвой с орехами, поесть хамур-долму - миниатюрные ушки размером с ноготь, насладиться тающими во рту слоеными пирожками с медом и орехами - балы-бадэм.
Слайд 33Любимые молочные блюда - караимский сыр - кашкавал и каймак -
особо приготовленная пенка с молоком.
Слайд 34Народный эпос рассказывает о восторге путешественников от блюд караимской кухни и
гостеприимства хозяев. В нижеприведенной выдержке из стихотворения, слабого в художественном отношении, правильно отражена суть явления:
Слайд 35Кто в доме караима побывал,
Кто пирожки иль куветы едал,
Бузою запивал горячий
чебурек,
Тот кухнею народа покорен навек...
Ведь надо позаботиться, чтоб гостя угостить,
Чтоб досыта и вкусно напоить и накормить.
Все лучшее для гостя дорогого
В шкафу найдется про запас,
Как жаль, что там не будет нас.
Маслины, брынза, крымское вино,
Сверкая янтарем, украсит стол оно,
Появятся мусака, волшебная хамур-долма,
И байилды, и катлама...
Все вкусом гостя здесь пленяет,
Хозяин скромный весь сияет.
Слайд 36Национальный костюм крымских караимов
Дерево украшают листья, человека - одежда (Караимская пословица).
Слайд 37Поговорки крымских караимов
Хорошая одежда хозяина красит.
Жена отлична - одет прилично.
У бесштанного
ежедневно на уме шесть аршинов бязи.
Слайд 39Образцы гражданской одежды и облачения священника из Караимского этнографического музея в
Тракае
Слайд 40Костюм жениха из Евпаторийского караимского музея
Слайд 42Караимские женщины в национальной одежде
Слайд 43Женская свадебная пряжка караимского пояса весом 244 г изготовлена из серебра
высокой пробы и золота. Изготовлена в конце XVII - начале XVIII века в Крыму. Застежка: шпилька. Особые приметы: на обратной стороне деталей гравировка клейм мастера, внизу имеются крепления для подвески оберегов в виде колец.
Слайд 47Ассоциация крымских караимов
Ассоциация крымских караимов «Крымкарайлар» организована в 1989 г. и объединяет
национально-культурные общества Симферополя, Евпатории, Бахчисарая, Феодосии, Ялты, Мелитополя. Все 7 городских общин имеют свои эмблемы. Все они сделаны по единому принципу - варяжский щит разделен на 3 поля.
Слайд 48
Так, в эмблеме Симферопольского городского общества на голубое попе была положена
золотая пчела.
Слайд 49Выдающийся караимский ученый 19 в. и наиболее активный борец за уравнение
караимов в правах был Аврахам Бен Шмуэль Фиркович.
Слайд 50Самуил Моисеевич Панпулов Он был одним из самых замечательных и неординарных
в истории караимского народа личностей. Сделал значительный вклад в восстановление Евпатории после Крымской войны, а в последствии в ее развитие в 70-е годы 19 века, что заложило фундамент для становления города как одного из лучших курортов на юге России.
Слайд 51Малиновский Родион Яковлевич (23 ноября 1898, Одесса — 31 марта 1967, Москва)
—советский военачальник и государственный деятель, Маршал Советского Союза (1944).
Слайд 52Нарышкины — русский дворянский род.
Слайд 53Крым Соломон Самойлович (1867—1936) — общественный и государственный деятель, сын Самуила
Крыма. Премьер-министр правительства Крыма в 1919 году.
Слайд 54Павлова Анна Павловна (31 января 1881, Санкт-Петербург — 23 января 1931, Гаага) —
известная балерина.
Слайд 55
Знаток истории и культуры караев, С. Кальф-Калиф
(9.09.1924 – 25.01.2003)
ученый-физик, кандидат технических
наук, изобретатель.
Представитель древнего рода крымских караимов. Родился в г.Харькове в семье известного врача, доктора медицины.
Кавалер ордена Великой Отечественной войны и ряда медалей.
Слайд 56 Казас Илья Ильич (1832—1912) — караимский просветитель, педагог и поэт.
50
лет своей жизни он отдал педагогической деятельности. Председатель Симферопольского караимского общества «Чокрак» Г.Гладилова-Ормели
Слайд 57Л.А. Ефетова-Габай (1921-1998)
Лидия Александровна Ефетова-Габай, замечательный Человек, представитель известной в Крыму
врачебной династии Ефетовых, председатель Совета старейшин крымских караимов.
Слайд 58Вишневский Александр Васильевич (23 .08. 1874 - 13.11. 1948) хирург, академик
АМН СССР (1946), Заслуженный деятель науки РСФСР (1934)
Все знают про Институт Вишневского, тем паче про мазь Вишневского. Но почти никто не ведает, что вся династия великий российских хирургов – караимы.
Слайд 59Крымские караимы (караи) — коренной народ Крыма, объединенный общностью крови, языка
и обычаев, осознающий собственную этническую индивидуальность, кровное родство с другими тюркскими этносами, самобытность культуры и религиозную самостоятельность, испытывают особые чувства к Крыму, как к исторической Родине, дружеское расположение к другим народам и конфессиям, уважают их самоидентификацию.