Слайд 2В древние времена почти вся Русь была деревянной. На Руси считалось
,что дерево благоприятно влияет на человека, на его здоровье. Именно дерево с давних пор считается символом рождения жизни и ее продолжения. Избы на Руси строили из ели или сосны. От бревен в избе стоял приятый смолистый запах.
Слайд 3Обстановка в избе была скромная, строгая все на своих местах все
для пользы дела.
При входе в избу можно было споткнуться.
В избе был высокий порог и низкая притолока.Так крестьяне берегли тепло старались его не выпускать.
Центральное место занимала печь. От ее расположении зависела вся планировка в избе. Печь ставили так чтобы она была хорошо освещена, и дальше от стены чтобы не было пожара.
Слайд 5Красный угол.
В русской избе всегда по диагонали от печи располагался красный угол, где стояли иконы,
Библия, молитвенные книги, изображения предков — те объекты, которым придавалась высшая культурная ценность.
Красный угол — священное место в доме, что подчеркивается его названием: красный — красивый, торжественный, праздничный. Вся жизнь была ориентирована на красный (старший, почетный, божий) угол. Здесь трапезничали, молились, благословляли, именно к красному углу были обращены изголовья постелей. Здесь совершалось большинство обрядов, связанных с рождением, свадьбой, похоронами.
Неотъемлемая часть красного угла — стол. Уставленный яствами стол — символ изобилия, процветания, полноты, устойчивости. Здесь сконцентрирована и будничная, и праздничная жизнь человека, сюда сажают гостя, сюда кладут хлеб, святую воду. Стол уподобляется святыне, алтарю, что накладывает отпечаток на поведение человека за столом и вообще в красном углу («Хлеб на стол, так стол престол, а хлеба ни куска — так и стол доска»). В различных обрядах особое значение придавалось передвижениям стола: во время трудных родов стол выдвигали на середину избы, в случае пожара из соседней избы выносили стол, покрытый скатертью, и обходили с ним кругом загоревшиеся строения
Слайд 6Что такое бабий кут в русской избе?
Во многих литературных источниках упоминается
про так называемый бабий кут, который присутствовал раньше в каждой избе на Руси.
Что же это такое? На самом деле, объяснение такому понятию имеется довольно простое.
Бабий кут - это так называемый бабий (женский) угол в помещении русской избы.
Он был между печью( с той стороны где у нее устье) и стеной, где женщины занимались домашними хлопотами.
В этом углу находилась посуда, ведра, жернова, все для приготовления пищи.
Иногда вдоль стены стояли длинные лавки, на которых хозяйки сидели и занимались своими каждодневными делами по хозяйству.
Нередко тут стояли и люльки, чтобы матери могли одновременно за каким-то делом укачивать детей в них.
Этот угол отделялся перегородкой или специальной занавеской.
Приготовление еды было делом ответственным.
Хозяйка всегда точно знала, что и где лежит, сколько продуктов осталось, а сколько потратится сегодня.
Именно она умела правильно затопить печь и поддерживать тепло в избе.
Мужчинам даже из своей семьи туда входить запрещалось, а уж если незнакомец заглянет в женский угол - это, вообще, считалось оскорблением.
Когда же на праздник в избе собиралось много народу, и места всем за столом в горнице не хватало, то в бабий кут ставили дополнительный стол, за который садились только женщины.
Также за кутной занавеской пряталась невеста, которая нарядная выходила из-за нее в день смотрин.
А некоторые искусные барышни делали маленькие тряпичные метелочки и подкладывали их в бабий кут избы предполагаемого жениха.
Считалось, что в этом случае парень обящательно на девице женится, а их совместная жизнь будет счастливой.
Слайд 9Мужской угол
Мужской угол располагался слева от входа.
Мужчины занимались здесь своей работай,
плели лапти, рыболовные сети, корзины.
Мастерили различные бытовые мелочи.
Слайд 10В старину в каждой крестьянской семье были коробейку – лубяные сундучки
с закругленными углами. В них хранили семейные ценности, одежду, приданое. «Дочку в колыбельку, приданое в коробейку». На гибкой жерди – очепе – была подвешена лубяная колыбелька (зыбка) под домотканым пологом. Обычно крестьянка, качая зыбку за петлю ногой, выполняла какую – либо работу, пряла, шила, вышивала. Про такую зыбку на очепе в народе сложена загадка: «Без рук, без ног, а кланяется».
Ближе к окну помещали ткацкий стан, или по – другому его называли «кросна». Без этого несложного, но очень мудрого приспособления была немыслима жизнь крестьянской семьи: ведь все от мала до велика носили домотканую одежду. Обычно ткацкий станок входил в приданое невесты. В хозяйстве женщины пользовались вальками. Ими при стирке прихлопывали холщовую ткань, чтобы она была мягче. Гладили белье при помощи скалки и рубеля, позже чугунным утюгом, внутрь которого насыпали горячие угли.
Шкафов и комодов раньше не было. Вместо них были сундуки, в которых хранились одежда и все самое ценное. Сундуки были разных размеров (маленькие и громадные), их по-разному украшали (резьбой, кованными уголками). На сундук всегда вешали замок. Ключ от сундука хранился у хозяйки дома. В сундуке были большое отделение и маленькое. Маленькое отделение было для мелочей: ниток, платочков, гребенок, бус, пуговиц. В большом отделении складывали сарафаны, шаровары, кокошники, картузы, мужские рубахи.
Слайд 13Мужской костюм состоял из холщовой рубашки, шерстяных штанов и лаптей с
онучами. Декоративный акцент в эту простую по покрою одежду вносил узкий пояс, украшенный фигурными металлическими бляшками.
Обувь простого народа была лапти из древесной коры — обувь древняя, употребляемая еще со времен язычества. Люди с достатком носили сапоги, башмаки. Эта обувь делалась из телячьей, конской кожи. Бедные крестьянки ходили в лаптях, как и их мужья.
Мужские рубахи были белых или красных цветов, шились они из льняной и холщовой ткани. Рубахи низко подпоясывались ремешками слабым узелком. Все русские мужчины носили пояса, и считалось неприличным ходить без пояса. Кроме опоясок на рубахе, носили пояса или кушаки по кафтану и щеголяли ими, как нашивками и пуговицами.
Слайд 14Женская одежда была похожа на мужскую, только была длиннее. На длинную
рубаху одевался летник. Спереди у него был разрез, который застёгивался на пуговицы вплоть до самого горла. Все женщины носили серьги и головные уборы. Голова замужней женщины убиралась волосником или подубрусником Это были шапочки из шелковой материи. По понятиям русских, для замужней женщины считалось и стыдом, и грехом оставлять на показ свои волосы: опростоволоситься (открыть волосы) было для женщины большим бесчестьем.