Слайд 2Своевременное выявление причин к неуспеваемости на начальных этапах обучения у младших
школьников и соответствующая коррекционная работа могут уменьшить вероятность перерастания временных неудач в хроническую неуспеваемость.
Это снижает возможность возникновения у ребенка нервно-психических, психосоматических расстройств как последствий стресса, связанного с отрицательными эмоциями, и различных форм девиантного поведения, выступающих в качестве индивидуальной, но неадекватной компенсации неуспеха в школьной деятельности
Слайд 3Какие ошибки должны насторожить?
Смешение букв при чтении и письме по
оптическому сходству: б-д, п-т, е-з, а-о, д-у, и т.д.;
Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков другими в устной речи часто отражается на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка (шапка), лыба (рыба) , даже если звукопроизношение уже исправлено.
Смешение фонем по акустическому сходству, что происходит при нарушении фонемного распознавания. Вот фонемы, близкие по звучанию, которые могут смешиваться в устной речи:
парные звонкие и глухие согласные: [б]-[п], [в]-[ф], [г]-[к], [д]-[т], [з]-[с], [ж]-[ш],
свистящие и шипящие: [с]-[ш], [з]-[ж], [сь]-[щ],
аффрикаты: [ч]-[щ], [ч]-[ц], [ч]-[ть], [ц]-[т], [ц]-[с],
заднеязычные: [г]-[к]-[х],
сонорные: [р]-[л],
гласные I и II ряда: [а]-[я], [о]-[ё], [у]-[ю], [ы]-[и],
лабиализованные гласные: [о]-[у], [е]-[у].
Например: тубло (дубло), шуски (сушки), сыплята (цыплята); конки –коньки, лубит – любит.
Слайд 4 Ошибки из-за раннего начала чтения. Родители часто радуются, когда ребенок
бегло читает в дошкольном возрасте. Однако при недостаточной сформированности фонетической стороны речи и фонематического восприятия это может привести к ошибкам на письме: пропуску букв и слогов, недописанным словам.
«Застревание»(персеверации): За зомом росла малина. ( за домом росла малина.)
Предвосхищение, упреждение (антиципации): Дод небом голубым (Под небом голубым.)
«Слипание» (контаминации): столожка (стол, ложка).
Ошибки из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных: сольить, (солить), въезёт (везет), Луба, Люуба (Люба).
Слитное написание предлогов, раздельное – приставок.
Отсутствие умения держать строчку, игнорирование точки в конце предложения, заглавной буквы.
Слитное написание слов в предложении, игнорирование границ предложения.
Невыразительное чтение, много элементов угадывания, соскакивание со строки, перестановки букв.
Слайд 11СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Муниципальное бюджетное учреждение Советского
района города Ростова-на-Дону «Центр психолого-
педагогической,
медицинской и социальной помощи»;
Психолого-Медико-Педагогическая Комиссия № 2
г.Ростова-на-Дону
МБУ ЦППМС Советского района г.Ростова-на-Дону
ПМПК № 2
Телефон: +7 863 225-07-52; ПМПК № 2 +7863 224-42-10
E-mail: psycentersovrnd@bk.ru
Адрес: 344015, г. Ростов-на-Дону, ул. 339 Стрелковой дивизии, 17/3.
ПМПК № 2: ул 2-ая Краснодарская, д.80/12.