Слайд 1
Как мы воспринимаем мир:
визуалы, аудиалы, кинестетитки, дигиталы…
Нижний Новгород
МАОУ «Школа №70»
Петрякова Г.Н.
педагог-психолог
I категории
Слайд 2Как мы воспринимаем мир
При доминировании зрительного, визуального канала, людей называют «визуалами».
При
доминировании слухового, аудиального канала, людей называют «аудиалами».
При доминировании мышечно-двигательной чувствительности, кинестетического канала, людей называют «кинестетиками»
Среди взрослых появляется и 4-й тип – дискретный, когда информация перерабатывается путем логического осмысления с помощью цифр, звуков, схем. Но среди детей их нет.
Слайд 3«Визуалы»
Познают мир, полагаясь на зрительные ощущения, быстро схватывают и запоминают
такие характеристики, как движение, цвет, форма, размер. Внимание обращено на видимые признаки, хорошо развита мелкая моторика (хорошее взаимодействие рук и глаз). Хорошо конструируют, складывают мозаики, лепят, вырезают. Легко учатся рисовать и писать, быстро осваивают компьютер.
Слайд 5 «Аудиалы»
Познают мир, воспринимая голоса и звуки. Поскольку речь
воспринимается на слух, они раньше, чем другие дети начинают говорить и отличаются большим словарным запасом. Их сильная сторона - развитые слуховая память и речь. Музыкальны и легко осваивают иностранные языки. Часто бывают трудности с правописанием и рисованием. К старшей школе успехи могут снизиться.
Слайд 7 «Кинестетики»
Познают мир, путем
непосредственного прикосновения или движения. Следовательно сильно развита моторика, активные движения. Они обычно не знают покоя. Раньше других начинают ползать и ходить. Предпочитают активные игры. Им трудно длительное время оставаться в покое и концентрироваться на одном предмете.
Слайд 9
Кроме трех основных
существует четвертая
вербальная группа –
дигиталы.
Ее редко выносят в отдельный список, поскольку считают вариантом смешанной, то есть - мультимедийной, группой. Особенности дигиталов в том, что они запоминают текст, каким он есть, как он записан и даже где размещен на странице. Именно детям-дигиталам в наших школах учиться легче всего: они много читают, пользуются раздаточным материалом, охотно ведут обширные конспекты. Чтобы помочь детям-дигиталам в учебе, родителям, прежде всего, не нужно им мешать. обеспечить их большим количеством книг, справочников, научно-популярных альманахов, предоставить абонемент в ближайшую библиотеку.
Слайд 10Почему важно знать,
каким образом учащийся воспринимает информацию?
На уроке учитель может
представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений. Этот шанс значительно повышается, если, к примеру, и учитель и ученик - визуалы (или аудиалы).
Кинестетиков, к сожалению, среди педагогов вообще немного, а в средних и старших классах их практически нет (если не считать учителей физкультуры и труда).
От того, какой канал у ребенка ведущий, зависит освоение многих важных навыков, например, чтения или письма.
Особенности умственной работы существенно отличаются (например, уровень отвлекаемости, особенности запоминания и др.).
Если родители и учитель знают, к какой категории относится их ученик, им легче строить с ним отношения. Многое становится понятным:
почему возникают проблемы с дисциплиной,
почему мы "говорим на разном языке",
как правильно поощрять ребенка или делать ему замечания и т. д.
Слайд 11На что обязательно обращают внимание?
Словарь общения.
Визуал в своей речи употребляет существительные,
глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, прозрачный, яркий, красочный, как видите и т.д.).
Для аудиала характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, благозвучный и т. д.).
Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший нюх и пр.).
Направление взгляда.
У визуалов при общении взгляд направлен в основном вверх,
у аудиалов - по средней линии,
у кинестетиков - вниз.
Слайд 12 Особенности внимания.
Кинестетику вообще трудно концентрировать свое
внимание, и его можно отвлечь чем угодно;
аудиал легко отвлекается на звуки;
визуалу шум практически не мешает.
Особенности запоминания.
Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами.
Аудиал - то, что обсуждал; запоминает слушая.
Кинестетик помнит общее впечатление.
Запоминает двигаясь.
Есть еще такие характеристики, как предпочитаемая поза, телодвижения, тембр голоса, темп речи.
Слайд 13Как развить зрительные навыки
Играйте в шашки, шахматы и похожие игры, обсуждая
игровые ситуации.
Используйте компьютерные обучающие игры.
Попробуйте свои силы в творчестве.
Научитесь манипулировать шариком.
Работайте с несложными лабиринтами, которые нужно «проходить», сосредоточившись на кончике карандаша.
Посещайте различные музеи.
Воспринимайте информацию различными сенсорными каналами.
Попробуйте собирать какую-нибудь несложную головоломку.
Нарисуйте календарь, в котором выделен каждый день. Обозначайте важные даты.
Обращайте внимание на предметы окружающей обстановки.
Больше играйте в такие игры, как кроссворды, головоломки, пазлы…
Слайд 14Как развить навыки слушателя
Ежедневно читайте вслух.
Поиграйте в слова, в синонимы..
Попробуйте заняться подбором рифм к словам, а также называйте слова с противоположным значением (антонимы).
Можно вести дневник, где записываются важные события жизни.
Пишите собственные рассказы в специальной тетради. Обсуждайте свое творчество.
Можно попробовать свои силы в поэзии.
Старайтесь хотя бы один раз в день всей семьей собраться вместе и по очереди рассказывать о событиях этого дня.
Учитесь правильно произносить и писать длинные слова, обращая внимание на их окончания.
Для расширения словарного запаса ежедневно запоминайте новое слово в сочетании с определенной картинкой.
Используя микрофон, поработайте с ним, расскажите какую-либо веселую историю, сделайте объявление...
Слайд 15Как развить навыки деятеля
Полезно играть в мяч или в какую-нибудь командную
игру.
Старайтесь включаться в коллективные игры. Это поможет вам научиться договариваться, общаться с другими ребятами.
Записывайтесь в спортивные секции, художественные кружки, студии.
На даче можно сажать овощи, цветы, проводить опыты и проявлять творческую инициативу, ухаживая за посадками. Желательно зарисовывать свои действия.
Научитесь работать с различными инструментами.
Попробуйте изготовить воздушного змея. Научитесь управлять высотой его полета.
Осваивайте навыки езды на самокате, велосипеде, развивая чувство равновесия, координации и ловкости.
Очень полезно ежедневно прыгать через скакалку.
Научитесь кататься на лыжах, коньках, роликах.
Слайд 16Знание своей ведущей системы восприятия и своего ребенка облегчает родителю:
Общение и
взаимопонимание в семье;
Оказание помощи ребёнку в познании окружающего мира;
Правильный отбор методов и упражнений для занятий с ребёнком;
Обучение ребенка в школе.
Слайд 17Школьное обучение для ребенка – это, в основном, процесс восприятия и
усвоения предложенной информации.
В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации детей также условно можно разделить на четыре категории:
Визуалы воспринимают большую часть информации с помощью зрения.
Аудиалы в основном получают информацию через слуховой канал.
Кинестетики воспринимают информацию через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.
Дигиталы информацию перерабатывают путем логического осмысления с помощью цифр, звуков, схем. Но среди детей их мало.
Слайд 18
Примерная схема расположения учащихся в классе
Классная доска
1-й ряд 2-й ряд 3-й ряд
Левополушарные Равнополушарные Правополушарные
Аудиалы Визуалы Визуалы
Аудиалы Кинестетики
Кинестетики
Слайд 19Ваш отзыв:
1. Выберите подходящий для Вас ответ:
Очень важно;
Менее
важно;
Информация не будет использована.
2. Хотелось бы дополнить______________________