Слайд 1Источники, закономерности, движущие силы и условия психического развития
Составила: Бикбулатова З.Х.
Студентка 3
курса.
Слайд 2Цели:
Узнать об основных источниках, закономерностях и движущих силах психического развития.
Рассмотреть проблему
соотношения наследственности и среды.
Выяснить, что является источником и условием психического развития.
Познакомиться с основными теориями о проблеме движущих сил психического развития.
Слайд 3Существует 4 группы теорий
1) эволюционная: развитие психики результат созревания или развертывания
генетически заложенных возможностей, существующих в виде задатков;
2) революционная: отвергается значение генетических факторов, у любого человека , независимо от природных способностей можно сформировать любые свойства с помощью обучения и воспитания;
3) вероятностная: конечный результат зависит от генотипа, но и от случайного стечения обстоятельств в жизни индивида;
4) функциональная: развитие определяется тем, как та или иная функция используется в жизни индивида.
Слайд 4Процесс развития индивидума является предсказуемым и определяется уровнем развития общества и
протекает в форме усвоения культуры.
Слайд 5Источники психического развития
Выделяют две основные группы противоречий, обуславливающих динамику развития:
1)Противоречия между новыми потребностями ребёнка и возможностями их удовлетворения; между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности;
2) Противоречия между наличными возможностями ребёнка и всё усложняющимися требованиями деятельности, который ребёнок должен овладеть
Слайд 6условия, необходимые для психического развития- общение
Слайд 7Закономерности развития
1) Биогенетический (нативизм). Концепция рекапитуляции. Э. Геккель сформулировал биогенетический з-н
в отношении эмбриогенеза: онтогенез есть краткое повторение филогенеза. Ст. Холл – ребенок в своём развитии кратко повторяет развитие человеческого рода. 2) Отождествление научения и развития (эмпиризм).Подход к анализу проблем и развития связанных с общими установками бихевиоризма. Большое влияние оказали идеи И. П. Павлова. 3) Концепция конвергенции двух факторов детского развития . Штерн считал. что психическое развитие – это не простое проявление врожденных свойств и не простое восприятие внешних воздействий. Это – результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни. Предпочитал фактор наследственной предопределенности развития. Среда обеспечивает адаптацию того , что созрело.
И.П. Павлов
Слайд 8историческая концепция развития Л.С.Выготского
среда выступает в отношении развития высших психических функций
в качестве источника развития. Высшие психические функции возникают дважды: первоначально как форма коллективного поведения ребёнка, как форма сотрудничества с другими людьми, и лишь впоследствии они становятся индивидуальными функциями самого ребенка
Слайд 9Законы психического развития ребёнка по Выготскому Л.С.
1. детское развитие имеет сложную
организацию во времени: свой ритм, год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве.
2. Закон метаморфозы в детском развитии: развитие есть цепь качественных изменений. Ребенок существо, обладающее качественно отличной психикой.
3. Закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психике ребёнка имеет свой оптимальный период развития.
4. Закон развития высших психических функций. Высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения, а потом они становятся внутренними индивидуальными функциями самого ребенка.
Слайд 10 Движущая сила развития – обучение
Зона ближайшего развития – это расстояние
между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. "ЗБР определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития. Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а ЗБР характеризует умственное развитие на завтрашний день" (Л.С.Выготский)
Слайд 11-наследственность
-среда (совокупность стихийных, случайных факторов);
- обучение;
-активность самого индивидуума.
Развитие психики
ребенка связывают с теми структурами интеллекта, которые формируются при жизни благодаря действию ребенка с предметами. Интеллект, адаптивные процессы: ассимиляция – использование готовых свойств среды в свою деятельность; аккомодация – изменение структур поведения (умственных структур).
Ж. Пиаже. Основной з-н развития – з-н перехода от общей эгоцентричности к интеллектуальной децентрации, более объективной умственной позиции.
Слайд 12Закончите предложение…
Тесты:
Психическое развитие – это не простое проявление врожденных свойств и
не простое восприятие внешних воздействий. Это –
Движущая сила развития –
Закон метаморфозы в детском развитии: развитие есть-
Слайд 13Ответы:
1.Психическое развитие – это не простое проявление врожденных свойств и не
простое восприятие внешних воздействий. Это – результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни(Штерн.)
2. Движущими силами развития – противоречия.
3.Закон метаморфозы в детском развитии: развитие есть цепь качественных изменений. Ребенок существо, обладающее качественно отличной психикой. Л. С. Выготский.
Слайд 14Тесты
Историчес-кая концепция развития Л.С.Выготского
1.среда выступает в отношении развития высших психических функций
в качестве источника развития.
2.Среда не имеет значения в развитии ребенка.
3.Вне среды не может быть развития.
4.Наследственность- является главным источником развития ребенка
Слайд 15тест
Концепция рекапитуляции. Э. Геккеля гласит:
1. онтогенез есть краткое повторение филогенеза.
2. развитие
есть цепь качественных изменений.
3. каждая сторона в психике ребёнка имеет свой оптимальный период развития.
4. высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения
Слайд 16Тест:
Найдите соответствие:
Законы психического развития ребёнка по Выготскому Л.С.
1детское развитие имеет сложную
организацию.
2. Закон метаморфозы в детском развитии:
3. Закон неравномерности детского развития:
4. Закон развития высших психических функций.
А)во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве.
Б)развитие есть цепь качественных изменений. Ребенок -существо, обладающее качественно отличной психикой.
В) каждая сторона в психике ребёнка имеет свой оптимальный период развития
Г) Высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения, а потом они становятся внутренними индивидуальными функциями самого ребенка.
Слайд 17Тест
Эволюционная теория развития утверждает:
1. развитие психики результат созревания или развертывания генетически
заложенных возможностей, существующих в виде задатков;
2. у любого человека , можно сформировать любые свойства с помощью обучения и воспитания
3. конечный результат зависит от генотипа, но и от случайного стечения обстоятельств в жизни индивида.
4. развитие определяется тем, как та или иная функция используется в жизни индивида.
Слайд 18
Концепция конвергенции детского развития Штерна
1.психическое развитие – результат конвергенции внутренних задатков
с внешними условиями жизни
2. среда обеспечивает адаптацию того , что созрело.
3. ребенок в своём развитии кратко повторяет развитие человеческого рода.
4. Развитие психики ребенка связывают с теми структурами интеллекта, которые формируются при жизни
Слайд 19Автором закона:
Основной з-н развития – з-н перехода от общей эгоцентричности к
интеллектуальной децентрации, более объективной умственной позиции.
1. Ж. Пиаже.
2.Выготский Л.С.
3. И. П. Павлов.
4. Э. Геккель
Слайд 20Тест
Чья фотография:
Тест:
Автор идей, что легли в основу подхода и анализа проблем
и развития связанных с общими установками бихевиоризма.