Слайд 1
VIII районная научно-практическая конференция проектных, исследовательских и творческих работ учащихся
«Первые шаги
в науку-2016»
Исследование влияния христианских мотивов на русские народные сказки
Выполнила: ученица 5 класса
МБОУ «Инсарская СОШ №1» –
Попова Марина
Руководитель: Котова А.М.
Слайд 2
Актуальность темы
.
«Как русские народные сказки помогают воспитывать в людях общечеловеческие ценности?»,
«Какие христианские мотивы в русских народных сказках в этом помогают?»
С давних времён русский человек соблюдал и чтил христианские заповеди. Маленького ребёнка воспитывали в духе христианина, учили соблюдать законы согласно евангельскому учению, учили быть добрым, смелым и милосердным, честным и трудолюбивым.
Слайд 3
Цель работы
Раскрыть христианские мотивы в русских народных сказках на
примере известных произведений
Объект исследования
Русские народные сказки
Предмет исследования
Устное народное творчество
Слайд 4
Задачи исследования
-изучить христианские традиции, законы, заповеди.
-прочитать русские народные сказки.
-проанализировать содержание русских
народных сказок «Морозко», «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка».
-провести анкетирование с целью выявления отношения школьников к русским народным сказкам.
-отобрать и оформить материал на тему « Влияние христианских мотивов на русские народные сказки».
Методы исследования
- наблюдение,
- опрос,
- работа со словарями,
- поиск информации в сети Интернет.
Слайд 5
По свидетельству ученых, само слово появляется в обиходе не раньше XVII
века и происходит от «казать», что означало «список» или «точное описание».
Рассказывание сказок - старый русский обычай. Еще в давние времена исполнение сказок было доступно каждому: и мужчинам, и женщинам, и детям, и взрослым
Слайд 7В русских сказках богатство никогда не имело собственной ценности, и богатый
никогда не был добрым, честным и порядочным человеком.
У кого ты ни спроси –
Всем известно на Руси:
То он царь,
то из крестьян,
А зовут его …Иван
Имя Иван по происхождению – древнееврейское
(Yohanan - Бог милует),
и пришло в русский имённик с принятием православия
как имя Иоанна-крестителя. Имя Иоанн является одним из знаковых в христианстве. Следовательно, имя Иван подчёркивает, что наш герой является православным христианином.
Слайд 8Герой сказок Иван-дурак вовсе не дурак, в современном значении этого слова.
До принятия христианства и долгое время после существовала традиция не называть детей «взрослыми» именами, чтобы их не похитили «черти» (живущие за чертой), пока они беспомощные. Большое распространение имели детские имена, образованные от числительных - Первак, Вторак, Третьяк. А также и Другак, то есть «другой», следующий. Поэтому знаменитый Иван-Дурак из русских сказок вовсе не дурак, а просто младший из трёх сыновей.
Слайд 9Но как же стало возможным, что один и тот же образ
Ивана– воплощается в двух героях - дурака и царевича.
Царевич - человек благородного происхождения, сын царя.
А сын царя всегда должен быть положительным и сильным. Поэтому Иван-царевич - народный положительный герой.
Слайд 10Одна из наиболее ярких христианских традиций волшебной сказки – колокола и
колокольный звон. Звучание колокола сопровождает все переживания жизни человека
Слайд 11Сказка охотно использует христианские «чудесные средства».
К ним следует отнести, прежде
всего, чтение Псалтыри и окропление святой водой, замещающее образ живой/ мертвой воды:
«сбрызнул раз тело святой водой – тело срослось, взбрызнул в другой – царевна ожила и сделалась краше прежней».
Слайд 12 Символично использование в сказках чисел:
три, семь. Число «3» издревле считали магическим. Даже в библии бог предстает в триедином лице. 3- это божественное совершенство. Известно выражение: Бог троицу любит.
Символика числа 7 характерна и для библейских сюжетов. Богословы трактуют это число как соединение числа 3-божественного совершенства и 4 –мирового порядка
Слайд 13Чему может научить мудрость народных сказок? Самое главное – это стараться
жить согласно евангельскому учению, быть добрым, смелым и милосердным, честным и трудолюбивым.
С христианской позиции, нерадение о детях – больший из всех грехов. Основная черта характера мачехи – ненависть, направленная на падчерицу. Эта героиня нарушает заповедь – возлюби ближнего своего как самого себя. Видит в приемной дочери врага – врага в ближнем своем
Слайд 14 Падчерица – самый трогательный образ русской волшебной сказки, образ, воплотивший
идеал добродетельной дочери и девушки. Восприятие этой героини шло, прежде всего через христианской мировоззрение.
Падчерица – образец кротости и жертвенности. Идея жертвы - одна из важнейших в христианском миропонимании.
Слайд 15 Мать посылает в лес родную
дочь, но она преисполнена грубости и злобы. Дерзко отвечает Морозке и из-за этого погибает.
Почему же так случилось? Наверное, это расплата за грехи. И здесь чувствуется предупреждение всем детям и родителям.
Недаром сложена в народе поговорка: «Не в силе Бог, а в правде».
Только трудолюбие и честность могут сделать человека благородным.
Такова мораль этой сказки.
Слайд 162.Тема добра в сказке «Несмеяна-царевна»
Сказка «Несмеяна-царевна» начинается необычными
словами:
«Как подумаешь, куда велик Божий свет! Живут в
нём люди богатые и бедные, и всем им просторно, и всех их
презирает и рассуждает Господь. Живут роскошные – и
празднуют; живут горемычные – и трудятся; каждому своя
доля!»
Несмеяне противопоставлен бедный, но счастливый «честный работник». Самое ценное для этого человека не деньги, а добрые дела..
Вот, оказывается, что необходимо человеческой душе – радости, не связанной с материальными благами. Хлеба единого человеку мало, он радуется и улыбается тому, что, казалось бы, не даёт пользы.
Народ понимал, что материальная сторона – далеко не всё, что нужна жизнь духа. Недаром были сложены такие пословицы:
Злой плачет от зависти, добрый от радости,
От радости кудри вьются, от печали секутся,
Делай не ложью – всё выйдет по Божию.
Слайд 173. От «Заповедей блаженства» к логике развития сказочного сюжета
«Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят...»
(Мф 5:3-10)
Слайд 18Заключение.
Русская сказка – кладезь духовности
Русские народные сказки дарят человеку незримые духовные богатства. Пока рассказывают бабушки русские сказки внукам, в душе человека будет побеждать не злое начало, не стремление к призрачным материальным благам, а возвышенное стремление к правде и добру.
Слайд 19 Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого
– то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому – то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!
Слайд 20Литература
Народные русские сказки. Из сборника А. Н.
Афанасьева. – М.:
«Художественная литература», 1982
2. Седов А. К. Зачем детям нужны сказки? – «Русский дом», 2007, №9.
3. Трубецкой Е. Н. Три очерка о русской иконе. «Иное царство» и его искатели в русской народной сказке. – М.: «Лепта», 2000.
4. Шамаева С. Е. Апология сказки. – Воронеж: «Левый берег», 1996.
Слайд 21Христианские мотивы в русских народных сказках
Слайд 22Цель работы:
Раскрыть христианские мотивы в русских народных сказках на примере наиболее
любимых мною произведений.
Задачи:
Изучить христианские традиции, законы, заповеди.
Прочитать русские народные сказки.
Проанализировать содержание сказок «Морозко», «Иван – крестьянский сын и
чудо-юдо», «Гуси-лебеди».
Отобрать и оформить материал на тему «Христианские мотивы в русских народных сказках».
Слайд 23Вековая мудрость русской сказки
Слово "сказка" обозначает "байка" или "басень" (от слова
"баять" - рассказывать).
Сказки - это настоящая бытовая энциклопедия прошлого, настоящего и даже, возможно, будущего.
Важное значение получил общерусский сборник А.Н. Афанасьева "Народные русские сказки" (1855 - 1965): в него входят сказки, бытовавшие во многих краях России.
Слайд 24Особенностью Ивана является то, что в одних сказках он фигурирует как
Иван-дурак, а в других - как Иван-царевич.
Народный положительный герой
Слайд 25Еще одна важная особенность народной духовной жизни находит свое отражение в
народных сказках – соборность - единство дела, мысли, чувства.
Нравственные ценности народа:
доброта, как жалость к слабому, которая торжествует над эгоизмом и проявляется в способности отдать другому последнее и отдать за другого жизнь; страдание как мотив добродетельных поступков и подвигов; победа силы духовной над силой физической.
Слайд 26Нравственные ценности народа
Помощь, трудолюбие
Доброта, смирение
Страдание
Слайд 27 Мотивы смирения и незлобливости
в сказке «Морозко»
Трудолюбие
Честность
Смирение
Доброта
Незлобливость
Слайд 28Христианский смысл сказки
«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»
Трудолюбие
Сострадание
Соучастие
Послушание
Слайд 29Христианский смысл сказки
«Гуси – лебеди»
Любовь
Доброта
Очищение от грехов
Слайд 30 От «Заповедей блаженства» к логике развития сказочного сюжета
Русские народные сказки
дарят человеку незримые духовные богатства.
Чем больше добрых дел,
тем ближе к Богу.
Чем меньше зависти, упреков и обид,
Тем легче отыскать нам ту дорогу,
Где нас Господь спасёт и сохранит.
Слайд 31«Знаете ли Вы русские народные сказки»?
Слайд 32«Любите ли Вы читать русские народные сказки?»
Слайд 33 Кто Вас познакомил со сказками ?
Слайд 34Какие христианские заповеди Вы знаете?
Слайд 35Какие общечеловеческие качества присутствуют в русских народных сказках?
Слайд 36Чему, по Вашему мнению, учат русские народные сказки?