Презентация, доклад на тему Исследование эффективности использования перфокарт на логопедических занятиях

Содержание

Перфокарта представляет собой или однородную карточку с заданием, или согнутую пополам с чистым листком бумаги внутри. Снаружи карточки находятся вырезанные «окошки», в которые дети записывают свои ответы.

Слайд 1«Исследование эффективности использования перфокарт на логопедических занятиях»
Составители: учитель–логопед
МБОУ СОШ №9

г. Пензы Липовая Г.В.,
учитель-логопед МБОУ СОШ №74 г. Пензы
Разенкова Е.А.
«Исследование эффективности использования перфокарт на логопедических занятиях»Составители: учитель–логопед МБОУ СОШ №9 г. Пензы Липовая Г.В.,учитель-логопед МБОУ СОШ

Слайд 2 Перфокарта представляет собой или однородную карточку с заданием, или согнутую

пополам с чистым листком бумаги внутри. Снаружи карточки находятся вырезанные «окошки», в которые дети записывают свои ответы.
Перфокарта представляет собой или однородную карточку с заданием, или согнутую пополам с чистым листком бумаги внутри.

Слайд 3Актуальность исследования -
необходимости разнообразия форм и методов, используемых на логопедических занятиях

при коррекции трудностей письменной речи у учащихся начальных классов.

Цель исследования -
изучение влияния использования перфокарт на процесс преодоления трудностей письменной речи у младших школьников .

Актуальность исследования -	необходимости разнообразия форм и методов, используемых на логопедических занятиях при коррекции трудностей письменной речи у

Слайд 4Предмет исследования-
исследование эффективности использования перфокарт на логопедических занятиях.

Объект исследования


процесс коррекционно-логопедической работы по устранению трудностей письменной речи у учащихся начальных классов.


Предмет исследования-  исследование эффективности использования перфокарт на логопедических занятиях.Объект исследования –   процесс коррекционно-логопедической работы

Слайд 5Гипотеза исследования -

использование перфокарт в коррекционно-логопедической работе, проводимой

с учащимися начальных классов, имеющими трудности письменной речи, повышает ее эффективность.

Гипотеза исследования -  	использование перфокарт в коррекционно-логопедической работе, проводимой с учащимися начальных классов, имеющими трудности письменной

Слайд 6Задачи исследования:
1. Изучить основные виды перфокарт, содержание и применение их в

письменной речи учащихся.
2. Рассмотреть основные принципы, последовательность, методы и приемы логопедической работы по преодолению трудностей письменной речи.
3. Разработать педагогические условия, способствующие активизации словарного запаса и орфографической зоркости у учеников начальных классов.
4. Разработать систему методик использования перфокарт и применить её на практике.
5.Эмпирическим путем проверить гипотезу данного исследования .

Задачи исследования:1. Изучить основные виды перфокарт, содержание и применение их в письменной речи учащихся.2. Рассмотреть основные принципы,

Слайд 7Методы исследования
теоретические
эмпирические
статистическая обработка результатов
Новизна и практическая значимость –

впервые было проведено исследование влияния использования перфокарт на процесс преодоления трудностей письменной речи у младших школьников, и результаты исследования могут использоваться в практической деятельности учителями-логопедами, учителями начальных классов, родителями учащихся.

Методы исследованиятеоретическиеэмпирическиестатистическая обработка результатов  Новизна и практическая значимость –   впервые было проведено исследование влияния

Слайд 8Впервые перфокарты появились приблизительно в 1800 году, их использовал Джеквард Лум.

Он производил раскрой ткани по образцам, представленным перфокартами. Идея перфокарт нашла также практическое применение в ткацких станках Ж. Жаккара (1804) и вычислительной машине Ч. Бэббиджа (1833). Позже аналогичная технология стала использоваться в механических пианино.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПЕРФОКАРТ.

Впервые перфокарты появились приблизительно в 1800 году, их использовал Джеквард Лум. Он производил раскрой ткани по образцам,

Слайд 9Перфокарты легки в изготовлении и применении.
Их преимущество можно рассмотреть с двух

сторон.
С одной стороны – это удобство работы:
многократное использование перфокарты при замене подкладного листа ;
щадящий режим письма для детей со слабой моторикой;
проведение работы над ошибками именно с теми словами, написание которых не усвоил ученик;
время, потраченное на выполнение карты первоначально около пяти минут, впоследствии уменьшается.

С другой стороны:
перфокарты позволяют подходить дифференцированно к каждому ученику в усвоении темы;
за короткий промежуток времени на уроке можно оценить работу большого количества учеников;
учителю дают возможность проследить каждого ученика в освоении той или иной темы, отмечая результаты (количество ошибок) выполнения каждой перфокарты в таблице: Ф.И. ученика;
создают ситуацию успеха, когда ребенок видит, что количество ошибок уменьшается.

Перфокарты легки в изготовлении и применении.Их преимущество можно рассмотреть с двух сторон. С одной стороны – это

Слайд 10Этапы исследовательской работы:
Констатирующий этап включал в себя проведение письменных работ во

2 и 3 классах школы, отбор учащихся с нарушением письма для занятий на логопункте; распределение детей по группам (контрольная и экспериментальная подгруппа); составление перспективного плана работы; оформление документации (2010 г.).
Формирующий этап включал в себя проведение коррекционно-логопедической работы в контрольных и экспериментальных подгруппах (с сентября 2010 г. по май 2011 г.).

Контрольный этап состоял из анализа результатов коррекционного обучения; сравнения количества ошибок на письме у детей экспериментальной подгруппы с контрольной, где эксперимент не проводился (2011 г.).

Этапы исследовательской работы:Констатирующий этап включал в себя проведение письменных работ во 2 и 3 классах школы, отбор

Слайд 11Констатирующий этап исследования
Проведено логопедическое обследование 70 учащихся 2-х классов

и 45 учащихся 3-х классов МБОУ СОШ № 74, у 42-х из них были диагностированы трудности усвоения письменной речи различного характера.

В эксперименте участвовали 38 учащихся с трудностями письменной речи: 24 ученика вторых классов и 14 учеников третьих.

Сформированы группы :
экспериментальная ЭГ (19 чел.)
контрольная КГ (19 чел.)

Констатирующий этап исследования   	Проведено логопедическое обследование 70 учащихся 2-х классов и 45 учащихся 3-х классов

Слайд 12Формирующий этап исследования (В экспериментальных группах занятия проводились с использованием перфокарт различного

уровня сложности.)


Игровые упражнения с использованием перфокарт






Блок заданий (1уровень сложности):
вставить пропущенные буквы (на уровне слова);
вставить пропущенные буквы (на уровне словосочетания);
вставить пропущенные буквы (на уровне предложения).

Блок заданий (2 уровень сложности):
вставить пропущенные буквы в слова, из слов составить предложение;
вставить пропущенные буквы в слова, из слов составить предложение, из предложений текст.

Блок заданий (3 уровень сложности):
вставить пропущенные буквы в слова, с каждым словом составить предложение, чтобы получился небольшой рассказ на заданную тему.

Блок заданий (4 уровень сложности):
вставить пропущенные слова;
вставить пропущенные слова и картинки;
ставить пропущенные окончания в слова;
разобрать слова по составу;
вставить пропущенные знаки препинания в предложения.

Блок заданий
(5 уровень сложности):
перфокарты в работе по формированию фонематического слуха.

Формирующий этап исследования (В экспериментальных группах занятия проводились с использованием перфокарт различного уровня сложности.)  Игровые упражнения

Слайд 13Блок заданий (1 уровень сложности):

1.Вставить пропущенные буквы (на уровне слова):
Тема: Звонкие

и глухие согласные.

Тема: Безударные гласные в корнях слов.



Блок заданий (1 уровень сложности):1.Вставить пропущенные буквы (на уровне слова):Тема: Звонкие и глухие согласные. Тема: Безударные гласные

Слайд 14Вставить пропущенные буквы (на уровне слова):
Тема: Дифференциация л – р.

Тема: Буквы и – у.

Вставить пропущенные буквы (на уровне слова):Тема: Дифференциация л – р.

Слайд 15
2. Вставить пропущенные буквы (на уровне словосочетания):


С
ц
3. Вставить пропущенные буквы (на

уровне предложения):

Тема: Буквы п – т.

Тема: Дифференциация с – ц.

2. Вставить пропущенные буквы (на уровне словосочетания):Сц3. Вставить пропущенные буквы (на уровне предложения):Тема: Буквы п – т.Тема:

Слайд 16Блок заданий (2 уровень сложности):

1.Вставить пропущенные буквы в слова, из слов

составить предложение.

Тема: Буквы а – о.

Буквоедка

Тема: Буквы и – у.

Блок заданий (2 уровень сложности):1.Вставить пропущенные буквы в слова, из слов составить предложение.    Тема:

Слайд 172.Вставить пропущенные буквы в слова, из слов составить предложение, из предложений

- текст. Например: Весна.



Тема: Буквы а – о.

2.Вставить пропущенные буквы в слова, из слов составить предложение, из предложений - текст. Например: Весна.Тема: Буквы а

Слайд 18Блок заданий (3 уровень сложности):

Вставить пропущенные буквы в слова, с каждым

словом составить предложение, чтобы получился небольшой рассказ на заданную тему.
Например: На рыбалке.

Тема: Повторение пройденного материала.

Елка.

Тема: Дифференциация л – р.

Блок заданий (3 уровень сложности):Вставить пропущенные буквы в слова, с каждым словом составить предложение, чтобы получился небольшой

Слайд 19Блок заданий (4 уровень сложности):
1. Вставить пропущенные слова.





Блок заданий (4 уровень сложности):1. Вставить пропущенные слова.

Слайд 20
















Какое время года?






Весенние месяцы.

2. Вставить пропущенные слова и картинки.


Слайд 21
3. Прочитать словосочетания. Вставить окончания прилагательных.

3. Прочитать словосочетания. Вставить окончания прилагательных.

Слайд 22Прочитать текст. Вставить окончания существительных.

Прочитать текст. Вставить окончания существительных.

Слайд 234. Разобрать данные слова по составу.

4. Разобрать данные слова по составу.

Слайд 245. Вставить пропущенные знаки препинания в предложения.










- Вот приезжайте к нам

ранней весной, - сказали итальянцы, - когда всё цветёт

У вас ещё снег лежит в конце февраля, а у нас какая красота

- Ну, в феврале у нас тоже хорошо У нас в феврале Масленица

Масленица Блины едим

- А что такое блины

Мы переглянулись Ну, как этим шарманщикам объяснить, что такое блин

Задание: наложите перфокарту на лист тетради. Внимательно прочитайте текст. Вставьте нужный знак препинания (. ! ?) в конце предложения.

5. Вставить пропущенные знаки препинания в предложения.- Вот приезжайте к нам ранней весной, - сказали итальянцы, -

Слайд 25
Пример, работы по перфокарте на звук Ч. Ребенок отмечает значком в

окошках под картинкой наличие звука Ч (крестик, кружок и т.д.). Затем взрослый снимает с листа перфокарту и просит ребенка соединить последовательно значки так, чтобы получилась буква Ч.



ПЕРФОКАРТЫ в работе по формированию фонематического слуха

Цель: нахождение заданного звука на основе громкого проговаривания.

Блок заданий (5 уровень сложности):

Пример, работы по перфокарте на звук Ч. Ребенок отмечает значком в окошках под картинкой наличие звука Ч

Слайд 26Коррекционные занятия с использованием перфокарт способствуют :
активизации мыслительной деятельности, памяти,

внимания;
развития самостоятельности и инициативности, сообразительности и находчивости;
развития способности воспринимать сказанное на слух и быстроты реакции;
повышения познавательного интереса.
Коррекционные занятия с использованием перфокарт способствуют : активизации мыслительной деятельности, памяти, внимания; развития самостоятельности и инициативности, сообразительности

Слайд 27Контрольный этап исследования
Диаграмма 2. Мониторинг количества ошибок в письменных работах

учащихся контрольной и экспериментальной групп на начало и конец учебного года.



Контрольный этап исследования Диаграмма 2. Мониторинг количества ошибок в письменных работах учащихся контрольной и экспериментальной групп на

Слайд 28Выводы
1. Активизировались высшие психические функции, в том числе речевая память, внимание к

языковым явлениям, словесно-логическое мышление.
2. Улучшались навыки письма под диктовку, самостоятельного письма и произошло повышение возможностей самоконтроля.
3. Учащиеся стали более самостоятельными, инициативными, сообразительными;
4. В письменных работах снизилось количество специфических ошибок.

Выводы1.	Активизировались высшие психические функции, в том числе речевая память, внимание к языковым явлениям, словесно-логическое мышление. 2.	Улучшались навыки

Слайд 29
Спасибо за внимание!!!

Спасибо за внимание!!!

Слайд 30«Исследование эффективности использования перфокарт на логопедических занятиях»
Составители: учитель–логопед
МБОУ СОШ №9

г. Пензы Липовая Г.В.,
учитель-логопед МБОУ СОШ №74 г. Пензы
Разенкова Е.А.
«Исследование эффективности использования перфокарт на логопедических занятиях»Составители: учитель–логопед МБОУ СОШ №9 г. Пензы Липовая Г.В.,учитель-логопед МБОУ СОШ

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть