Слайд 1
Использование загадок как элемента устного народного творчества для развития связной и
образной речи в целях повышения эффективности логопедических занятий
Слайд 2
Это один из видов устного народного творчества, краткое описанное предмета или
явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного или скрытого вопроса
Загадка
Слайд 3
Логопед, обучая детей составлению загадок, решает несколько задач:
Развивает у школьников
образную выразительность речи.
Придумывая загадки описательного характера, рассказчики составляют тот же самый описательный рассказ, только без называния предмета, что позволяет разнообразить занятия по развитию связной речи;
Составляя загадку, дети стараются придумывать собственные, а не повторять загадки предыдущих рассказчков.
Слайд 4
Я изучала опыт работы авторов Прокопьевой В.Д. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н
Слайд 5
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ЗАГАДОК НА СРАВНЕНИЕ И ОТРИЦАНИЕ.
1. выбирая объект, о
котором будет составляться загадка, я предлагаю детям подобрать слова - признаки к этому объекту, и обозначаю их опорными картинками, расставляя их в столбик, один под другим или в ряд;
Слайд 6
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ЗАГАДОК НА СРАВНЕНИЕ И ОТРИЦАНИЕ.
Или так: предлагаю ребенку
сравнить по перечисленным значениям признаков предмет с другими, похожими на него объектами.
Слайд 7
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ЗАГАДОК НА СРАВНЕНИЕ И ОТРИЦАНИЕ.
2. далее прошу ребенка
сказать не просто на что похож предмет или, чем отличается, а дать образную характеристику подобранному сравнению.
Например: не просто помидор, а созревший помидор, не просто камень, а огромный камень и т.д.
3. после этого предлагаю загадать ученику свою загадку, вставляя при сравнении связки «Как» - если загадка на сравнение или «Но не» - если загадка на отрицание.
Слайд 8Примеры загадок:
Круглый, как спелый арбуз,
Блестящий, как золотое кольцо,
Шипящий, как рассерженная
Слайд 9Примеры
загадок:
С отрицанием
Круглый, но не надувной мяч,
Полосатый, но
не быстроногая зебра
Сладкий, но не вкусная конфета.
Круглый, но не спелый апельсин,
Полосатый, но не матросская тельняшка,
Слайд 10
Обучение детей составлению описательных загадок:
Во вводной беседе вместе с ребенком рассматриваем
все изучаемые по лексической теме объекты, вспоминаются их характерные и отличительные особенности (строение, окраска, качество, назначение и пр.)
Затем сообщаю ребенку цель занятия: «Сегодня мы с тобой будем учиться придумывать загадки о …»
Далее вместе с ребенком рассматривает опорные картинки для составления загадки, выложенные по кругу, в центре круга – знак вопроса
И ученик, используя в качестве наглядной опоры предложенные опорные картинки и устный план, составляет загадку об объекте.
Слайд 11Примеры загадок:
С отрицанием
Круглый, но не надувной мяч,
Полосатый, но
не быстроногая зебра
Сладкий, но не вкусная конфета.
Круглый, но не спелый апельсин,
Полосатый, но не матросская тельняшка,
Сладкий, но не спелая ягода.
Слайд 12Примеры загадок:
Загадки о животных
План составления
описательной загадки:
какое это животное: домашнее
или
дикое, жарких, холодных стран,
средней полосы (обобщающее значение);
окраска;
размер;
части тела;
чем покрыто тело животного;
чем питается (хищник или травоядное).
Слайд 13Опорные картинки для составления описательных загадок
Загадки о птицах.
План составления загадки:
какая это птица: домашняя, перелётная или зимующая (обобщающее значение);
части тела птицы;
окраска;
чем питается;
как подаёт голос;
как называется жилище.
Слайд 14
Таким образом, обучение детей составлению описательных загадок, а также загадок на
сравнение и отрицание, с использованием опорных картинок позволяет развивать связную речь, формировать ее образную выразительность, способствует обогащению словаря, благотворно влияет на мышление и воображение. Использование учителем-логопедом возможностей устного народного творчества позволяет поддерживать активность и интерес учеников на протяжении всего коррекционно-развивающего занятия.
Слайд 15
ЛИТЕРАТУРА
1.Нестеренко А. А. Страна загадок. Ростов-на-Дону., Изд-во Ростовского университета 1993. –
32с.
2.Прокопьева В.Д. Занятия с логопедом. Учимся сочинять стихи и загадки. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2011. – 171с.
3.Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников. Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений, 2004. – 59с.
4.Шульгина Е.В. и Третьяк Н.Н. «Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками». – С.Пб; «Детство-ПРЕСС», 2011. – 96с.