Слайд 1
Использование мнемотехники в формировании связной речи детей
дошкольного возраста
«Если
ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит».
Ушинский К.Д.
Слайд 2
Что же такое мнемотехника?
Мнемотехника – в переводе с греч. «искусство
запоминания».
Суть мнемосхем на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение, пиктограмма).
Главное – схематизировать так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемотехника обеспечивает
эффективное запоминание;
сохранение и воспроизведение информации;
развитие речи и психических процессов.
Слайд 3Мнемотехника помогает детям:
• Легче запоминать стихи, скороговорки, загадки, рассказы;
• Перекодировать информацию
из визуальной в абстрактную и наоборот;
• Выстраивать логическую цепочку событий и воспроизводить историю в правильном порядке (начало – середина — завершение);
• Обогащает словарный запас;
• Помогает развивать мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение
• Развивает фантазию;
• Помогает составлять длинные описательные предложения и согласовывать времена.
Слайд 4МНЕМОКВАДРАТ – МНЕМОДОРОЖКА - МНЕМОТАБЛИЦА
Мнемоквадрат
форма цвет размер части
Мнемодорожка
Сказка «Репка»
Мнемотаблица
Стихотворение
«Повар»
Слайд 5МНЕМОКВАДРАТ –
это карточка, на которой нарисован знакомый ребенку
предмет (носки, брюки, майка, сапоги, кофта и т. п.), задача ребенка заключается в том, чтобы назвать слова по картинкам.
Слайд 6МНЕМОДОРОЖКА
Мнемодорожка состоит из нескольких картинок, объединенных общей тематикой.
Ребенку нужно не
просто назвать слова, но и составить их в предложение или расположить в правильной последовательности.
К примеру, сперва я надеваю шапку, потом куртку, затем шарф, варежки.
Мнемодорожки позволяют ускорить процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Слайд 7МНЕМОТАБЛИЦА
это графическое изображение главных смысловых звеньев сюжета, рассказа, сказок или явлений
природы.
Слайд 8 Чтобы нарисованное было понятно, для выделения главного составляется схематическое
изображение.
Схемы служат своеобразным планом построения монолога и способствуют формированию лексико-грамматической наполняемости рассказа.
Слайд 9Последовательность работы с мнемотаблицами:
1. Введение элементов символов (формы, величины, действия).
2.
Использование опорных схем на всех видах занятий, различных видов деятельности (для выработки у ребёнка привыкания, понимания, что символ универсален).
3. Сочетание символов, чтение цепочки их.
4. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. (Задача этого этапа - активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.)
5. Творческое создание детьми опорных схем.
Слайд 12Составление описательного рассказа
Это наиболее трудный вид в монологической речи.
Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Сначала начинаем учить выделять признаки предмета.
.
Слайд 13Описательный рассказ и мнемотехника
Качественные характеристики объекта:
принадлежность к родовидовому понятию;
величина;
цвет;
форма;
части;
качество поверхности;
материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);
как он используется (какую пользу приносит)?
за что нравится (не нравится)
Мнемотаблица для описания игрушек.
Слайд 15Пенресказ
Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь
совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Слайд 16Пересказ и мнемотехника
План работы над пересказом.
Автор и
название произведения.
Чтение произведения взрослым.
Вопросы по содержанию.
Повторное чтение и схематизация
(мнемотаблица/дорожка).
5. Пересказ произведения ребёнком
с опорой на схематизацию
(по цепочке, по частям, по ролям,
с использованием драматизации и т.д.)
Слайд 18 Для развития связной речи детей, большая роль отводится заучиванию стихотворений.
При заучивании с детьми стихотворений, мы зачастую встречаются с такими трудностями как :
потеря, искажение смысла стихотворения;
изменение порядка слов, что нарушает художественную форму;
длительность процесса заучивания (запоминания);
припоминание, а при припоминании текста, теряется интонационная выразительность.
Слайд 19Заучивание стихотворных текстов
и мнемотехника
На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается
картинка (изображение); все стихотворение зарисовывается схематически.
На начальном этапе взрослый предлагает готовую план – схему.
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч.
Слайд 20Этапы работы над стихотворением
выразительное чтение стихотворения
вопросы по содержанию стихотворения,
помогающие ребенку
уяснить основную мысль
объяснение значения непонятных слов
/ в доступной для ребенка форме/
чтение стихотворения с установкой на запоминание с с опорой на мнемотаблицу.
чтение отдельно каждой строки стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Слайд 22Подарок маме
Сорвала я в поле
Цветик голубой,
Принесу в подарок
Маме дорогой.
Я его на
платье
Маме приколю.
Больше всех на свете
Маму я люблю.
Т. Волгина
Слайд 25В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц:
Расширяется не только словарный запас, но
и знания об окружающем мире.
Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.
Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии речи дошкольника.
Слайд 27Практические задания
По словесному плану – составьте мнемодорожку, для описания животного.
Название
(кто это?).
Домашнее или дикое.
Цвет.
Размер.
Части.
Чем питается.
Жилище.
Детёныши.
Польза.
Слайд 28 Н. Нищева «Ёлочка»
«Дед Мороз»
Перед нами ёлочка: Дед Мороз, Дед Мороз,
Шишечки, иголочки. Деткам ёлочку принёс,
Шарики, фонарики, А на ней фонарики,
Зайчики и свечки, Золотые шарики,
Звёзды, человечки. Дед Мороз, Дед Мороз,
Деткам сладости принёс,
Вафли ароматные
И конфеты мятные
Слайд 29Схематизировать рассказ «Пушок и Машка».
Пушок и Машка.
У Саши - собака Пушок.
У Даши – кошка Машка.
Пушок любит кости, а Машка – мышек.
Пушок спит у Сашиных ног, а Машка – на кушетке. Даша сама шьет для Машки подушку.
Машка будет спать на подушке.