Презентация, доклад на тему Использование мнемотехники в формировании связной речи детей дошкольного возраста

Содержание

Что же такое мнемотехника? Мнемотехника – в переводе с греч. «искусство запоминания». Суть мнемосхем на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение, пиктограмма).Главное – схематизировать так, чтобы нарисованное было понятно детям. Мнемотехника обеспечивает

Слайд 1 Использование мнемотехники в формировании связной речи детей дошкольного возраста «Если

ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит». Ушинский К.Д.
Использование мнемотехники в  формировании связной речи детей  дошкольного возраста    «Если

Слайд 2 Что же такое мнемотехника?
Мнемотехника – в переводе с греч. «искусство

запоминания».
Суть мнемосхем на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение, пиктограмма).
Главное – схематизировать так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемотехника обеспечивает
эффективное запоминание;
сохранение и воспроизведение информации;
развитие речи и психических процессов.
Что же такое мнемотехника?  Мнемотехника – в переводе с греч. «искусство запоминания». Суть мнемосхем на

Слайд 3Мнемотехника помогает детям:
• Легче запоминать стихи, скороговорки, загадки, рассказы;
• Перекодировать информацию

из визуальной в абстрактную и наоборот;
• Выстраивать логическую цепочку событий и воспроизводить историю в правильном порядке (начало – середина — завершение);
• Обогащает словарный запас;
• Помогает развивать мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение
• Развивает фантазию;
• Помогает составлять длинные описательные предложения и согласовывать времена.

Мнемотехника помогает детям: • Легче запоминать стихи, скороговорки, загадки, рассказы;• Перекодировать информацию из визуальной в абстрактную и

Слайд 4МНЕМОКВАДРАТ – МНЕМОДОРОЖКА - МНЕМОТАБЛИЦА
Мнемоквадрат

форма цвет размер части
Мнемодорожка
Сказка «Репка»

Мнемотаблица
Стихотворение
«Повар»



МНЕМОКВАДРАТ – МНЕМОДОРОЖКА - МНЕМОТАБЛИЦАМнемоквадрат

Слайд 5МНЕМОКВАДРАТ –
это карточка, на которой нарисован знакомый ребенку

предмет (носки, брюки, майка, сапоги, кофта и т. п.), задача ребенка заключается в том, чтобы назвать слова по картинкам.

МНЕМОКВАДРАТ –   это карточка, на которой нарисован знакомый ребенку предмет (носки, брюки, майка, сапоги, кофта

Слайд 6МНЕМОДОРОЖКА
Мнемодорожка состоит из нескольких картинок, объединенных общей тематикой.
Ребенку нужно не

просто назвать слова, но и составить их в предложение или расположить в правильной последовательности.
К примеру, сперва я надеваю шапку, потом куртку, затем шарф, варежки.



Мнемодорожки позволяют ускорить процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

МНЕМОДОРОЖКАМнемодорожка состоит из нескольких картинок, объединенных общей тематикой. Ребенку нужно не просто назвать слова, но и составить

Слайд 7МНЕМОТАБЛИЦА
это графическое изображение главных смысловых звеньев сюжета, рассказа, сказок или явлений

природы.


МНЕМОТАБЛИЦАэто графическое изображение главных смысловых звеньев сюжета, рассказа, сказок или явлений природы.

Слайд 8 Чтобы нарисованное было понятно, для выделения главного составляется схематическое

изображение.






Схемы служат своеобразным планом построения монолога и способствуют формированию лексико-грамматической наполняемости рассказа.
Чтобы нарисованное было понятно, для выделения главного составляется схематическое изображение.    Схемы служат

Слайд 9Последовательность работы с мнемотаблицами:
1. Введение элементов символов (формы, величины, действия).
2.

Использование опорных схем на всех видах занятий, различных видов деятельности (для выработки у ребёнка привыкания, понимания, что символ универсален).
3. Сочетание символов, чтение цепочки их.
4. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. (Задача этого этапа - активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.)
5. Творческое создание детьми опорных схем.

Последовательность работы с мнемотаблицами: 1. Введение элементов символов (формы, величины, действия). 2. Использование опорных схем на всех

Слайд 10ГОТОВЫЕ МНЕМОТАБЛИЦЫ

ГОТОВЫЕ МНЕМОТАБЛИЦЫ

Слайд 12Составление описательного рассказа
Это наиболее трудный вид в монологической речи.


Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Сначала начинаем учить выделять признаки предмета.
.
Составление описательного рассказа  Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие,

Слайд 13Описательный рассказ и мнемотехника
Качественные характеристики объекта:
принадлежность к родовидовому понятию;


величина;
цвет;
форма;
части;
качество поверхности;
материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);
как он используется (какую пользу приносит)?
за что нравится (не нравится)
Мнемотаблица для описания игрушек.

Описательный рассказ и мнемотехникаКачественные характеристики объекта: принадлежность к родовидовому понятию; величина;  цвет; форма; части; качество поверхности;

Слайд 15Пенресказ
Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь

совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Пенресказ Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить

Слайд 16Пересказ и мнемотехника
План работы над пересказом.
Автор и

название произведения.
Чтение произведения взрослым.
Вопросы по содержанию.
Повторное чтение и схематизация
(мнемотаблица/дорожка).
5. Пересказ произведения ребёнком
с опорой на схематизацию
(по цепочке, по частям, по ролям,
с использованием драматизации и т.д.)

Пересказ и мнемотехника     План работы над пересказом.Автор и название произведения.Чтение произведения взрослым.Вопросы по

Слайд 17Пересказ сказок

Пересказ сказок

Слайд 18 Для развития связной речи детей, большая роль отводится заучиванию стихотворений.


При заучивании с детьми стихотворений, мы зачастую встречаются с такими трудностями как :
потеря, искажение смысла стихотворения;
изменение порядка слов, что нарушает художественную форму;
длительность процесса заучивания (запоминания);
припоминание, а при припоминании текста, теряется интонационная выразительность.

Для развития связной речи детей, большая роль отводится заучиванию стихотворений. При заучивании с детьми стихотворений, мы

Слайд 19Заучивание стихотворных текстов и мнемотехника
На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается

картинка (изображение); все стихотворение зарисовывается схематически.
На начальном этапе взрослый предлагает готовую план – схему.


Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч.

Заучивание стихотворных текстов  и мнемотехникаНа каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); все стихотворение зарисовывается

Слайд 20Этапы работы над стихотворением
выразительное чтение стихотворения
вопросы по содержанию стихотворения,
помогающие ребенку

уяснить основную мысль

объяснение значения непонятных слов
/ в доступной для ребенка форме/

чтение стихотворения с установкой на запоминание с с опорой на мнемотаблицу.

чтение отдельно каждой строки стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Этапы работы над стихотворением выразительное чтение стихотворениявопросы по содержанию стихотворения, помогающие ребенку уяснить основную мысльобъяснение значения непонятных

Слайд 22Подарок маме
Сорвала я в поле
Цветик голубой,
Принесу в подарок
Маме дорогой.
Я его на

платье
Маме приколю.
Больше всех на свете
Маму я люблю.
Т. Волгина
Подарок мамеСорвала я в полеЦветик голубой,Принесу в подарокМаме дорогой.Я его на платьеМаме приколю.Больше всех на светеМаму я

Слайд 23Отгадывание загадок

Отгадывание загадок

Слайд 25В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц:
Расширяется не только словарный запас, но

и знания об окружающем мире.
Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.
Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии речи дошкольника.

В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц:Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.Появляется желание

Слайд 26Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Слайд 27Практические задания
По словесному плану – составьте мнемодорожку, для описания животного.
Название

(кто это?).
Домашнее или дикое.
Цвет.
Размер.
Части.
Чем питается.
Жилище.
Детёныши.
Польза.

Практические задания По словесному плану – составьте мнемодорожку, для описания животного.Название (кто это?).Домашнее или дикое.Цвет.Размер.Части.Чем питается.Жилище.Детёныши.Польза.

Слайд 28 Н. Нищева «Ёлочка»

«Дед Мороз»

Перед нами ёлочка: Дед Мороз, Дед Мороз, Шишечки, иголочки. Деткам ёлочку принёс, Шарики, фонарики, А на ней фонарики, Зайчики и свечки, Золотые шарики, Звёзды, человечки. Дед Мороз, Дед Мороз,
Деткам сладости принёс,
Вафли ароматные
И конфеты мятные

Н. Нищева «Ёлочка»         «Дед Мороз»

Слайд 29Схематизировать рассказ «Пушок и Машка».

Пушок и Машка.
У Саши - собака Пушок.


У Даши – кошка Машка.
Пушок любит кости, а Машка – мышек.
Пушок спит у Сашиных ног, а Машка – на кушетке. Даша сама шьет для Машки подушку.
Машка будет спать на подушке.

Схематизировать рассказ «Пушок и Машка». Пушок и Машка.У Саши - собака Пушок. У Даши – кошка Машка.

Слайд 35Угадайте стихотворение

Угадайте стихотворение

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть