Презентация, доклад на тему Использование методики наглядного моделирования в развитии связной речи дошкольников с ОНР

Содержание

«Учите ребёнка каким-нибудьнеизвестным ему пяти словам –он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету»

Слайд 1Использование технологии наглядного моделирования в развитии связной речи дошкольников с ОНР
Мацакова

Галина Алексеевна
учитель-логопед

Использование технологии наглядного моделирования  в развитии связной речи дошкольников с ОНР Мацакова Галина Алексеевнаучитель-логопед

Слайд 2«Учите ребёнка каким-нибудь
неизвестным ему пяти словам –
он будет долго и напрасно


мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету»
К. Д. Ушинский

«Учите ребёнка каким-нибудьнеизвестным ему пяти словам –он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов

Слайд 3Проблемы речи детей с ОНР
Несформированность
грамматического
строя речи
Недостаточный
словарный запас
Ребёнок
с ОНР
Отсутствие
логического


обоснования
своих утверждений
и выводов

Неспособность
построить
монолог

Бедная
диалогическая речь

Плохая дикция

Проблемы речи детей с ОНРНесформированностьграмматического строя речиНедостаточныйсловарный запасРебёнок с ОНРОтсутствие логического обоснования своих утверждений и выводовНеспособность построить

Слайд 4Одна из основных задач коррекционной работы с детьми:
- научить детей

связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях окружающей жизни.

Учеными выделяются два основных  фактора, облегчающих процесс становления связной речи.

Первый, по мнению С. Л. Рубинштейна, Л. В. Эльконина - это наглядность.
Второй, по мнению Л.С. Выготского – создание внутреннего плана высказывания.


В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Л. А. Венгер, О.М.Дьяченко и др.)

Одна из основных задач коррекционной работы с детьми: - научить детей связно и последовательно, грамматически и фонетически

Слайд 5Технология наглядного моделирования реализует следующие задачи:

–систематизация познавательной информации об окружающем;
– обогащение

словарного запаса детей, развитие связной речи;
– обучение последовательности, логичности, и связности изложения;
– развитие мышления, внимания, воображения, речеслуховой и зрительной памяти;
– воспитание у детей потребности в речевом общении.

Технология наглядного моделирования реализует следующие задачи:–систематизация познавательной информации об окружающем;– обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи;–

Слайд 6В основе метода наглядного моделирования:

Принцип замещения реального предмета моделью, отражающей основные

свойства объекта

Наглядная модель становится планом, обеспечивающим связность и последовательность монологического высказывания
Используется в различных видах монологических высказываний

В основе метода наглядного моделирования: Принцип замещения реального предмета моделью, отражающей основные свойства объектаНаглядная модель становится планом,

Слайд 7Виды наглядного моделирования
пиктограммы
символические
изображения
заменяющее слова
мнемотаблицы
служат дидактическим
материалом
в работе по

развитию
связной речи

замещения
вид моделирования,
при котором одни объекты
замещаются другими,
реально-условными

Виды наглядного моделированияпиктограммысимволические изображения заменяющее словамнемотаблицыслужат дидактическим материалом в работе по развитию связной речизамещения вид моделирования, при

Слайд 8Виды наглядных моделей – заместителей:
Предметные картинки
Геометрические фигуры
Символические изображения предметов

(условные обозначения предметов, силуэты, контуры, пиктограммы)
Мнемотаблицы
Сенсорно-графические схемы
Картинно-графические схемы
Контрастная рамка


Виды наглядных  моделей – заместителей:  Предметные картинкиГеометрические фигурыСимволические изображения предметов   (условные обозначения предметов,

Слайд 9 Факторы эффективности моделей - заменителей:
Модель должна отражать основные свойства объекта и быть

по структуре аналогичной объекту

Модель должна быть понятной и доступной для восприятия ребенка

Модель должна облегчать процесс овладения связными высказываниями разной сложности
Факторы эффективности моделей - заменителей: Модель должна отражать основные свойства объекта и быть по структуре аналогичной

Слайд 10 Участие детей в составлении моделей - заместителей:

На начальном этапе дети

используют готовые модели, предложенные педагогом

Совместное составление модели педагогом с детьми

Самостоятельное составление моделей детьми

Участие детей в составлении  моделей - заместителей:   На начальном этапе дети используют готовые

Слайд 11Использование метода наглядного моделирования способствует:
Формированию и активизации последовательного, развернутого монологического высказывания

Развитию словесно-логического мышления, восприятия, внимания, памяти

Развитию речевой и личностной активности и самостоятельности

Использование метода наглядного моделирования способствует:Формированию и активизации последовательного, развернутого монологического высказывания Развитию словесно-логического  мышления, восприятия, внимания,

Слайд 12 Составление предложений «Логопедические тренинги. От глаголов

к предложениям» Н. Е. Ильякова

(Звездочка – соответствующая предметная картинка)

Машина едет. Птица летит. Девочка играет.
 
Девочка ест яблоко. Мальчик рисует дом.
 
Папа купил мешок картошки. Мама читает книгу дочке.
 


Составление предложений   «Логопедические тренинги.      От глаголов к предложениям» Н.

Слайд 13Составление предложений «Обучение связной речи детей 4-5 лет» Картинно-графические планы  Т.

Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова
Составление предложений  «Обучение связной речи детей 4-5 лет»  Картинно-графические планы   Т. Ю. Бардышева, Е.

Слайд 14Пересказ сказок
«Курочка Ряба»


«Репка»
Пересказ сказок«Курочка Ряба»

Слайд 15Пересказ рассказов
«Кто сильнее»? В. Суслов
«Насекомые

осенью» В. Строков

Заучивание стихов

«Приходите в огород» А. М. Береснев

«Ласточка» А. Плещеев

«Весна» И. Виноградова

Пересказ рассказов«Кто сильнее»? В. Суслов      «Насекомые осенью» В. Строков

Слайд 16Составление

описательных рассказов
Составление

Слайд 17Составление сравнительных рассказов
Символы описания вставляются в свой обруч.

В пересечении обручей (круги Эйлера) выделяются одинаковые или похожие признаки предметов.
При описании определяется сначала сходство, а затем различие предметов.
Составление    сравнительных рассказов  Символы описания вставляются в свой обруч. В пересечении обручей (круги

Слайд 18Составление рассказа по сюжетной картине с использованием картинно – графических схем Т.

Ю. Бардышева Е. Н. Моносова

Мама кормит домашних птиц. Вова и Таня помогают маме. Мама кормит гуся горохом. Таня кормит курицу зерном. Вова кормит утку кашей. У мамы растут хорошие помощники.

Составление рассказа по сюжетной картине с использованием  картинно – графических схем Т. Ю. Бардышева  Е.

Слайд 19Составление рассказа по сюжетной картине с помощью приема фрагментарного рассказывания –

контрастной рамки Этапы: 1 - выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины 2 - определение взаимосвязи между ними 3 - объединение фрагментов в единый сюжет
Составление рассказа по сюжетной картине  с помощью приема фрагментарного рассказывания – контрастной рамки Этапы: 1 -

Слайд 20Логопедические сказки
Повествование со сказочным содержанием, в котором имеется

большое количество автоматизируемых звуков

(сказки В.Волиной, А.Цыферова и др.)

Последовательность:

Логопед рассказывает сказку ребенку

Ребенок выкладывает модель сказки

из символов-заместителей

Ребенок отвечает на вопросы по содержанию

Логопед моделирует фрагменты сказки, а ребенок пересказывает
данные фрагменты


Ребенок пересказывает всю сказку по модели

Логопедические сказки Повествование со сказочным содержанием,   в котором имеется большое количество автоматизируемых звуков(сказки В.Волиной, А.Цыферова

Слайд 21Творческие рассказы
Это умение противоположно навыку составления рассказов

:

Последовательность:

Логопед предлагает персонаж, а ситуацию – модель рассказа придумывает ребенок
Персонажи заменяются заместителями: силуэтными изображениями, символами
Составление рассказа по модели
Ребенок сам выбирает персонажей, заместителей и сам составляет модель рассказа

Творческие рассказыЭто умение противоположно навыку составления рассказов:

Слайд 22Рекомендуемая литература: 
1. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у

детей с системным недоразвитием речи. – М., 2005.  2. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. // Логопед 2008, № 4, с. 102-115.  3. Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. // Логопед. 2005, № 1, с. 7-12. 

Рекомендуемая литература:    1. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть