Слайд 1
ГБОУ НПО «Профессиональное училище № 13
имени Дважды Героя Социалистического труда
В.И.Штепо»
Педагогический совет на тему:
«ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ»
2013-2014 учебный год.
Слайд 2
«Теоретические аспекты интерактивных методов обучения»
Слайд 3
Понятие «интерактивные методы» – с английского: «inter» - «между», «active» -
действовать.
Интерактивные методы – это система правил организации продуктивного взаимодействия обучающихся между собой и педагогом в форме учебных, деловых , ролевых игр , дискуссий , при котором происходит освоение нового опыта , получение новых знаний.
Слайд 4Термин «интерактивные методы» – связан с двумя группами взаимосвязанных методов :
-
обучение ,построенное на общении с компьютером и посредством компьютера.
- обучение , построенное на общении между людьми , специально организованное учебное взаимодействие.
Слайд 5Мозговой штурм
(основные правила) :
- запрещена критика выдвинутых идей и промежуточные
критические оценки высказываний ;
- не допускаются суждения о неразрешимости проблем ;
- чем больше выдвинуто предложений , тем больше вероятность появления новой и ценной идеи ;
- в ходе «мозгового штурма» приветствуется усовершенствование и развитие предложенных идей ;
Слайд 6
- наличие ролей ;
- доброжелательная , творческая атмосфера проведения ;
- активное
взаимодействие всех участников игры ;
- имитация в игре реального процесса с помощью модели ;
- использование гибкого масштаба времени ;
- применение системы оценки результатов деятельности каждого участника и коллектива в целом , а также система стимулирования.
Слайд 7Ролевая игра (принципы) :
1.Принятие участниками определённых ролей, выполнение которых требует от
них дополнительных знаний , относящихся к принятой роли.
2.Предполагает подражание её участников действительности в речевом и неречевом поведении.
3.Наличие сотрудничества и партнёрства между участниками.
Слайд 8
Деловая игра – это моделирование определённой управленческой, экономической ,психологической, педагогической ситуации
,умение сформулировать , анализировать и принимать оптимальные решения.
Слайд 9
Признаки деловой игры как формы обучения :
имитации в игре реального
процесса с помощью модели,
распределение ролей между участниками игры, их взаимодействие друг с другом,
появление конфликтных ситуаций ,
наличие общей игровой цели всех участников,
Слайд 10
реализация «цепочки решений» , каждая из которых зависит от предыдущего ,
а также от решений , принимаемых другими участниками игр,
использование гибкого масштаба времени,
применение системы оценки результатов.
Слайд 11Имитационные игры
(игровое моделирование).
используется только одна роль , которая тиражирована.
Слайд 12Дискуссия
В переводе с латинского языка «discussion» - это исследование или
разбор .
Учебная дискуссия – это целенаправленное ,коллективное обсуждение конкретной проблемы , сопровождающееся обменом идеями, суждениями ,мнениями в группе.
Слайд 13Стадии дискуссии:
I.Ориентация:
- адаптация участников дискуссии
к самой проблеме ;
-
адаптация участников дискуссии
друг к другу ;
- формирование проблемы ,
цели дискуссии;
- определение правил и
регламента дискуссии.
Слайд 14
II. Оценка :
- выступление участников дискуссии ,
- ответы на
возникающие вопросы ,
- сбор максимального объёма идей, предложений.
Слайд 15
III. Консолидация :
- анализ результатов дискуссий,
- согласование мнений и позиций,
- совместное
формирование решений,
- совместное принятие решений.
Слайд 16Виды дискуссий:
1.Тематическая – обсуждаемые вопросы связаны с темой урока.
2. Биографическая –
ориентирована на индивидуальный прошлый опыт участника.
3. Интеракционная - обсуждение идёт «здесь и теперь», т.е. в условиях взаимодействия групп.
Слайд 17Эффективность дискуссии проявляется:
- моделирование реальной жизненной проблемы;
- выработка у обучающихся умения
слушать и взаимодействовать с другими;
- умение продемонстрировать для большинства значимости проблемы;
- умение анализировать реальные ситуации, отделять главное от второстепенного.
Слайд 18Метод анализа конкретных ситуаций.
это ситуация , связанная с учебным материалом по
данной теме , требующая принятия решения по определённой системе поведения в данных условиях.
Слайд 19ситуации – иллюстрации,
ситуации – упражнения,
оценочные ситуации,
проблемные ситуации,
прогностические ситуации.
Слайд 20Выводы:
интерактивные формы и методы обучения относятся к числу инновационных и способствуют
познавательной деятельности обучающихся,
интерактивные методы обучения являются условием для самореализации личности обучающихся в учебной деятельности,
интерактивные методы обучения способствуют организации такой стратегии в педагогике , как сотрудничество.
Слайд 21
«Игра как средство интерактивного обучения»
Слайд 22
«Ребёнок не устаёт от работы ,которая отвечает его функциональным жизненным потребностям».
С.Френе
Слайд 23
Эффективность игры в учебно - воспитательном процессе:
повышает интерес обучающихся,
стимулирует рост познавательной
активности обучающихся,
способствует приобретению навыков принятия естественных решений в разнообразных ситуациях,
Слайд 24
формирует опыт нравственного выбора,
формирует неформальное общение между педагогами и обучающимися ,
что позволяет раскрыть и тем и другим свои личностные качества,
повышает самооценку участников игры,
является психологическим эквивалентом творческой деятельности,
Слайд 25
является средством развития умений и навыков коллективной мыслительной деятельности,
снимает
напряжённость учебных занятий,
20 % учебного материала усваивается при лекционной подаче,
90 % учебного материала усваивается в деловой игре.
Слайд 26
Значение игровых форм и методов обучения при выполнении образовательных целей:
1) Стимулирование
мотивации и интереса:
- в области предмета изучения,
- в общеобразовательном плане,
- в продолжении изучения темы.
Слайд 27 2) Поддержание и усиление значения , полученной ранее информации
в другой форме:
- фактов , образа или системного понимания ,
- расширенного осознания различных возможностей и проблем,
- последствия в осуществлении конкретных планов или возможностей.
Слайд 283) Развитие навыков:
- критического мышления и анализа,
- принятия решений,
- взаимодействия ,
коммуникации,
- конкретных умений (обобщение информации , подготовка рефератов),
- готовности к специальной работе в будущем (поиск работы , руководство группой , работа в непредвиденных условиях).
Слайд 29
4) Изменение установок:
- социальных ценностей (конкуренция и сотрудничество),
- восприятие интересов других
участников, социальных ролей.
Слайд 30
5) Саморазвитие или развитие благодаря другим участникам:
- оценка преподавателем тех же
умений участника,
- осознание уровня собственной образованности, приобретение навыков, потребовавшихся в игре ,лидерских качеств.
Слайд 31Классификация игр.
1. По игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, драматизация.
2. По
характеру педагогического процесса: обучающие, познавательные, репродуктивные, коммуникативные, тренинговые , воспитательные, продуктивные, диагностические, контролирующие, развивающие, творческие, психотехнические, обобщающие.
Слайд 32
3. По области деятельности: интеллектуальные, социальные, психологические, физические, трудовые.
4. По игровой
среде:
без предметов, с предметами, компьютерные, технические, настольные, телевизионные и т.д.
Слайд 33Методика организации игры включает этапы:
подготовительный
основной
заключительный
Слайд 34Методическое оснащение игры:
1. Структурные схемы:
цели - задачи - содержание –
этапы.
2. Сценарий – в виде «генерирования событий».
3. Предметная сфера:
- сведения из различных учебных предметов,
- факты из реального личного опыта,
- сам процесс составления проекта и прогнозирования развития проблемных ситуаций, обсуждаемых в ходе игры.
Слайд 35
4. Комплект ролей – описание функциональных прав и обязанностей.
5. Правила игры.
6.
Методическое обеспечение игры:
- проспект игры,
- конкретные рекомендации,
- описание методик оценивания результатов игры.
7.Система критериев оценивания.
Слайд 36
Игровые формы и методы обучения приносят удовольствие, доказывая, что образование –
не всегда нудное занятие.
Слайд 37
«Использование интерактивных форм и методов обучения для повышения эффективности обучения учащихся
на уроках математики»
Слайд 38
«Скажи мне – и я забуду,
покажи мне – и я запомню,
дай
сделать – и я пойму».
Слайд 39Значение интерактивных форм и методов.
Стимулирование мотивации и интереса в области изучаемых
предметов.
Повышение уровня активности и самостоятельности обучающихся.
Развитие навыков анализа критичности мышления, взаимодействия, коммуникации.
Саморазвитие и развитие.
Слайд 40Современные классификации дидактических методов.
Объяснительно – иллюстративный,
программированный,
проблемный,
модельный.
Эти методы принято сегодня называть интерактивными.
Слайд 41При интерактивном обучении важно научить ученика работать во всем цикле:
- поиск
и вычленение ведущих проблем;
-выстраивание проблем по степени значимости;
-анализ проблем;
-определение целей, задач направлений деятельности;
-наработка возможных вариантов решений;
-выбор наилучших решений;
-определение механизма решения проблем;
-составление программы и плана работы.
Слайд 42«Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей.»
Слайд 43Методы активизации познавательной деятельности .
Применение нетрадиционных форм уроков.
Использование нетрадиционных форм учебных
занятий.
Применение игровых форм, методов и приёмов обучения.
Применение проблемно – задачного подхода (системы познавательных и практических задач, проблемных вопросов, ситуаций).
Слайд 44
Использование всех форм учебной работы обучающихся.
Повышение удельного веса интерактивных методов обучения
(самостоятельность в приобретении знаний, уровень исследовательской деятельности, что помогает оценить степень активности обучающихся).
Использование всех методов мотивации и стимулирования обучающихся.
Слайд 45Методы мотивации.
эмоциональные,
познавательные,
волевые,
социальные.
Мотивация является основным условием интерактивного обучения.
Слайд 46Использование информационно- коммуникационных технологий.
Направления информатизации образования:
как объект обучения,
как средство организации учебного
процесса,
как средство обучения.
Слайд 47Технология применения средств ИКТ в предметном обучении основывается на:
использовании некоторых формализованных
моделей содержания;
деятельности преподавателя;
повышении мотивации и активности обучающихся , вызываемой интерактивными свойствами компьютера.
Слайд 48Возможности компьютера в предметном обучении:
полная (частичная) замена деятельности преподавателя.
фрагментарное, выборочное использование
дополнительного материала;
использование тренинговых программ;
использование диагностических и контролирующих материалов;
Слайд 49
выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
использование компьютера для вычислений, построения графиков;
использование
программ, имитирующих опыты и лабораторные работы;
использование игровых и занимательных программ.
Слайд 50
Интерактивное обучение - способ познания,
основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Это метод, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех» (по В.С.Дьяченко)
Слайд 51
Система оценки деятельности обучающихся:
«Чрезвычайно важно, что в такой
системе обучения изменяются подходы к допущенным учащимися ошибкам. Фокус внимания преподавателя смещается от получения правильного ответа к пониманию того, каким образом этот ответ получен. Ошибки учащихся преподаватель использует как часть учебного процесса, вместе с ними анализирует логику мышления, приведенную к просчетам, и тем самым совершенствует мыслительный процесс»
Слайд 52
«Главный принцип разбора ошибок совместной работы: разбирать не
содержательную ошибку, а ход взаимодействия!!!»
Слайд 53
«При оценке работы группы подчеркиваются не столько
ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость, приветливость. Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не давать детям, работавшим вместе, разных оценок!!!»
Слайд 54
Что дает внедрение интерактивного режима различным субъектам образовательного процесса?
Слайд 55
Конкретному ученику:
- осознание включенности в общую работу;
- развитие личностной
рефлексии;
- становление активной, субъектной позиции в учебной (и иной) деятельности;
- оценка работы каждого ученика учителем или другими учениками.
Слайд 56
Учебной микрогруппе:
- развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе;
- формирование ценностно-ориентационного единства группы;
- поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации;
- принятие нравственных норм и правил совместной деятельности.
Слайд 57
Ученическому классу:
- формирование класса как групповой общности;
- повышение познавательной
активности класса;
- развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии
Слайд 58
Связке «класс-учитель»:
- нестандартное отношение к организации
образовательного процесса;
- многомерное
освоение учебного материала;
- формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях.
Слайд 59Выводы:
Интерактивные формы и методы относятся к числу инновационных и способствуют активизации
познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного материала.
Являются условием для самореализации личности учащихся в учебной деятельности.
Слайд 60Интерактивные формы уроков теоретического и производственного обучения.
Слайд 72Проект решения:
1. Оформить методические рекомендации по интерактивным формам и методам обучения
(отв. Зам.директора по ООД).
2. Преподавателям и мастерам п/о применять в учебно – воспитательном и производственном процессе интерактивные формы и методы обучения.
Слайд 73
Желаем успеха
в применении интерактивных методов в работе!