Презентация, доклад на тему Интерактивные формы и методы обучения

Содержание

«Теоретические аспекты интерактивных методов обучения»

Слайд 1 ГБОУ НПО «Профессиональное училище № 13 имени Дважды Героя Социалистического труда

В.И.Штепо» Педагогический совет на тему: «ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ» 2013-2014 учебный год.
ГБОУ НПО «Профессиональное училище № 13  имени Дважды Героя Социалистического труда

Слайд 2



«Теоретические аспекты интерактивных методов обучения»





«Теоретические аспекты интерактивных методов обучения»

Слайд 3 Понятие «интерактивные методы» – с английского: «inter» - «между», «active» -

действовать.


Интерактивные методы – это система правил организации продуктивного взаимодействия обучающихся между собой и педагогом в форме учебных, деловых , ролевых игр , дискуссий , при котором происходит освоение нового опыта , получение новых знаний.

Понятие «интерактивные методы» – с английского: «inter» - «между», «active» - действовать.   Интерактивные методы

Слайд 4Термин «интерактивные методы» – связан с двумя группами взаимосвязанных методов :
-

обучение ,построенное на общении с компьютером и посредством компьютера.
- обучение , построенное на общении между людьми , специально организованное учебное взаимодействие.
Термин «интерактивные методы» – связан с двумя группами взаимосвязанных методов :- обучение ,построенное на общении с компьютером

Слайд 5Мозговой штурм (основные правила) :
- запрещена критика выдвинутых идей и промежуточные

критические оценки высказываний ;
- не допускаются суждения о неразрешимости проблем ;
- чем больше выдвинуто предложений , тем больше вероятность появления новой и ценной идеи ;
- в ходе «мозгового штурма» приветствуется усовершенствование и развитие предложенных идей ;
Мозговой штурм  (основные правила) :- запрещена критика выдвинутых идей и промежуточные критические оценки высказываний ;- не

Слайд 6
- наличие ролей ;
- доброжелательная , творческая атмосфера проведения ;
- активное

взаимодействие всех участников игры ;
- имитация в игре реального процесса с помощью модели ;
- использование гибкого масштаба времени ;
- применение системы оценки результатов деятельности каждого участника и коллектива в целом , а также система стимулирования.
- наличие ролей ;- доброжелательная , творческая атмосфера проведения ;- активное взаимодействие всех участников игры ;- имитация

Слайд 7Ролевая игра (принципы) :
1.Принятие участниками определённых ролей, выполнение которых требует от

них дополнительных знаний , относящихся к принятой роли.
2.Предполагает подражание её участников действительности в речевом и неречевом поведении.
3.Наличие сотрудничества и партнёрства между участниками.
Ролевая игра (принципы) :1.Принятие участниками определённых ролей, выполнение которых требует от них дополнительных знаний , относящихся к

Слайд 8
Деловая игра – это моделирование определённой управленческой, экономической ,психологической, педагогической ситуации

,умение сформулировать , анализировать и принимать оптимальные решения.
Деловая игра – это моделирование определённой управленческой, экономической ,психологической, педагогической ситуации ,умение сформулировать , анализировать и принимать

Слайд 9 Признаки деловой игры как формы обучения :

имитации в игре реального

процесса с помощью модели,
распределение ролей между участниками игры, их взаимодействие друг с другом,
появление конфликтных ситуаций ,
наличие общей игровой цели всех участников,
Признаки деловой игры как формы обучения : имитации в игре реального процесса с помощью модели,распределение ролей

Слайд 10
реализация «цепочки решений» , каждая из которых зависит от предыдущего ,

а также от решений , принимаемых другими участниками игр,
использование гибкого масштаба времени,
применение системы оценки результатов.
реализация «цепочки решений» , каждая из которых зависит от предыдущего , а также от решений , принимаемых

Слайд 11Имитационные игры (игровое моделирование).

используется только одна роль , которая тиражирована.

Имитационные игры  (игровое моделирование).используется только одна роль , которая тиражирована.

Слайд 12Дискуссия
В переводе с латинского языка «discussion» - это исследование или

разбор .
Учебная дискуссия – это целенаправленное ,коллективное обсуждение конкретной проблемы , сопровождающееся обменом идеями, суждениями ,мнениями в группе.
Дискуссия В переводе с латинского языка «discussion» - это исследование или разбор . Учебная дискуссия – это

Слайд 13Стадии дискуссии:
I.Ориентация:
- адаптация участников дискуссии
к самой проблеме ;
-

адаптация участников дискуссии
друг к другу ;
- формирование проблемы ,
цели дискуссии;
- определение правил и
регламента дискуссии.
Стадии дискуссии:I.Ориентация:- адаптация участников дискуссии  к самой проблеме ; - адаптация участников дискуссии   друг

Слайд 14

II. Оценка :
- выступление участников дискуссии ,
- ответы на

возникающие вопросы ,
- сбор максимального объёма идей, предложений.

II. Оценка : - выступление участников дискуссии , - ответы на возникающие вопросы , - сбор максимального

Слайд 15
III. Консолидация :
- анализ результатов дискуссий,
- согласование мнений и позиций,
- совместное

формирование решений,
- совместное принятие решений.

III. Консолидация :- анализ результатов дискуссий,- согласование мнений и позиций,- совместное формирование решений,- совместное принятие решений.

Слайд 16Виды дискуссий:
1.Тематическая – обсуждаемые вопросы связаны с темой урока.
2. Биографическая –

ориентирована на индивидуальный прошлый опыт участника.
3. Интеракционная - обсуждение идёт «здесь и теперь», т.е. в условиях взаимодействия групп.
Виды дискуссий:1.Тематическая – обсуждаемые вопросы связаны с темой урока.2. Биографическая – ориентирована на индивидуальный прошлый опыт участника.3.

Слайд 17Эффективность дискуссии проявляется:
- моделирование реальной жизненной проблемы;
- выработка у обучающихся умения

слушать и взаимодействовать с другими;
- умение продемонстрировать для большинства значимости проблемы;
- умение анализировать реальные ситуации, отделять главное от второстепенного.
Эффективность дискуссии проявляется:- моделирование реальной жизненной проблемы;- выработка у обучающихся умения слушать и взаимодействовать с другими;- умение

Слайд 18Метод анализа конкретных ситуаций.


это ситуация , связанная с учебным материалом по

данной теме , требующая принятия решения по определённой системе поведения в данных условиях.
Метод анализа конкретных ситуаций.это ситуация , связанная с учебным материалом по данной теме , требующая принятия решения

Слайд 19ситуации – иллюстрации,

ситуации – упражнения,

оценочные ситуации,

проблемные ситуации,

прогностические ситуации.

ситуации – иллюстрации,ситуации – упражнения,оценочные ситуации,проблемные ситуации,прогностические ситуации.

Слайд 20Выводы:
интерактивные формы и методы обучения относятся к числу инновационных и способствуют

познавательной деятельности обучающихся,
интерактивные методы обучения являются условием для самореализации личности обучающихся в учебной деятельности,
интерактивные методы обучения способствуют организации такой стратегии в педагогике , как сотрудничество.
Выводы:интерактивные формы и методы обучения относятся к числу инновационных и способствуют познавательной деятельности обучающихся,интерактивные методы обучения являются

Слайд 21

«Игра как средство интерактивного обучения»

«Игра как средство интерактивного обучения»

Слайд 22
«Ребёнок не устаёт от работы ,которая отвечает его функциональным жизненным потребностям».
С.Френе

«Ребёнок не устаёт от работы ,которая отвечает его функциональным жизненным потребностям».С.Френе

Слайд 23 Эффективность игры в учебно - воспитательном процессе:

повышает интерес обучающихся,
стимулирует рост познавательной

активности обучающихся,
способствует приобретению навыков принятия естественных решений в разнообразных ситуациях,
Эффективность игры в учебно - воспитательном процессе:повышает интерес обучающихся,стимулирует рост познавательной активности обучающихся,способствует приобретению навыков принятия

Слайд 24
формирует опыт нравственного выбора,
формирует неформальное общение между педагогами и обучающимися ,

что позволяет раскрыть и тем и другим свои личностные качества,
повышает самооценку участников игры,
является психологическим эквивалентом творческой деятельности,
формирует опыт нравственного выбора,формирует неформальное общение между педагогами и обучающимися , что позволяет раскрыть и тем и

Слайд 25
является средством развития умений и навыков коллективной мыслительной деятельности,
снимает

напряжённость учебных занятий,
20 % учебного материала усваивается при лекционной подаче,
90 % учебного материала усваивается в деловой игре.
является средством развития умений и навыков коллективной мыслительной деятельности, снимает напряжённость учебных занятий, 20 % учебного

Слайд 26 Значение игровых форм и методов обучения при выполнении образовательных целей:

1) Стимулирование

мотивации и интереса:

- в области предмета изучения,
- в общеобразовательном плане,
- в продолжении изучения темы.
Значение игровых форм и методов обучения при выполнении образовательных целей:1) Стимулирование мотивации и интереса:- в области

Слайд 27 2) Поддержание и усиление значения , полученной ранее информации

в другой форме:

- фактов , образа или системного понимания ,
- расширенного осознания различных возможностей и проблем,
- последствия в осуществлении конкретных планов или возможностей.

2) Поддержание и усиление значения , полученной ранее информации в другой форме:- фактов , образа

Слайд 283) Развитие навыков:

- критического мышления и анализа,
- принятия решений,
- взаимодействия ,

коммуникации,
- конкретных умений (обобщение информации , подготовка рефератов),
- готовности к специальной работе в будущем (поиск работы , руководство группой , работа в непредвиденных условиях).
3) Развитие навыков:- критического мышления и анализа,- принятия решений,- взаимодействия , коммуникации,- конкретных умений (обобщение информации ,

Слайд 29
4) Изменение установок:

- социальных ценностей (конкуренция и сотрудничество),
- восприятие интересов других

участников, социальных ролей.
4) Изменение установок:- социальных ценностей (конкуренция и сотрудничество),- восприятие интересов других участников, социальных ролей.

Слайд 30
5) Саморазвитие или развитие благодаря другим участникам:

- оценка преподавателем тех же

умений участника,
- осознание уровня собственной образованности, приобретение навыков, потребовавшихся в игре ,лидерских качеств.
5) Саморазвитие или развитие благодаря другим участникам:- оценка преподавателем тех же умений участника,- осознание уровня собственной образованности,

Слайд 31Классификация игр.
1. По игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, драматизация.
2. По

характеру педагогического процесса: обучающие, познавательные, репродуктивные, коммуникативные, тренинговые , воспитательные, продуктивные, диагностические, контролирующие, развивающие, творческие, психотехнические, обобщающие.

Классификация игр.1. По игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, драматизация.2. По характеру педагогического процесса: обучающие, познавательные, репродуктивные,

Слайд 32
3. По области деятельности: интеллектуальные, социальные, психологические, физические, трудовые.
4. По игровой

среде:
без предметов, с предметами, компьютерные, технические, настольные, телевизионные и т.д.
3. По области деятельности: интеллектуальные, социальные, психологические, физические, трудовые.4. По игровой среде:  без предметов, с предметами,

Слайд 33Методика организации игры включает этапы:

подготовительный
основной
заключительный

Методика организации игры включает этапы:подготовительныйосновнойзаключительный

Слайд 34Методическое оснащение игры:
1. Структурные схемы:
цели - задачи - содержание –

этапы.
2. Сценарий – в виде «генерирования событий».
3. Предметная сфера:
- сведения из различных учебных предметов,
- факты из реального личного опыта,
- сам процесс составления проекта и прогнозирования развития проблемных ситуаций, обсуждаемых в ходе игры.
Методическое оснащение игры:1. Структурные схемы: цели - задачи - содержание – этапы.2. Сценарий – в виде «генерирования

Слайд 35
4. Комплект ролей – описание функциональных прав и обязанностей.
5. Правила игры.
6.

Методическое обеспечение игры:
- проспект игры,
- конкретные рекомендации,
- описание методик оценивания результатов игры.
7.Система критериев оценивания.
4. Комплект ролей – описание функциональных прав и обязанностей.5. Правила игры.6. Методическое обеспечение игры:- проспект игры,- конкретные

Слайд 36
Игровые формы и методы обучения приносят удовольствие, доказывая, что образование –

не всегда нудное занятие.
Игровые формы и методы обучения приносят удовольствие, доказывая, что образование – не всегда нудное занятие.

Слайд 37
«Использование интерактивных форм и методов обучения для повышения эффективности обучения учащихся

на уроках математики»
«Использование интерактивных форм и методов обучения для повышения эффективности обучения учащихся на уроках математики»

Слайд 38
«Скажи мне – и я забуду,
покажи мне – и я запомню,
дай

сделать – и я пойму».

«Скажи мне – и я забуду,покажи мне – и я запомню,дай сделать – и я пойму».

Слайд 39Значение интерактивных форм и методов.

Стимулирование мотивации и интереса в области изучаемых

предметов.
Повышение уровня активности и самостоятельности обучающихся.
Развитие навыков анализа критичности мышления, взаимодействия, коммуникации.
Саморазвитие и развитие.
Значение интерактивных форм и методов.Стимулирование мотивации и интереса в области изучаемых предметов.Повышение уровня активности и самостоятельности обучающихся.Развитие

Слайд 40Современные классификации дидактических методов.

Объяснительно – иллюстративный,
программированный,
проблемный,
модельный.

Эти методы принято сегодня называть интерактивными.

Современные классификации дидактических методов.Объяснительно – иллюстративный,программированный,проблемный,модельный.Эти методы принято сегодня называть интерактивными.

Слайд 41При интерактивном обучении важно научить ученика работать во всем цикле: - поиск

и вычленение ведущих проблем; -выстраивание проблем по степени значимости; -анализ проблем; -определение целей, задач направлений деятельности; -наработка возможных вариантов решений; -выбор наилучших решений; -определение механизма решения проблем; -составление программы и плана работы.
При интерактивном обучении важно научить ученика работать во всем цикле:  - поиск и вычленение ведущих проблем;

Слайд 42«Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей.»

«Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей.»

Слайд 43Методы активизации познавательной деятельности .

Применение нетрадиционных форм уроков.
Использование нетрадиционных форм учебных

занятий.
Применение игровых форм, методов и приёмов обучения.
Применение проблемно – задачного подхода (системы познавательных и практических задач, проблемных вопросов, ситуаций).
Методы активизации познавательной деятельности .Применение нетрадиционных форм уроков.Использование нетрадиционных форм учебных занятий.Применение игровых форм, методов и приёмов

Слайд 44
Использование всех форм учебной работы обучающихся.
Повышение удельного веса интерактивных методов обучения

(самостоятельность в приобретении знаний, уровень исследовательской деятельности, что помогает оценить степень активности обучающихся).
Использование всех методов мотивации и стимулирования обучающихся.
Использование всех форм учебной работы обучающихся.Повышение удельного веса интерактивных методов обучения (самостоятельность в приобретении знаний, уровень исследовательской

Слайд 45Методы мотивации.

эмоциональные,
познавательные,
волевые,
социальные.

Мотивация является основным условием интерактивного обучения.

Методы мотивации.эмоциональные,познавательные,волевые,социальные.Мотивация является основным условием интерактивного обучения.

Слайд 46Использование информационно- коммуникационных технологий.

Направления информатизации образования:

как объект обучения,

как средство организации учебного

процесса,

как средство обучения.
Использование информационно- коммуникационных технологий.Направления информатизации образования:как объект обучения,как средство организации учебного процесса,как средство обучения.

Слайд 47Технология применения средств ИКТ в предметном обучении основывается на:

использовании некоторых формализованных

моделей содержания;
деятельности преподавателя;
повышении мотивации и активности обучающихся , вызываемой интерактивными свойствами компьютера.
Технология применения средств ИКТ в предметном обучении основывается на:использовании некоторых формализованных моделей содержания;деятельности преподавателя;повышении мотивации и активности

Слайд 48Возможности компьютера в предметном обучении:

полная (частичная) замена деятельности преподавателя.
фрагментарное, выборочное использование

дополнительного материала;
использование тренинговых программ;
использование диагностических и контролирующих материалов;
Возможности компьютера в предметном обучении:полная (частичная) замена деятельности преподавателя.фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала;использование тренинговых программ;использование диагностических и

Слайд 49

выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
использование компьютера для вычислений, построения графиков;
использование

программ, имитирующих опыты и лабораторные работы;
использование игровых и занимательных программ.
выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;использование компьютера для вычислений, построения графиков;использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работы;использование

Слайд 50
Интерактивное обучение - способ познания,

основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Это метод, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех» (по В.С.Дьяченко)
Интерактивное обучение - способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного

Слайд 51 Система оценки деятельности обучающихся:
«Чрезвычайно важно, что в такой

системе обучения изменяются подходы к допущенным учащимися ошибкам. Фокус внимания преподавателя смещается от получения правильного ответа к пониманию того, каким образом этот ответ получен. Ошибки учащихся преподаватель использует как часть учебного процесса, вместе с ними анализирует логику мышления, приведенную к просчетам, и тем самым совершенствует мыслительный процесс»
Система оценки деятельности обучающихся:    «Чрезвычайно важно, что в такой системе обучения изменяются подходы

Слайд 52


«Главный принцип разбора ошибок совместной работы: разбирать не

содержательную ошибку, а ход взаимодействия!!!»

«Главный принцип разбора ошибок совместной работы: разбирать не содержательную ошибку, а ход взаимодействия!!!»

Слайд 53

«При оценке работы группы подчеркиваются не столько

ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость, приветливость. Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не давать детям, работавшим вместе, разных оценок!!!»

«При оценке работы группы подчеркиваются не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность,

Слайд 54 Что дает внедрение интерактивного режима различным субъектам образовательного процесса?

Что дает внедрение интерактивного режима различным субъектам образовательного процесса?

Слайд 55
Конкретному ученику:

- осознание включенности в общую работу;
- развитие личностной

рефлексии;
- становление активной, субъектной позиции в учебной (и иной) деятельности;
- оценка работы каждого ученика учителем или другими учениками.
Конкретному ученику: - осознание включенности в общую работу; - развитие личностной рефлексии; - становление активной, субъектной позиции

Слайд 56
Учебной микрогруппе:

- развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе;


- формирование ценностно-ориентационного единства группы;
- поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации;
- принятие нравственных норм и правил совместной деятельности.
Учебной микрогруппе: - развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе; - формирование ценностно-ориентационного единства группы; -

Слайд 57
Ученическому классу:

- формирование класса как групповой общности;
- повышение познавательной

активности класса;
- развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии
Ученическому классу: - формирование класса как групповой общности; - повышение познавательной активности класса; - развитие навыков анализа

Слайд 58
Связке «класс-учитель»:

- нестандартное отношение к организации
образовательного процесса;
- многомерное

освоение учебного материала;
- формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях.

Связке «класс-учитель»: - нестандартное отношение к организации образовательного процесса; - многомерное освоение учебного материала; - формирование мотивационной

Слайд 59Выводы:
Интерактивные формы и методы относятся к числу инновационных и способствуют активизации

познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного материала.
Являются условием для самореализации личности учащихся в учебной деятельности.

Выводы:Интерактивные формы и методы относятся к числу инновационных и способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного

Слайд 60Интерактивные формы уроков теоретического и производственного обучения.

Интерактивные формы уроков теоретического и производственного обучения.

Слайд 72Проект решения: 1. Оформить методические рекомендации по интерактивным формам и методам обучения

(отв. Зам.директора по ООД). 2. Преподавателям и мастерам п/о применять в учебно – воспитательном и производственном процессе интерактивные формы и методы обучения.
Проект решения:  1. Оформить методические рекомендации по интерактивным формам и методам обучения  (отв. Зам.директора по

Слайд 73 Желаем успеха в применении интерактивных методов в работе!

Желаем успеха  в применении интерактивных методов в работе!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть