Презентация, доклад на тему Интеллектуальное (умственное) развитие подростка, старшеклассника

Содержание

Старший школьный возрастОт 15 -18 лет включительно

Слайд 1Интеллектуальное (умственное) развитие подростка, старшеклассника. Бикбулатова З.Х. Студентка 3 курс. СГФ Баш.

ГУ.

Цели: рассмотреть вопросы учебная деятельность старших школьников, противоречия между требованиями, которые предъявляет учебная деятельность в старших классах и возможностями старших школьников;развитие познавательных процессов в старшем школьном возрасте

Интеллектуальное (умственное) развитие подростка, старшеклассника. Бикбулатова З.Х.  Студентка 3 курс. СГФ Баш. ГУ.Цели: рассмотреть вопросы учебная

Слайд 2Старший школьный возраст
От 15 -18 лет включительно

Старший школьный возрастОт 15 -18 лет включительно

Слайд 3В. А. Крутецкий. "Психология обучения и воспитания школьников" "Просвещение", Москва, 1976 г.
Нервно-психическое

развитие в период старшего школьного возраста:
формирование теоретических обобщений;
психосоциальное развитие;
рост самосознания;
стремление к самостоятельности и самоутверждению;
формирование воли, сознательности, нравственности, гражданственности;

В. А. Крутецкий.

Слайд 4Учебная деятельность старших школьников
Особенности
1«мнемически-репродуктивный». ранее установкой на запоминание, заучивание обобщений,

не основанных на самостоятельном анализе фактов .
2. Растет их сознательное отношение к учению, которое приобретает непосредственный жизненный смысл.
3. Избирательное отношение к учебным предметам .
учащиеся отдают предпочтение математике, физике, литературе и биологии, химии, независимо от местных профессиональных традиций и потребностей (из материалов М. А. Меньшиковой).
Учебная деятельность старших школьников Особенности1«мнемически-репродуктивный». ранее установкой на запоминание, заучивание обобщений, не основанных на самостоятельном анализе фактов

Слайд 5. В. А. Сухомлинский
трудности учения в старших классах считал связаными со

сложившейся ранее установкой на запоминание, заучивание обобщений, не основанных на самостоятельном анализе фактов. Причина трудностей, которые испытывают некоторые ученики-старшеклассники, заключается, в неумении пользоваться обобщающими понятиями в целях познания окружающей действительности, а неумение это рождается потому, что обобщающие понятия, выводы, умозаключения не формируются путем исследования явлений и фактов, а заучиваются
. В. А. Сухомлинскийтрудности учения в старших классах считал связаными со сложившейся ранее установкой на запоминание, заучивание

Слайд 6Движущие силы в развитии в умственном развитии старших школьников
противоречие между уровнем

учебной деятельности, который сложился и закрепился у некоторых учащихся за время обучения в средних классах школы, и требованиями, которые предъявляет учебная деятельность в старших классах.
Движущие силы в развитии в умственном развитии старших школьниковпротиворечие между уровнем учебной деятельности, который сложился и закрепился

Слайд 8отношение к учебному предмету старшие школьники (Н. Д. Левитова)
1) мировоззренческое

значение предмета (насколько он помогает понять законы развития природы и общества, разобраться в общественных явлениях);
2) общественное значение предмета, его роль в научной, общественной, культурной и хозяйственной жизни страны;
3) познавательное значение предмета (насколько он расширяет кругозор, дает интересные, нужные знания, раскрывает неизвестное);
4) практическое значение предмета для данного ученика (связь с намеченной профессией, возможность овладеть полезными умениями и навыками);
5) легкость усвоения данного предмета, к которому ученик чувствует себя более способным;
6) хорошее преподавание данного предмета
отношение к учебному предмету старшие школьники (Н. Д. Левитова)  1) мировоззренческое значение предмета (насколько он помогает

Слайд 9интересы старших школьников
-интересуются одним-двумя профилирующими по отношению к будущей профессии

предметами при равнодушии и безразличии к остальным
-познавательные интересы в старшем школьном возрасте приобретают более устойчивый и действенный характер.
отличает широта и разносторонность интересов: возрастает интерес к технике, естествознанию, общественно-политическим вопросам, философско-этическим проблемам (чести, жизненной цели, счастья, долга, любви, дружбы), спорту.
глубина и разносторонность интересов старших
интересы старших школьников -интересуются одним-двумя профилирующими по отношению к будущей профессии предметами при равнодушии и безразличии к

Слайд 10познавательные процессы в старшем школьном возрасте
-развитие произвольности познавательных процессов, умения управлять

ими.
-наблюдение становится еще более целенаправленным и систематичным
-в развитии памяти заметно увеличивается роль отвлеченного словесно-логического, смыслового запоминания
-иногда старшеклассники пренебрежительно относятся приемам смыслового заучивания
-избирательность внимания, значительное увеличение роли после произвольного внимания, произвольного внимания совершенствуется способность к переключению и распределению внимания.
Мыслительная деятельность характеризуется более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, нарастающей тенденцией к причинному объяснению явлений, умением аргументировать, доказывать истинность или ложность отдельных положений, делать глубокие выводы, связывать изучаемое в систему. Развивается критичность мышления
познавательные процессы в старшем школьном возрасте-развитие произвольности познавательных процессов, умения управлять ими.-наблюдение становится еще более целенаправленным и

Слайд 11
Мыслительная деятельность старших
школьников
характеризуется более высоким уровнем обобщения и

абстрагирования,
нарастающей тенденцией к причинному объяснению явлений, умением аргументировать,
доказывать истинность или ложность отдельных положений,
делать глубокие выводы, связывать изучаемое в систему.
Развивается критичность мышления.
склонны обращать большое внимание на аргументированность и доказательность тех или иных положений.
Мыслительная деятельность старших школьников характеризуется более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, нарастающей тенденцией к причинному объяснению

Слайд 12Выводы:
Что делать?

Выводы:Что делать?

Слайд 131. возраст школьника включающий старший школьный возраст: 1.11-13 : 2. 11-15: 3.11-13

: 4. 15-18 лет летлет
1. возраст школьника включающий старший школьный возраст: 1.11-13 : 2. 11-15: 3.11-13 : 4. 15-18 лет летлет

Слайд 14Тест:
2.Нервно-психическое развитие в период старшего школьного возраста;
1.формирование теоретических обобщений;
2.психосоциальное развитие;
3.ростсамосознания;стремле-ние к

самостоятельности и самоутверждению;
4.все перечисленное верно.

Тест:2.Нервно-психическое развитие в период старшего школьного возраста;1.формирование теоретических обобщений;2.психосоциальное развитие;3.ростсамосознания;стремле-ние к самостоятельности и самоутверждению;4.все перечисленное верно.

Слайд 15тест
Причины
тест
3…трудности учения в старших классах считал со сложившейся ранее установкой на

запоминание, заучивание обобщений.
В. А. Сухомлинский.
Д. Б. Эльконин
Ж. Пиаже
Л. И.Божович.






тестПричинытест3…трудности учения в старших классах считал со сложившейся ранее установкой на запоминание, заучивание обобщений.В. А. Сухомлинский.Д. Б.

Слайд 16тест
4.Отношение к учебному предмету старших школьников (Н. Д. Левитова)
1. практическое значение

предмета для данного ученика (связь с намеченной профессией, возможность овладеть полезными умениями и навыками);
2. легкость усвоения данного предмета, к которому ученик чувствует себя более способным;
3.хорошее преподавание данного предмета.
4.все перечисленное верно

ст

тест4.Отношение к учебному предмету старших школьников (Н. Д. Левитова)1. практическое значение предмета для данного ученика (связь с

Слайд 17тест
5.Учебная деятельность старших школьников характеризуется:
1. Ростом их сознательного отношения к учению,

которое приобретает непосредственный жизненный смысл.
2. психосоциальным развитием;
3. ростом самосознания;
4. стремлением к самостоятельности и самоутверждению

тест5.Учебная деятельность старших школьников характеризуется:1. Ростом их сознательного отношения к учению, которое приобретает непосредственный жизненный смысл.2. психосоциальным

Слайд 18тест
6.Мыслительная деятельность старших школьников характеризуется
1. более высоким уровнем обобщения и

абстрагирования.
2. работой с образами, умениями к манипулированию с предметами;
3. умением к запоминанию и воспроизведению.
4.способностью к воображению
тест6.Мыслительная деятельность старших школьников характеризуется 1. более высоким уровнем обобщения и абстрагирования.2. работой с образами, умениями к

Слайд 19Тест
7.Характерная особенность познавательной сферы ранней юности:
1. склонность к экспериментированию
2.способность

логически рассуждать
3. рефлексия.
4.повышенная конфликтность


Тест7.Характерная особенность познавательной сферы ранней юности: 1. склонность к экспериментированию 2.способность логически рассуждать3. рефлексия.4.повышенная конфликтность

Слайд 20ТЕСТ
8.Психологическое новообразование ранней юности:
а) самоопределение в будущей профессии,
б) открытие «Я»,


в) комплекс оживления.
Г)рост самосознания;


ТЕСТ8.Психологическое новообразование ранней юности:а) самоопределение в будущей профессии, б) открытие «Я», в) комплекс оживления.Г)рост самосознания;

Слайд 21Тест
9.Чем характеризуется социальная зрелость:
а) способность личности ставить, решать проблемы
б)

четкая ориентированность на будущую деятельность.

Тест9.Чем характеризуется социальная зрелость: а) способность личности ставить, решать проблемы б) четкая ориентированность на будущую деятельность.

Слайд 22ТЕСТ
10. Чем характеризуется направленность юношеского возраста:
а) способность личности ставить, решать

проблемы,
б) четкая ориентированность на будущую деятельность.
в) стремление к самостоятельности и самоутверждению;
г)формирование воли, сознательности, нравственности, гражданственности;


ТЕСТ10. Чем характеризуется направленность юношеского возраста: а) способность личности ставить, решать проблемы, б) четкая ориентированность на будущую

Слайд 23Источники:
Аникеева Н. П. Учителю о психологическом климате в коллективе («Пси­хологическая

наука — школе»). М., 1983.
Возрастная и педагогическая психология. 2-е изд./Под ред. А. В. Пет­ровского. М., 1979
Волков К. Н. Психология о педагогических проблемах, М., 1981.
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.. 1968, ч. III, гл. 4,
Захарова А. В. Психология обучения старшеклассников. М..  1976, («Педагогика и психология», № 9)
Кои И. С. Психология старшеклассника. М., 1980,
Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. М, 1976
Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М., 1971
Мудрик А. В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределе­ния. М., 1977, («Педагогика и психология», № 9)
Шумилин Е. А. Психологические особенности личности старшеклассника. М, 1979
http://www.kelechek.ru/pitanie_detey/osobennosti_razvitiya/8653.html, http://www.owoman.ru/semya/period_starshego_shkolnogo_vozrasta.html, http://ourboys.ru/school_ag
Источники:  Аникеева Н. П. Учителю о психологическом климате в коллективе («Пси­хологическая наука — школе»). М., 1983.Возрастная

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть