Слайд 1ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
Учитель-логопед: Конькова Вероника Геннадьевна
КГУ «СШ№9»
ПЕТРОПАВЛОВСК,
2015 г.
Слайд 2Диагностическая деятельность
После обследования, проведенного с 1 по15 сентября 2014 года, было
выявлено среди учащихся начальной школы 93 ребенка, нуждающихся в логопедической помощи. Из этого количества детей были зачислены для посещения логопедического пункта 71 человек со следующими диагнозами: ФН, ФФН, НОНР, и 22 учащихся поставлены на очередь.
Слайд 3 На основании проведенной диагностики были скомплектованы 14
групп, для оказания логопедической и коррекционной помощи. В каждую группу входили дети со сходными нарушениями, группа состояла из 5-6 человек.
5 групп - классы предшколы, 18 учащихся с ФН и
ФФН – выпускаю 9уч.
6 групп – 1-е классы, 27 учащихся с ФФН и ФН, Моторная эфферентная алалия, НОНР- выпускаю16уч
1 группа – 2-е классы, 8 учащихся, дисграфия с НОНР- выпускаю 5 уч.
1 группа – 3 – классы,7 учащихся, дисграфия с ФФНР- выпускаю 4уч.
1 группа – индивидуальные занятия, 2-й класс и с КПП - 2 учащихся с диагнозом дизартрией – оставлены для продолжения занятий на следующий год.
Слайд 5 Направление взаимодействия логопеда с педагогами
По запросам педагогов были проведены беседы
с родителями первых классов и будущих первоклассноков на родительских собраниях «О значении работы логопедической службы в школе», «Предпосылки обучения грамоте», В течение года проводилась очень тесная работа с учителями первых классов по выявлению детей с проблемами в речевом развитии и обучении их на логопункте.
Выступление на школьном методическом объединении учителей начальных классов с актуальными темами:
«Оптическая дисграфия»(с показом видеофильма)
«Развитие орфографической зоркости»
В хожу в состав творческой группы учителей начальных классов: Першина С.Н, Иванова С.Н
Учителя, родители и логопед контролировали посещение детьми логопедических занятий. Учителя учитывали в своей работе рекомендации логопеда.
Слайд 62013-2015 учебном году мною были посещены уроки учителей с целью выработки
единых требований к детям.
Слайд 7 Инновационные технологии –
это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью
методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.
Слайд 8 Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение
нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка.
Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.
Слайд 9Инновационные технологии в логопункте
Слайд 10ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ЛОГОПЕДИИ:
арт - терапевтические технологии;
современные технологии логопедического
и пальцевого массажа;
современные технологии сенсорного воспитания;
телесноориентированные техники;
«Су – Джок» –терапия;
криотерапия;
информационные технологии.
Слайд 11 «Арт-терапия» является средством свободного самовыражения.
В особой символической форме: через
рисунок, игру, сказку, музыку - мы можем помочь человеку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций.
Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных способностей.
Слайд 12
Дудочка-флейта.
Губная гармошка
Виды арт-терапии:
Вокалотерапия ( участие КПП и1-классов) использую как в
групповых так и на индивидуальных занятиях.
Слайд 13Музыкотерапия –
метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки.
В зависимости от мелодии, её ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты.
Слайд 14Элементы музыкотерапии
Во время проведения расслабляющего логопедического массажа
используются произведения, оказывающие седативное действие( музыка природы), а во время активного – произведения, оказывающие тонизирующее действие.
Также тонизирующие музыкальные произведения я использую во время проведения динамических пауз и артикуляционной гимнастики.
Слайд 15развивают мозолистое тело,
повышают стрессоустойчивость,
улучшают мыслительную деятельность,
способствуют улучшению памяти и внимания.
Упражнения типа «Кулак – ребро – ладонь», «Зайчик – колечко – цепочка», «Зайчик – коза – вилка» и др.
Современные технологии сенсорного восприятия - это
Кинезиологические упражнения –
это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие:
Слайд 16Кинезиотерапия
Логоритмика - это система музыкально -двигательных, речедвигательных и музыкально - речевых
игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции. Логоритмика применятся давно в логопедической работе, разработаны компьютерные программы и литература. Дети КПП и 1-классы очень любят заниматься логоритмикой.
Слайд 17Техники изо-терапии,
используемые для развития речи:
Техники изо-терапии, используемые для развития
речи:
Мною применяются два вида изо-терапии,с учащимися КПП и первых классов, в летний период на школьной площадке.
• техника «кляксография»;
• техника «оттиск пробками»;
Слайд 18 Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого
развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.
Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личности, забота о душе.
Слайд 19 Куклотерапия – это раздел арт-терапии, использующий в качестве
основного приёма психокоррекционного воздействия куклу, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.
Цель куклотерапии – помочь сгладить переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, повысить самосознание, разрешить конфликтный ситуации в коллективной деятельности.
Слайд 20Мнемотехника
– это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём
памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника помогает в развитии:
связной речи;
ассоциативного мышления;
зрительной и слуховой памяти;
зрительного и слухового внимания;
воображения;
ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Слайд 21 Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или
маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение).
Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Слайд 22Мнемотехника
Две руки (звуки р, р’)
Колобок (звуки л, л’)
Слайд 23Креативная игротерапия – один из методов -это песочная терапия
, способствующий более
качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы. Проводится в КПП, 1-х классов.
Слайд 25Песочная терапия способствует:
совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и
невербальные средства;
обогащению словарного запаса;
развитию связной речи;
побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания;
развитию фантазии и образного мышления.
Слайд 26 Смехотерапия – это вид психотерапии, помогающий снять блоки,
расслабиться, избавиться от стеснительности.
Юмор и смех поднимают настроение, помогают наладить коммуникативные связи, позволяют эффективно противостоять стрессовым ситуациям.
Слайд 27 Ароматерапия – это применение эфирных масел и масляных
суспензий с целью укрепления здоровья человека.
Запахи управляют настроением, успокаивают перевозбуждённую нервную систему, повышают работоспособность.
Виды ароматерапии:
ванны;
распыление;
ингаляциия;
массаж.
Слайд 28Телесноориентированные техники:
биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки;
растяжки
– чередование напряжения и расслабления в различных частях тела, нормализуют гипертонус и гипотонус мышц;
упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом;
дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Эта техника также используется на логопедических занятиях и является основной в моей работе, с учащимися все групп.
Слайд 30Логопедический массаж
На своих занятиях я использую ручной и точечный массаж,
для этого я применяю массаж зондами, зондозаменителями для постановки звуков и восстановления мышечного тонуса артикуляционного аппарата. Логопедический массаж я применяю в работе с тяжелыми нарушениями речи (дизартрия, ринолалия, ДЦП) с детьми на индивидуальных занятиях.
Слайд 31Для развитие мелкой моторики применяю такие виды массажа и со всеми
группами учащихся:
массаж ладонных поверхностей стеклянными разноцветными шариками;
прищепочный массаж;
массаж орехами, каштанами;
массаж шестигранными карандашами;
массаж « Су-Джок» - терапии.
массаж резиновыми ковриками.
Слайд 32Пальцевый массаж
Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками
Слайд 35Массаж шестигранными карандашами
Слайд 36Массаж приборами Су-Джок терапии.
Слайд 39Информационная технология обучения
– это педагогическая технология, использующая
специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства DVD, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.
Слайд 40Возможности использования ИТ в логопедии:
Как уже было сказано, для проведения коррекционно-логопедических
занятий используется дидактический материал. Это готовый образовательный ресурс в виде лицензированных обучающих программ («Гарфилд», «Баба Яга учится читать», «Игры для Тигры», «Пропись», «Физминутки», «Упражнения для глаз» и др.) и самостоятельно разработанный инструментарий (презентации, логопедические тренажеры).
Использование компьютерных игр, тренажеров со звуковыми эффектами, анимацией активизирует деятельность учащихся на занятии. Используемый продукт, кроме того, предусматривает ненавязчивый и необидный для детей контроль (звуковой, зрительный), а также дает возможность создать игровую или соревновательную ситуацию на занятии.
Слайд 41Следовательно делая вывод-
Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством
коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.