Слайд 1«Инновационные технологии при коррекции стертых форм дизартрии у детей дошкольного и
школьного возраста».
Учитель-логопед
Яворская Наталья Алексеевна
г. Москва ВАО
район Вешняки
ГБОУ «Школа 810»
Слайд 2«Инновационные технологии при коррекции стертых форм дизартрии у детей дошкольного и
школьного возраста».
Яворская
Наталья Алексеевна
Слайд 4Из истории
Впервые вопрос о нетипичных нарушениях произношения, для коррекции которых необходимы
длительные занятия, был поставлен во второй половине 19 века Г.Гутцманом, который отметил общие признаки таких расстройств, появляющихся в «смытости, стертости артикуляций». В 1879г. А. Кусмаулем был детально описан ряд форм расстройств речи, среди которых он изучил особый род нарушений звукопроизношения у детей и назвал их «дизартрия».
Термин «стертая» дизартрия впервые был предложен О.А. Токаревой
У детей частота дизартрии, прежде всего, связана с частотой перинатальной патологии - поражением нервной системы плода или новорожденного.
Слайд 5Актуальность проблемы
По данным специальных исследований, доля здоровых новорожденных в течение последних
лет снизилась с 48,3% до 26,5% - 36,5%. Сегодня до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, свыше 86% имеют перинатальную патологию центральной нервной системы, отсутствие своевременной коррекции которой приводит к развитию стойких нарушений в будущем.
Из книги Приходько О.Г.«Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста.»
Слайд 6Неврологический аспект дизартрии
Дизартрия- это нечто иное, как стволовая или
корково-стволовая дисфункция мозга.
это расстройство артикуляции речи, связанное с нарушением функций языка, губ, мягкого неба, гортани, участвующих в артикуляции, вследствие поражения 9;10;12 пар черепно-мозговых нервов, их ядер либо корково-ядерных путей.
Слайд 7Л.Т. Журба и Е.М. Мастюкова выделили тяжести неврологической патологии:
легкую- гипертензионный синдром,
гидроцефальный синдром, ММД, синдромы гипервозбудимости, негрубая неврологическая симптоматика в виде нарушений мышечного тонуса, тремора;
среднюю- синдромы двигательных расстройств, эписиндром(судорожный синдром), церебрастенический синдром;
тяжелую- ДЦП,
органическое поражение ЦНС.
Слайд 8При этом у детей отмечается негрубая неврологическая симптоматика в виде
-«стертых» парезов
(ограничение подвижности) речедвигательных мышц- девиации, апраксии (невозможность выполнения каких либо произвольных движений руками и органами артикуляции;
-гиперкинезов (дрожания языка, тремора языка и голосовых связок)
-нарушений мышечного тонуса артикуляционной и мимической мускулатуры (спастичность и паретичность)
- гиперсаливация(повышенное слюноотделение)
Слайд 9Нарушение артикуляционной моторики с дизартрией может проявляться
Спастичности - сопровождается постоянным повышенным
тонусом и напряжением мускулатуры губ, языка, лица, шеи; плотным смыканием губ, ограничением артикуляционных движений
Гипотонии - язык вялый, неподвижно лежит на дне полости рта; губы не смыкаются, рот полуоткрыт
Дистонии -при попытках речи тонус мышц изменяется с низкого на повышенный.
гиперсаливация (слюнотечение)
носовой оттенок голоса (назализация)
Слайд 10Проявление стертых форм дизартрии
Девиации, синкинезии
Слайд 12Проблемы педагога
Количество детей нуждающихся в логопедической
помощи ?
Кабинетная речь.
Решение – подгрупповые методы работы и комплексность в подходах.
Выработка осознанного отношения к своему нарушению, желание выполнять самомассаж самостоятельно дома, преодолевая недруг.
Слайд 14Комплексный подход при устранении стертой дизартрии
1блок - медицинский
который определяет врач-невролог
Медикаментозные средства
ЛФК
Массаж
Рефлексотерапия
Физиотерапия и др.
Мозжечковая стимуляция
Слайд 15Проблемы логопеда
Малое количество
времени на занятии
Гипер или гипотонус, синкинезии
Логопедический массаж и артикуляционная
гимнастика занимает около 5 минут и активизирует возможности ребенка, желание выполнять самостоятельно. Приучает к здоровому образу жизни.
Снимается с помощью самомассажа и запрещающих движений
Слайд 16Проблемы логопеда
Не умение выполнить упражнения на сопротивление
Отсутствие звуков Н,Т,Д для постановки
звуков верхнего подъема
Не возможность подъема языка
Упражнение «Толкай»
Подъем через пассивные упражнения с ложкой, удерживая позы под счет, переводя в актив
Слайд 17Инновационные технологии при коррекции стертых форм дизартрии у детей дошкольного и
школьного возраста».
Дифференцированный массаж
Пассивная гимнастика
Артикуляционная гимнастика с функциональной нагрузкой
Метод тактильно-кинестетической стимуляции.
Слайд 18Авторы методик
Приходько О.Г.
Архипова Е.Ф.
Слайд 19Курсы повышения квалификации у данных специалистов
«Современные аспекты выявления и преодоления минимальных
дизартрических расстройств у детей»
«Дифференцированный логопедический массаж при коррекции произносительной стороны речи»
Слайд 20Структура индивидуального занятия
1 блок Массаж, самомассаж – 1,5-2 минуты по методике
Приходько О.Г.;
Пассивная артикуляционная гимнастика- в актив.
Артикуляционная гимнастика с функциональной нагрузкой – 1,5-2 минуты по методике Архиповой Е.Ф.;
Упражнения для дыхания и развития голоса.
2 блок
Отработка артикуляции;
Вызывание звука;
Начальный этап автоматизация звука ;
Дифференциация звука;
Отработка слов сложной слоговой структуры
сам процесс требует большего времени и настойчивости, чем при дислалии
Слайд 21Зондозаменители
Зубные щеточки для грудничков
Напалечник
Слайд 23Иннервация языка
Передние две трети языка иннервируются язычным нервом (ветвь тройничного нерва),
задняя треть — языкоглоточным нервом, область надгортанника — верхним гортанным нервом (ветвь блуждающего нерва).
А — область иннервации верхним гортанным нервом (ветвь блуждающего нерва); Б — область иннервации языкоглоточным нервом; В — область иннервации язычным нервом (ветвь блуждающего нерва)
Слайд 24Логопедический массаж
имеет свой целью не только укрепление или расслабление артикуляционных мышц,
но и стимуляцию проприоцептивных ощущений, что способствует четкости кинестетического восприятия. В логопедической работе практикуется линейный и точечный массаж.
Задачи логопедического массажа при дизартрии:
- нормализация мышечного тонуса
- устранение патологической симптоматики такой, как гиперкинезы, синкинезии, девиации
- стимуляция положительных кинестезий
- улучшение качеств артикуляционных движений (точность, оббьем, переключаемость)
Увеличение силы мышечных сокращений
- активизация тонких дифференцированных движений органов артикуляции, необходимых при коррекции звукопроизношения.
Слайд 25Самомассаж по системе Приходько О.Г.
Противопоказаниями для проведения массажа являются инфекционные
заболевания (в том числе ОРВИ, грипп), заболевания кожи, герпес на губе, стоматит, конъюктивит. С большой осторожностью следует применять массаж у детей с эписиндромом (судорогами), особенно, если ребенок плачет, кричит, вырывается из рук, у него «синеет» носогубный «треугольник» или отмечается тремор подбородка.
Слайд 26Рекомендации по проведению.
Рекомендуется проводить циклами по 10-15-20 сеансов, желательно каждый день
или через день.
При выраженных нарушениях мышечного тонуса массаж можно проводить в течение нескольких лет (с небольшими перерывами).
Слайд 27Приемы массажа языка
(направление массажных движений).
Поглаживание языка в различных направлениях:
от
корня языка к кончику (воздействие на продольные мышцы);
от центра языка к боковым краям (поперечные мышцы);
круговые, спиралевидные движения.
Похлопывание языка (начиная с кончика, продвигаясь постепенно к корню и обратно. (Ритмичные надавливания воздействуют на вертикальные мышцы).
«Прокачивание» - легкие вибрирующие движения, передаваемые языку через зонд (шпатель или щетку).
Массаж верхнего подъема языка, растягивая уздечку (движение снизу вверх под языком).
Покалывание языка (игольчатым зондом).
"Перетирание" языка марлевой салфеткой или чистым носовым платком (в случае повышенной чувствительности ребенка к марле).
Распластывание языка маленькой клизмой-спринцовкой (сложенная два раза большая часть клизмы - во рту; кончик - снаружи).
Слайд 28Иннервационная активность
Для создания большей иннервационной активности, повышения степени кинестетического чувства речевого
аппарата, для увеличения объема артикуляционных движений можно использовать следующие задания:
Выталкивание языком марлевой салфетки, засунутой за щеку (попеременно слева и справа).
Перемещение в полости рта предметов различного размера, фактуры и формы (пуговицы, шарики и т.д.).
Удержание губами различных предметов (пробка, марля). Далее - упражнение с сопротивлением (логопед пытается отобрать предметы легкими рывками).
Слайд 29
Искусственная локальная контрастотермия.
Гипотермию (криомассаж) и гипертермию (тепломассаж) можно применять поочередно или
избирательно. Существуют различные варианты их применения:
- Только гипотермия (криомассаж).
- Только гипертермия (тепломассаж).
- Гипотермия, затем гипертермия.
- Попеременное использование крио- и теплоаппликаций.
Продолжительность экспозиции ледяной аппликации во время одного сеанса суммарно от 2 до 7 минут (время экспозиции увеличиваем постепенно). Одномоментное наложение льда на одну из заинтересованных зон криовоздействия от 5 до 20 секунд
Слайд 30Искусственная локальная контрастотермия.
Если мышцы гипотоничны и ребёнку нужен стимулирующий массаж, поставьте
перед ним стакан с холодной водой и пусть он время от времени опускает туда ложки. При гипертонусе мышц поставьте перед ним стакан с тёплой водой, и пусть ребёнок макает свои ложки в него.
Для массажа надо взять по 2 ложки на каждого ребёнка.
Слайд 31Метод тактильно-кинестетической стимуляции