Слайд 1Инклюзивное образование как средство социальной реабилитации семьи и детей
Слайд 2Инклюзия (от inclusion - включение)
процесс увеличения степени участия всех граждан
в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии.
Он предполагает разработку и применение таких конкретных решений, которые смогут позволить каждому человеку равноправно участвовать в академической и общественной жизни.
При инклюзии все заинтересованные стороны должны принимать активное участие для получения желаемого результата.
Слайд 3Инклюзия - это процесс
реального включения инвалидов в активную общественную жизнь
и в одинаковой степени необходима для всех членов общества.
Инвалидность - это не обделённость судьбой, это, скорее, такой образ жизни при сложившихся обстоятельствах, который может быть очень интересен инвалиду и окружающим его людям, если инвалидность рассматривать в рамках социальной концепции.
Главный смысл процесса инклюзии можно обозначить так: "Всем здесь рады!"
Слайд 4История развития инклюзии:
1975 г. - принята Декларация ООН о правах инвалидов.
1982 г. - принята Всемирная программа действий в защиту инвалидов.
1995 г. - принят Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в РФ".
1996 г. - утверждено положение об индивидуальной программе реабилитации инвалидов в России (без разработки реального механизма выполнения государством обязательств перед инвалидами).
Слайд 5Инклюзивное образование
(фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю)- процесс развития общего
образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Слайд 6Инклюзивное образование стремится
развить методологию, направленную на детей и признающую, что
все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении.
Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении.
Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).
Слайд 7Восемь принципов инклюзивного образования:
Ценность человека не зависит от его способностей и
достижений;
Каждый человек способен чувствовать и думать;
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
Все люди нуждаются друг в друге;
Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Слайд 8Лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к
обучению в обычных школах. Обычные школы должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных прежде всего на детей с целью удовлетворения этих потребностей.
Обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех; более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей и повышают эффективность и, в конечном счете, рентабельность системы образования.
Слайд 9Инклюзия – это …
процесс развития предельно доступного образования для каждого в
доступных школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех учеников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала.
Слайд 10Проблемы, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса:
Психологические проблемы учителей
Опыт внедрения инклюзивного
образования показывает, что учителя и другие специалисты не сразу начинают соответствовать тем профессиональным ролям, которые требуются для данной формы обучения. Они проходят несколько стадий: начиная с явного или латентного сопротивления, переходя к пассивному, а затем и к активному принятию происходящего.
Слайд 11Проблемы, которые возникают у «обычных» детей и их родителей
Родители детей, которые
развиваются типичным образом, иногда высказывают опасение, что присутствие в классе детей, которые требуют особой поддержки, может задерживать развитие их собственного ребенка. Однако же, опыт показывает обратное.
Слайд 12Ситуация с инклюзивным образованием в России:
Первые инклюзивные образовательные учреждения появились
в нашей стране на рубеже 1980 - 1990 гг.
В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования "Ковчег" (№1321).
Слайд 13В Москве работают более полутора тысяч общеобразовательных школ, из них по
программе инклюзивного образования - лишь 47.
В Санкт-Петербурге с 2006 года на базе школы № 593 Невского района реализуется программа инклюзивного образования. Школа является победителем Национального приоритетного президентского проекта "Образование" 2006 г.Центр инклюзивного образования «Я слышу мир!» открылся в Гимназии №56 Петроградского района Санкт-Петербурга. На базе школы № 232 Адмиралтейского района реализуется социальный проект "Подари свет". В рамках проекта проводятся еженедельные совместные творческие занятия для учащихся школы и слабовидящих детей.
Слайд 14С 12 по 18 марта 2012 г. РООИ «Перспектива» и партнеры
по Национальной Коалиции «За образование для всех»в г. Москва и регионах России провели «Неделю инклюзивного образования».
Слайд 15В Общественной палате Российской Федерации состоялся круглый стол «О состоянии и
реальных перспективах инклюзивного образования в реалиях образовательной политики регионов», организованный Комиссией Общественной палаты Российской Федерации по развитию образования по инициативе Учреждения РАО «Институт психолого-педагогических проблем детства»
Слайд 16Участники круглого стола проанализировали практику организации инклюзивного образования в Российской Федерации
и за рубежом, существующие федеральные и региональные нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, положения проекта Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», подробно остановились на опыте работы инклюзивных учреждений в Москве, Псковской области и в Марий Эл.
Слайд 17«Стратегия Правительства Москвы по реализации государственной политики в интересах детей «Московские
дети» на 2008-2017 гг.» (постановление Правительства Москвы от 25 марта 2008 г. № 195-1111)
документ, определяющий основные перспективные направления и принципы деятельности по обеспечению интересов ребенка в городе Москве, одобренная Правительством Москвы, в которой говорится, что в условиях инклюзивного обучения ребенок- инвалид чувствует себя равным среди равных, ему легче войти в обычную жизнь, процесс адаптации и самореализации.
Кроме того, совместное обучение детей с особенностями развития и детей, не имеющих таких нарушений, способствует формированию толерантного отношения к инвалидам и членам их семей.
Слайд 18Закон города Москвы от 28 апреля 2010 года № 16 «Об
образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья»
Принят и впервые в отечественной законодательной практике определяет инклюзивное образование как совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений.
Этот документ стал основанием для разработки и проектирования необходимых изменений в системе образования Москвы.
Слайд 19Участники круглого стола разработали рекомендации:
Правительству Российской Федерации, Комиссии Общественной палаты Российской
Федерации по развитию образования, депутатам Государственной думы и членам Совета Федерации внести следующие изменения:
1) в законопроект «Об образовании» понятие инклюзивное образование (воспитание) лиц с ограниченными возможностями здоровья - совместное обучение и (или) воспитание в специально созданных условиях, включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений.
Слайд 20Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инклюзивное образование,
должно обеспечивать адаптивность системы образования к уровням подготовки, особенностям развития, способностям и интересам обучающихся (воспитанников); социальную адаптацию; интеграцию (реинтеграцию) их в общество, включая развитие навыков самообслуживания, подготовку к трудовой, в том числе профессиональной, деятельности и семейной жизни;
Слайд 212)гарантировать родителям детей с ОВЗ право свободного выбора форм получения образования
и их сочетаний, обязанность государства обеспечить возможности для эффективной реализации этого права;
3)предусмотреть существование вариативных организационных форм получения образования детьми с ОВЗ.
Слайд 22Министерству образования и науки Российской Федерации:
1) в соответствии с требованиями
ФГОС ВПО педагогического, психолого-педагоги- ческого и специального (коррекционного) образования разработать рекомендации по совершенствованию программ общепрофессиональной и специальной подготовки педагогов и психологов для обеспечения инклюзивного образования;
Слайд 232)предусмотреть изменения программ переподготовки и повышения квалификации педагогов в части организации
инклюзивного образования;
3)создать федеральный экспертный совет по развитию инклюзивного образования из ученых и практиков с целью проведения экспертизы программ, учебно-методических пособий, наглядно-информационного материала, ИКТ;
4) создать условия для широкого
внедрения модели инклюзивной
практики в систему образования РФ;
Слайд 24Общественной палате Российской Федерации:
1)содействовать информированию широкой общественности об инклюзивной практике в
образовании;
2)продолжить организацию на базе Общественной палаты Российской Федерации тематических мероприятий (семинаров, круглых столов, конференций и т. п.), посвященных развитию инклюзивного образования.
Слайд 25Федеральному агентству по печати и средствам массовой коммуникации:
1) рекомендовать телеканалам и
СМИ освещать инклюзивную практику в системе образования.
Слайд 26Региональным органам управления образования:
1)предусмотреть разработку нормативно- правового, методического и финансового обеспечения
инклюзивного образования;
2)предусмотреть создание ресурсных центров по развитию и поддержке инклюзивного образования, в функции которых входит методическое сопровождение, координация взаимодействия учреждений образовательной вертикали, апробация и внедрение инновационных психолого-педагогических технологий, планирование и мониторинг эффективности психолого-педагогического сопровождения;
Слайд 273)использовать потенциал специальных (коррекционных) образовательных учреждений и придание им функций ресурсных и
методических центров по поддержке инклюзивного образования;
4)создать организационные условия для развития инклюзивных практик в каждом образовательном учреждении (психолого-педагогическое сопровождение, создание «безбарьерной» среды, оснащение специальным оборудованием, подготовка кадров и т. д.);
Слайд 285)изменить критерии оценки качества образования (разработка мониторинговых программ оценки индивидуальных образовательных
потребностей и достижений ребенка, качества образовательной среды) учреждений, реализующих инклюзивную практику.
Слайд 37http://inclusion.vzaimodeystvie.ru/
Слайд 38Мэйнстриминг
программы совместных занятий и проведения досуга детей-инвалидов и обычных детей.
Такие
программы представляют собой мощное средство социального обучения детей и подростков.
Слайд 39Плюсы:
Развитие таких важных навыков и личностных качеств учащихся, как:
социальная компетентность
(гибкость, эмпатия и заботливость, способность позитивной коммуникации, креативность);
навыки решения проблем (умение вырабатывать альтернативные решения, планировать);
независимость, ощущение силы, уверенности, самоуважение, эффективность, самоконтроль, адаптивное дистанцирование (например, умение сказать «нет», не быть втянутым в опасную ситуацию);
навыки целеполагания (формирование нормальных, или «здоровых», ожиданий и установок, умение до определенной степени контролировать окружение, целеустремленность).
Слайд 40ЭМПАТИЯ (от греч. empatheia – сопереживание)
современной психологии, означающая способность человека
представить себя на месте другого человека, понять чувства, желания, идеи и действия другого, на непроизвольном уровне.
Слайд 41Минусы:
Общение ограничивается временными рамками мероприятия и часто носит формальный характер.
Обе
стороны могут быть не удовлетворены своими отношениями со сверстниками.
Слайд 42Интеграция
Составной частью интеграции детей с отклонениями в развитии в общество является
их интеграция в общеобразовательные учреждения, где они получают возможность совместного обучения с нормально развивающимися сверстниками.
Главным условием интеграции в России является приведение в соответствие потребностей детей с психическими и физическими нарушениями с системой образования, остающейся в целом неизменной: дети с ОВЗ в массовой школе, не приспособленной для них. Иначе говоря, ребенок должен соответствовать стандартам системы образования.
Слайд 43Плюсы:
Сохранение детско-родительских отношений и возможность полноценного участия ребенка в повседневной жизни
своей семьи.
Обретение опыта социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Полноценная речевая среда. В результате постоянного общения со слышащими детьми вырабатывается привычка к общению со слышащими, и в дальнейшем это позволяет легче адаптироваться к обучению в массовом среднем или высшем учебном заведении совместно со слышащими.
Слайд 44Минусы:
Сложные акустические условия в помещении классной комнаты или спортзала, большая количественная
наполняемость класса, расстановка учебных столов, лекционная форма подачи учебного материала или постоянная работа на уроке в режиме полилога, значительный и разнообразный по лексическим, грамматическим, фонетическим и фонематическим признакам речевой материал.
Слайд 45Минусы:
Плохо говорящий ребенок, не всегда правильно понимающий смысл того или иного
слова или фразы, часто оказывается предметом насмешек.
Сложности усвоения норм социального поведения, незнание которых может сделать ребенка еще и социальным инвалидом.
По мере осознания себя непохожими на других, неслышащие дети как бы воздвигают стену между собой и слышащими сверстниками, отказываясь общаться с ними, замыкаясь на себе самих или, если в группе присутствуют дети с аналогичными проблемами, образуют отдельную группу.
Слайд 46Минусы:
Неслышащий ребенок, привыкший к повышенному вниманию в семье, в массовом учебном
заведении становится одним из многих, что может быть причиной дискомфорта или стресса.
Дети с тяжелой потерей слуха редко приобретают себе друзей среди слышащих, и у них часто развивается чувство собственной неполноценности.
Незнание особенностей развития детей с ОВЗ и зачастую нежелание педагогов образовательного учреждения работать с таким ребенком.
Слайд 47Инклюзивное образование. Плюсы…
Создание в общеобразовательном учреждении специальных условий обучения для детей
с особыми образовательными потребностями.
Создание гибкой адаптивной образовательной среды, которая может соответствовать образовательным потребностям всех детей-учащихся данного образовательного учреждения.
Обучение в условиях общих классов массовой школы, с предоставлением ученику необходимой психолого-педагогической поддержки профильными специалистами.
Слайд 48Плюсы…
Подготовка ученического, педагогического и родительского коллективов к принятию детей с ОВЗ
и создание таких условий обучения, которые являлись бы комфортными для всех детей и детей с нарушениями слуха в частности и способствовали бы достижению максимального уровня развития, а также социальной реабилитации ребенка и его интеграции в общество.
Формирование в сообществе (класс, группа, школа) навыков толерантности, т.е. терпимости, милосердия, взаимоуважения.
Слайд 49Барьеры для инклюзивного образования
Отсутствие гибких образовательных стандартов.
Несоответствие учебных планов и
содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям ребенка.
Отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии.
Отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса для таких детей.
Слайд 50Барьеры для инклюзивного образования
Недостаточное материально-техническое оснащение общеобразовательного учреждения под нужды детей
с ОВЗ (отсутствие пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования, специально оборудованных учебных мест и т.д.).
Отсутствие в штатном расписании образовательных учреждений общего типа дополнительных ставок педагогических (сурдопедагоги, логопеды, педагоги-психологи, тифлопедагоги) и медицинских работников
Слайд 51Департамент образования г. Москвы
понимает необходимость создания единого инклюзивного пространства. В
настоящий момент ведется работа по созданию в каждом округе Ресурсного центра, курирующего работу по инклюзивному обучению в своем округе и входящего в городской единый Ресурсный центр
Слайд 53Законодательные ресурсы:
Конституция Российской Федерации
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 12
июля 1992 г. № 3266-1
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-Ф
Протокол № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод
Конвенция о правах ребенка
Слайд 54Правила инклюзивной школы
Все ученики равны в школьном сообществе
Все ученики имеют
равный доступ к процессу обучения в течение дня
У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей
Планируется и проводится эффективное обучение
Слайд 55Правила инклюзивной школы
Работники, вовлеченные в процесс обучения, обучены стратегиям и процедурам
облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию среди сверстников
Программа и процесс обучения учитывает потребности каждого ученика
Семьи активно участвуют в жизни школы
Вовлеченные работники настроены позитивно и понимают свои обязанности
Слайд 56Принципы формирования индивидуальной программы обучения:
Подходит для всех учеников – не только
для учеников с инвалидностью
Средство приспособления к широкому кругу возможностей ученика
Способ выразить принятие и уважение индивидуальных особенностей обучения
Применимость ко всем составным частям программы и привычной манере поведения в классе
Обязанность всех работников, вовлеченных в процесс обучения
Наиболее вероятное повышение успешности ученика
Слайд 57Обычный учитель может быть успешен при условии, если:
он достаточно гибок,
ему
интересны трудности и он готов пробовать разные подходы
он уважает индивидуальные различия
он может слушать и применять рекомендации других членов команды
он чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в классе он согласен работать с другими учителями в одной команде
Слайд 58Результаты инклюзии:
У учеников есть возможность для значимого, активного и постоянного участия
во всех мероприятиях общеобразовательного процесса
Адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов
Мероприятия направлены на включение ученика, но достаточно для него сложны
Индивидуальная помощь не отделяет, не изолирует ученика
Появляются возможности для обобщения и передачи навыков
Педагоги общего и специального преподавания делят обязанности в планировании, проведении и оценке уроков
Существуют процедуры оценки эффективности