Презентация, доклад на тему Игры на развитие интонационной выразительности речи у дошкольников

Содержание

ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ МЕЛОДИКИ

Слайд 1Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Золотой ключик» города

Анадыря»

ИГРЫ
НА РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Разработала:
Учитель-логопед:
Стебенева Екатерина Викторовна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида «Золотой ключик» города Анадыря»ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ

Слайд 2
ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ

НА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ

МЕЛОДИКИ

ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ МЕЛОДИКИ

Слайд 3ДИРИЖЕРЫ

ЦЕЛЬ: Формировать навыки восприятия понижения основного тона (мелодики), развивать речевой слух
МАТЕРИАЛ:

"Дирижерские" палочки (по количеству детей)

ОПИСАНИЕ:
«Педагог произносит серии звуков, слогов и фразы с понижением основного тона. Дети при повторном их воспроизведении педагогом дирижируют палочкой, изображая движение мелодики вниз.

СОСТАВЬ СХЕМУ

ЦЕЛЬ: Формировать навыки восприятия понижения основного тона (мелодики), развивать речевой слух

МАТЕРИАЛ: Листы бумаги формата А4 с изображением стрелки, направленной по диагонали из верхнего левого угла в нижний правый угол, - по количеству детей.

ОПИСАНИЕ:
Педагог произносит текст, каждый ребенок на столе выкладывает столько карточек, сколько повествовательных предложений он отметил в тексте.

ДИРИЖЕРЫЦЕЛЬ: Формировать навыки восприятия понижения основного тона (мелодики), развивать речевой слухМАТЕРИАЛ:

Слайд 4КТО ХОЗЯИН?

ОПИСАНИЕ:
У Миши и Сени жила собака. Ее звали Дружок.

Мальчики подобрали Дружка с перебитой лапой. Они ухаживали за ним. Дружок выздоровел. Кто хозяин Дружка? Миша и Сеня каждый день говорили об этом. Однажды они гуляли в лесу. Дружок бежал впереди. Вдруг на Дружка напали овчарки. Миша закричал и залез на дерево. А Сеня не убежал: он взял палку и защитил Дружка. Прибежал сторож и отогнал овчарок. Миша теперь не спорил, кто хозяин Дружка. (По В. Осеевой.)

ТОЧКА

ЦЕЛЬ: Знакомство со знаком препинания - точкой, закрепление навыков восприятия понижения основного тона

МАТЕРИАЛ: Листы бумаги в клетку, фломастеры - по количеству детей.

ОПИСАНИЕ:
Педагог объясняет детям, что на письме в конце предложений, в которых о чем-то сообщается, ставится точка. Затем показывает карточку с изображением точки. При этом можно продекламировать: "Фразу следует кончать, если точка рядом. Точку надо уважать, точку слушать надо" (С. Маршак). Затем детям зачитывают различные тексты и дают задание поставить на листе бумаги столько точек, сколько повествовательных предложений они отметили.

КТО ХОЗЯИН?ОПИСАНИЕ: У Миши и Сени жила собака. Ее звали Дружок. Мальчики подобрали Дружка с перебитой лапой.

Слайд 5ВОЛШЕБНАЯ ЛИНИЯ

ЦЕЛЬ: Формировать навыки восприятия повышения основного тона, развивать речевой слух
МАТЕРИАЛ:

Листы бумаги формата А4 с изображением стрелки, направленной по диагонали из нижнего левого угла в верхний правый угол, - по количеству детей

ОПИСАНИЕ:
Педагог произносит серии звуков, слогов и фразы с повышением основного тона, дети одновременно с ним проводят указательным пальцем по изображенной стрелке. 2-й вариант. Проводится аналогичным образом, но линию, символизирующую повышение основного тона, дети "рисуют" в воздухе

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК

ЦЕЛЬ: Закреплять навыки восприятия повышения основного тона, знакомить с восклицательным знаком

МАТЕРИАЛ: Карточки с изображением восклицательного знака - по количеству детей.

ОПИСАНИЕ:
Педагог знакомит детей с графическим изображением восклицательного знака. Показ сопровождает стихотворением: Чудак - восклицательный знак! Никогда он не молчит, Оглушительно кричит: "Ура! Долой! Караул! Разбой!" Затем педагог произносит текст, а дети, услышав восклицательное предложение, поднимают над головой карточки. "На опушке". Ходила Аленушка в лес. Какая красота в лесу! Как птицы поют! Вышла она на опушку. На опушке ромашки. Хороши ромашки!

ВОЛШЕБНАЯ ЛИНИЯЦЕЛЬ: Формировать навыки восприятия повышения основного тона, развивать речевой слухМАТЕРИАЛ: Листы бумаги формата А4 с изображением

Слайд 6
ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ

НА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ

РЕЧЕВОГО ТЕМПА
ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ  РЕЧЕВОГО ТЕМПА

Слайд 7КАРУСЕЛИ
ЦЕЛЬ: Учить соотносить темп речи и движений с темпом музыки
МАТЕРИАЛ: Длинный

шнур, концы которого связаны так, что получился круг; фонограмма "Лошадки" (муз. М. Раухвергера).

ОПИСАНИЕ:
Дети, держась одной рукой за шнур, начинают движение по кругу в соответствии с текстом стихотворения: Еле, еле, еле, еле (в медленном темпе) Завертелись карусели (в умеренном темпе), А потом кругом, кругом (в быстром темпе), Все бегом, бегом, бегом (бег).

КУРОЧКА И
ЦЫПЛЯТА

ЦЕЛЬ: Учить соотносить темп движений и темп речи

ОПИСАНИЕ:
Дети сидят на стульях полукругом. Слушая отрывок скороговорки, произносимой педагогом в медленном темпе, кистью одной руки, собранной в щепоть, медленно дотрагиваются до раскрытой ладони другой руки - "курочка клюет зернышки"; при слушании отрывка в быстром темпе совершают те же движения быстро - "цыплята клюют зернышки". Вышла курочка гулять, Свежей травки пощипать, (медленный темп) А за ней ребята - Желтые цыплята (быстрый темп).

КАРУСЕЛИЦЕЛЬ: Учить соотносить темп речи и движений с темпом музыкиМАТЕРИАЛ: Длинный шнур, концы которого связаны так, что

Слайд 8БАРАБАНЩИК

ЦЕЛЬ: Побуждать детей движениями воспроизводить темп, задаваемый педагогом в речи

МАТЕРИАЛ: "Барабанчики" - осязательные "коврики" размером 18x25 см (размер не имеет принципиального значения, главное, чтобы на коврике умещались обе руки ребенка), выполненные из разных материалов: отрезка коврового покрытия, пластиковой доски, бархатной бумаги

ОПИСАНИЕ:
«Педагог произносит текст стихотворения, произвольно меняя темп (от быстрого к медленному и наоборот), дети на своих "барабанчиках" отстукивают ладонями заданный темп. После одного-двух повторений педагог предлагает каждому ребенку коврик из другого материала. Левой, правой! Левой, правой! На парад идет отряд. На парад идет отряд. Барабанщик очень рад: Барабанит, барабанит Полтора часа подряд. Левой, правой! Левой, правой! Барабан уже дырявый.

ОСЕННИЕ ЛИСТОЧКИ

ЦЕЛЬ: Формировать представление о темпе ("быстро", "умеренно", "медленно")

МАТЕРИАЛ: . Красные ("медленно"), желтые ("умеренно") и зеленые ("быстро") кружки.

ОПИСАНИЕ:
Детям, сидящим за столом или на ковре, предлагается выложить перед собой кружки-символы в той последовательности, в какой педагог меняет темп речи, читая стихотворение. Листопад, листопад, Листья желтые летят. Желтый клен, желтый бук, Желтый в небе солнца круг. Желтый двор, желтый дом. Вся земля желта кругом. Желтизна, желтизна, Значит, осень - не весна. Игра повторяется несколько раз. При повторном чтении темп произнесения каждой строчки меняется.

БАРАБАНЩИКЦЕЛЬ: Побуждать детей движениями воспроизводить темп, задаваемый педагогом в речи      МАТЕРИАЛ:

Слайд 9
ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ

НА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ

РИТМА

ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ РИТМА

Слайд 10ЦЕЛЬ: Учить детей различать и посредством движений выделять акцентированные доли на

фоне звучания равной силы (работа над неожиданным акцентом)

МАТЕРИАЛ: "Игрушки "язычки" - индивидуально на каждого ребенка

ОПИСАНИЕ:
Педагог произносит с равной силой голоса слоги, произвольно делая акцент, например: Та-та-та-та-та-Та-та-та-Та-та-та-та-та-Та-та-Та... Дети, выделив акцентированный слог, должны один раз подуть в "язычок". Разнообразить игру можно, предложив детям свистки, дудочки или бубны.

ЗАБИЯКИ-ПЕТУШКИ

ЦЕЛЬ: Закреплять навык выделения на слух неожиданного акцента

МАТЕРИАЛ: Шапочки петухов - для каждого ребенка

ОПИСАНИЕ:
Педагог медленно произносит различные слоги, произвольно делая акцент на одном из них. Дети стоят в парах лицом друг к другу, держа руки за спиной, и делают ногой махи назад, высоко поднимая голень. На акцентируемый слог они поднимают руки вверх, как бы показывая красивый гребешок петуха, потом продолжают движения ногой до следующего акцента

ЯЗЫЧКИ-ДРАЗНИЛКИ

ЦЕЛЬ: Учить детей различать и посредством движений выделять акцентированные доли на фоне звучания равной силы (работа над

Слайд 11ЦЕЛЬ: Учить передавать метрические отношения (равномерно повторяющиеся), заданные наглядной схемой
МАТЕРИАЛ:

"Кегли" и "мячи", вырезанные из картона, фанеры или пластика

ОПИСАНИЕ:
1-й вариант. Объяснив детям, что "кегли" (К) обозначают сильные удары, а "мячи" (м) - слабые, педагог на доске с помощью магнитов прикрепляет их в определенной последовательности, например: КмКмКмКм (двудольный метрический размер), или КмммКмммКмммКммм (четырехдольный метрический размер), или КммКммКммКмм (трехдольный метрический размер). Дети составляют такую же последовательность у себя на столах и воспроизводят ее хлопками в ладоши или ударами по столу. Усложнение. Педагог на доске может составить только один фрагмент ритмического рисунка, а дети, поняв последовательность, должны продолжить ряд. В этом случае целесообразно проверить, как каждый ребенок составил модель, и только после этого попросить воспроизвести ритм в речи. 2-й вариант. Педагог ритмично произносит серии слогов с равномерно повторяющимся акцентом, например: Та-та-Та-та-Та-та... или та-Та-та-Та-та-Та.., а дети на столах выкладывают "мячи" и "кегли" в заданной последовательности. Затем им предлагается отхлопать получившийся ритм.

ЦЕЛЬ: Учить передавать метрические отношения (равномерно повторяющиеся), заданные наглядной схемой

МАТЕРИАЛ: Детская мозаика - на каждого ребенка

ОПИСАНИЕ:
1-й вариант. Педагог и дети договариваются: например, красная деталь будет обозначать сильный удар ладонью по столу (или хлопок в ладоши, или взмах рукой), а желтая - слабый удар. После этого взрослый задает последовательность деталей на поверхности своей мозаики, дети повторяют. Затем, следуя образцу, дошкольники воспроизводят ритм. Усложнение. Взрослый выкладывает только один фрагмент ритмического рисунка и предлагает детям продолжить его, разгадав последовательность. 2-й вариант. Педагог передает ритм, произнося серии слогов, и просит детей в соответствии с этим разместить детали мозаики.

КЕГЛИ И МЯЧИ

УЗОРЫ

ЦЕЛЬ: Учить передавать метрические отношения (равномерно повторяющиеся), заданные наглядной схемой МАТЕРИАЛ:

Слайд 12
ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ

НА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ

ТЕМБРА

ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ТЕМБРА

Слайд 13ЦЕЛЬ: Учить определять по тембру голоса эмоциональную окраску фразы
МАТЕРИАЛ: Предметные

картинки с изображением людей и животных

ОПИСАНИЕ:
Предметные картинки выкладывают перед детьми. Педагог произносит фразу: "Я прививок не боюсь, если надо - уколюсь" с различной эмоциональной окраской (радость, грусть, испуг и др.) от лица каждого изображенного персонажа. Дети по голосу педагога определяют, какие чувства испытывает персонаж, и отвечают на вопрос "Кто боится прививки?"

УГАДАЙ-КА

ЦЕЛЬ: Закреплять навыки восприятия тембровой окраски голоса

ОПИСАНИЕ:
Педагог произносит фразы радостным, грустным, злым, испуганным или удивленным голосом. Дети определяют и называют, с какой тембровой окраской голоса произнесены фразы.

КТО БОИТСЯ ПРИВИВКИ?

ЦЕЛЬ: Учить определять по тембру голоса эмоциональную окраску фразы МАТЕРИАЛ: Предметные картинки с изображением людей и животныхОПИСАНИЕ:

Слайд 14 ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ

НА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ

ЛОГИЧЕСКОГО УДАРЕНИЯ

ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО УДАРЕНИЯ

Слайд 15СЛУШАЙ, ДУМАЙ, НАЗЫВАЙ!
ЦЕЛЬ: Формировать навыки восприятия логического ударения
ОПИСАНИЕ:
Педагог произносит фразы,

используя различные средства для выражения логического ударения. Детям предлагается после прослушивания фразы назвать слово-носитель логического ударения и указать, как оно произнесено (громко или тихо, быстро или растянуто)

НАЙДИ ВАЖНОЕ СЛОВО

ЦЕЛЬ: Формировать навыки восприятия логического ударения

МАТЕРИАЛ: Наборы предметных картинок и карточек с изображением стрелок, заменяющих глаголы, - по количеству детей.

ОПИСАНИЕ:
Педагог произносит фразы, выделяя голосом слово-носитель логического ударения. Дети составляют модель данного предложения из картинок с изображением субъекта и объекта действия и стрелок. Например: "Девочка играет в мяч". Дети ищут и выкладывают изображение девочки, стрелку, изображение мяча. Затем называют слово-носитель логического ударения. 2-й вариант. Материал. Аудиозаписи текстов, наборы предметных картинок - по количеству детей. Описание. Дети слушают аудиозапись и в соответствии с текстом выкладывают перед собой предметные картинки с изображением слов-носителей логического ударения. Рыбке рак - ни друг, ни враг. Рыбке вряд ли страшен рак.Рыбке страшен червячок, Что насажен на крючок.(В. Лунин.)

СЛУШАЙ, ДУМАЙ, НАЗЫВАЙ!ЦЕЛЬ: Формировать навыки восприятия логического ударенияОПИСАНИЕ: Педагог произносит фразы, используя различные средства для выражения логического

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть