Презентация, доклад на тему Игры и упражнения для формирования слоговой структуры слова

Содержание

 Слоговая структура - это взаиморасположение и связь слогов в слове (Н.С. Четверушкина).

Слайд 1«Дидактические игры и упражнения для формирования слоговой структуры слова у дошкольников

с ОНР»

Подготовила: учитель – логопед
Жуковская Наталья Николаевна
МАДОУ Д/С № 4

«Дидактические игры и упражнения для формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР»Подготовила: учитель – логопедЖуковская Наталья

Слайд 2 
Слоговая структура - это взаиморасположение и связь слогов в слове (Н.С.

Четверушкина).
 Слоговая структура - это взаиморасположение и связь слогов в слове (Н.С. Четверушкина).

Слайд 3
Данный дефект характеризуется трудностями в произношении

слов различного слогового состава. Нарушение слоговой структуры слова – это некая «патологическая инертность» на уровне слога.







Нарушение слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста является одним из наиболее трудных в коррекции среди различных речевых расстройств.

Данный дефект характеризуется трудностями в произношении слов различного слогового состава. Нарушение слоговой

Слайд 4
З.Е. Агранович отмечает «…нарушение слоговой структуры слов характеризуется трудностями в произношении

слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков).
З.Е. Агранович отмечает «…нарушение слоговой структуры слов характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка

Слайд 5
Вся коррекционная работа делится на два основных этапа:

подготовительный (работа проводится на

невербальном и вербальном материале; цель данного этапа – подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка;

коррекционный (работа ведётся на вербальном материале и состоит из нескольких уровней (уровень гласных звуков, уровень слогов, уровень слова). Особое значение на каждом уровне автор отводит “включению в работу” помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного. Цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребёнка-логопата.
Вся коррекционная работа делится на два основных этапа:подготовительный (работа проводится на невербальном и вербальном материале; цель данного

Слайд 6Подготовительный этап





1.      Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового

гнозиса (Слуховой гнозис узнавание предмета по характерному для него звуку) и слуховой памяти на материале неречевых звуков (Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку. Сколько раз ударили в барабан?).
Подготовительный этап1.      Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса (Слуховой гнозис узнавание предмета по

Слайд 72.      Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). Детям

предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов барабана, бубна, металлофона.
Виды заданий следующие:
·         Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике (сколько точек на карточке);
·         Сосчитать, сколько раз хлопнули в ладоши, и поднять карточку с соответствующей цифрой (ритм сначала предлагается простой, а затем сложный);
·         Узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком, записанным символами;
3.      Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, легкий бег, ходьба.
2.      Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание

Слайд 8Коррекционный этап
Уровень гласных звуков
Детям предлагаются следующие задания:
·         Произнести звук А столько

раз, сколько точек на кубике;
·         Произнести звук О столько раз, сколько раз логопед хлопнул в ладоши;
·         Пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков за логопедом, чтение букв, запись буквенного ряда (слуховой и зрительный диктанты): А У И О; АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО;
·         Те же задания с выделением ударного звука: АУА, АУА, АУА;
·         Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;
·         Логопед отстукивает ритм, а ребенок должен в соответствии с этим ритмом произнести гласные звуки следующим образом: А-АА; АА-А; ААА; ААА; ААА.
Коррекционный этап Уровень гласных звуковДетям предлагаются следующие задания:·         Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике;·        

Слайд 9Уровень слогов

Данные виды работ целесообразно проводить на этапе автоматизации и дифференциации

отрабатываемых логопедом звуков. Задания могут быть следующие:
·         Составление всех возможных слогов из предложенных букв («Кто больше?»);
·         Нанизывание колец на стержни с одновременным произнесением цепочки слогов (на каждое кольцо один слог);
Уровень слоговДанные виды работ целесообразно проводить на этапе автоматизации и дифференциации отрабатываемых логопедом звуков. Задания могут быть

Слайд 10 Игра «Слоговые кубики»





Цель: упражнять в синтезе двухсложных слов. Материал: кубики

с картинками и буквами. Ход игры: дети должны собрать слова из двух частей.
Игра «Слоговые кубики»Цель: упражнять в синтезе двухсложных слов. Материал: кубики с картинками и буквами. Ход

Слайд 11Цель: закреплять умение анализировать слоговой состав слова. Материал: набор предметных картинок. Ход игры:

ребёнок должен расположить картинки в заданной последовательности: одно вверху – с односложным словом, два в середине – с двухсложными словами, три внизу – с трёхсложными словами.

Игра «Пирамида»

Цель: закреплять умение анализировать слоговой состав слова. Материал: набор предметных картинок. Ход игры: ребёнок должен расположить картинки

Слайд 12

Игра «Логокуб»

Цель: упражнять в слоговом анализе одно- двух- и трёхсложных слов. Материал: куб, набор предметных картинок, карточки с цифрами. Ход игры: дети выбирают из общего набора картинок те, которые соответствуют заданному количеству слогов и закрепляют их на определённой грани куба.

Игра «Логокуб»Цель: упражнять в слоговом анализе

Слайд 13«Домики для животных»
Цель: развитие умения делить слова на слоги.
Оборудование: три домика с разным

количеством цветов в окошках (один, два, три), с кармашками для вкладывания картинок, набор предметных картинок: ёж, волк, медведь, лиса, заяц, лось, носорог, зебра, верблюд, рысь, белка, кот, носорог, крокодил, жираф…)
Ход игры: логопед говорит, что для животных сделали новые домики. Ребёнку предлагается определить, каких животных, в какой домик можно посадить. Ребёнок берёт картинку с изображением животного, проговаривает его название и определяет количество слогов в слове. При затруднении в подсчёте количества слогов ребёнку предлагают “отхлопать” слово: произнести по слогам, сопровождая произнесение хлопками в ладоши. По количеству слогов он находит домик с соответствующим количеством цветов в окошке для названного животного и кладёт картинку в кармашек этого домика. Желательно, чтобы ответы детей были полными, например: “В слове крокодил три слога”. После того, как всех животных разместили по домикам, необходимо ещё раз проговорить слова, изображённые на картинках.
«Домики для животных»Цель: развитие умения делить слова на слоги.Оборудование: три домика с разным количеством цветов в окошках (один, два,

Слайд 14 Игра «Поезд»
Цель: учить подбирать слова с заданной слоговой

схемой. Материал: поезд с вагончиками, набор предметных картинок, схемы слоговой структуры слов. Ход игры: детям предлагается помочь «рассадить пассажиров» в вагоны в соответствии с количеством слогов.
Игра «Поезд»Цель: учить подбирать слова с заданной слоговой схемой. Материал: поезд с вагончиками, набор

Слайд 15“Загадки”

Цель: развитие умения отгадывать загадки и делить на слоги слова-отгадки.
Оборудование: три домика с

разным количеством цветов в окошках (один, два, три), с кармашками для вкладывания картинок, набор предметных картинок: белка, дятел, собака, заяц, подушка, волк).
Ход игры: логопед предлагает ребёнку внимательно послушать и отгадать загадку, найти картинку со словом-отгадкой, определить количество слогов в слове (хлопками, отстукиванием по столу, шагами и др.). По количеству слогов найти домик с соответствующим количеством окошек и вставить картинку в кармашек этого домика.

“Загадки”Цель: развитие умения отгадывать загадки и делить на слоги слова-отгадки.Оборудование: три домика с разным количеством цветов в окошках (один,

Слайд 16Кто по ёлкам ловко скачет  И влезает на дубы?  Кто в дупле орехи

прячет,  Сушит на зиму грибы? (Белка)

В будке спит,  Дом сторожит.  Кто к хозяину идёт,  Она знать даёт. (Собака)

Всё время стучит, Деревья долбит, Но их не калечит, А только лечит. (Дятел)

Зимой беленький, Летом серенький, Никого не обижает, А всех боится. (Заяц)

Кто зимой холодной Бродит злой, голодный. (Волк)

Кто по ёлкам ловко скачет  И влезает на дубы?  Кто в дупле орехи прячет,  Сушит на зиму

Слайд 17Игра «Живой магнитофон»

Правила игры: в игру могут играть три ребёнка, первый

ребёнок будет слог БА, другой ребёнок слог ПА, третий ребёнок «живой магнитофон». Логопед говорит начало слова, первый слог слова, дети подставляют свои слоги, а третий ребёнок запоминает слово и проговаривает слово целиком

Например: Добавьте слоги: ПА или БА, «живой магнитофон» проговаривает слово полностью.

ЖА…БА
ЛИ…ПА
ШУ…БА
РЕ…ПА
ВЕР…БА
Игра «Живой магнитофон»Правила игры: в игру могут играть три ребёнка, первый ребёнок будет слог БА, другой ребёнок

Слайд 18 Упражнение «Собери слово»

Цель: учить синтезировать двух- трёхсложные слова. Материал:

карточки со слогами на тонированной бумаге. Ход упражнения: каждый ребёнок выкладывает по одному слову. Затем обмениваются набором карточек и игра продолжается.
Упражнение «Собери слово»Цель: учить синтезировать двух- трёхсложные слова. Материал: карточки со слогами на тонированной

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть