Слайд 1«Дидактические игры и упражнения для формирования слоговой структуры слова у дошкольников
с ОНР»
Подготовила: учитель – логопед
Жуковская Наталья Николаевна
МАДОУ Д/С № 4
Слайд 2
Слоговая структура - это взаиморасположение и связь слогов в слове (Н.С.
Четверушкина).
Слайд 3
Данный дефект характеризуется трудностями в произношении
слов различного слогового состава. Нарушение слоговой структуры слова – это некая «патологическая инертность» на уровне слога.
Нарушение слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста является одним из наиболее трудных в коррекции среди различных речевых расстройств.
Слайд 4
З.Е. Агранович отмечает «…нарушение слоговой структуры слов характеризуется трудностями в произношении
слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков).
Слайд 5
Вся коррекционная работа делится на два основных этапа:
подготовительный (работа проводится на
невербальном и вербальном материале; цель данного этапа – подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка;
коррекционный (работа ведётся на вербальном материале и состоит из нескольких уровней (уровень гласных звуков, уровень слогов, уровень слова). Особое значение на каждом уровне автор отводит “включению в работу” помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного. Цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребёнка-логопата.
Слайд 6Подготовительный этап
1. Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового
гнозиса (Слуховой гнозис узнавание предмета по характерному для него звуку) и слуховой памяти на материале неречевых звуков (Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку. Сколько раз ударили в барабан?).
Слайд 72. Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). Детям
предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов барабана, бубна, металлофона.
Виды заданий следующие:
· Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике (сколько точек на карточке);
· Сосчитать, сколько раз хлопнули в ладоши, и поднять карточку с соответствующей цифрой (ритм сначала предлагается простой, а затем сложный);
· Узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком, записанным символами;
3. Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, легкий бег, ходьба.
Слайд 8Коррекционный этап
Уровень гласных звуков
Детям предлагаются следующие задания:
· Произнести звук А столько
раз, сколько точек на кубике;
· Произнести звук О столько раз, сколько раз логопед хлопнул в ладоши;
· Пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков за логопедом, чтение букв, запись буквенного ряда (слуховой и зрительный диктанты): А У И О; АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО;
· Те же задания с выделением ударного звука: АУА, АУА, АУА;
· Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;
· Логопед отстукивает ритм, а ребенок должен в соответствии с этим ритмом произнести гласные звуки следующим образом: А-АА; АА-А; ААА; ААА; ААА.
Слайд 9Уровень слогов
Данные виды работ целесообразно проводить на этапе автоматизации и дифференциации
отрабатываемых логопедом звуков. Задания могут быть следующие:
· Составление всех возможных слогов из предложенных букв («Кто больше?»);
· Нанизывание колец на стержни с одновременным произнесением цепочки слогов (на каждое кольцо один слог);
Слайд 10 Игра «Слоговые кубики»
Цель: упражнять в синтезе двухсложных слов.
Материал: кубики
с картинками и буквами.
Ход игры: дети должны собрать слова из двух частей.
Слайд 11Цель: закреплять умение анализировать слоговой состав слова.
Материал: набор предметных картинок.
Ход игры:
ребёнок должен расположить картинки в заданной последовательности: одно вверху – с односложным словом, два в середине – с двухсложными словами, три внизу – с трёхсложными словами.
Игра «Пирамида»
Игра «Логокуб»
Цель: упражнять в слоговом анализе одно- двух- и трёхсложных слов.
Материал: куб, набор предметных картинок, карточки с цифрами.
Ход игры: дети выбирают из общего набора картинок те, которые соответствуют заданному количеству слогов и закрепляют их на определённой грани куба.
Слайд 13«Домики для животных»
Цель: развитие умения делить слова на слоги.
Оборудование: три домика с разным
количеством цветов в окошках (один, два, три), с кармашками для вкладывания картинок, набор предметных картинок: ёж, волк, медведь, лиса, заяц, лось, носорог, зебра, верблюд, рысь, белка, кот, носорог, крокодил, жираф…)
Ход игры: логопед говорит, что для животных сделали новые домики. Ребёнку предлагается определить, каких животных, в какой домик можно посадить. Ребёнок берёт картинку с изображением животного, проговаривает его название и определяет количество слогов в слове. При затруднении в подсчёте количества слогов ребёнку предлагают “отхлопать” слово: произнести по слогам, сопровождая произнесение хлопками в ладоши. По количеству слогов он находит домик с соответствующим количеством цветов в окошке для названного животного и кладёт картинку в кармашек этого домика. Желательно, чтобы ответы детей были полными, например: “В слове крокодил три слога”. После того, как всех животных разместили по домикам, необходимо ещё раз проговорить слова, изображённые на картинках.
Слайд 14 Игра «Поезд»
Цель: учить подбирать слова с заданной слоговой
схемой.
Материал: поезд с вагончиками, набор предметных картинок, схемы слоговой структуры слов.
Ход игры: детям предлагается помочь «рассадить пассажиров» в вагоны в соответствии с количеством слогов.
Слайд 15“Загадки”
Цель: развитие умения отгадывать загадки и делить на слоги слова-отгадки.
Оборудование: три домика с
разным количеством цветов в окошках (один, два, три), с кармашками для вкладывания картинок, набор предметных картинок: белка, дятел, собака, заяц, подушка, волк).
Ход игры: логопед предлагает ребёнку внимательно послушать и отгадать загадку, найти картинку со словом-отгадкой, определить количество слогов в слове (хлопками, отстукиванием по столу, шагами и др.). По количеству слогов найти домик с соответствующим количеством окошек и вставить картинку в кармашек этого домика.
Слайд 16Кто по ёлкам ловко скачет
И влезает на дубы?
Кто в дупле орехи
прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)
В будке спит,
Дом сторожит.
Кто к хозяину идёт,
Она знать даёт. (Собака)
Всё время стучит,
Деревья долбит,
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел)
Зимой беленький,
Летом серенький,
Никого не обижает,
А всех боится. (Заяц)
Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный. (Волк)
Слайд 17Игра «Живой магнитофон»
Правила игры: в игру могут играть три ребёнка, первый
ребёнок будет слог БА, другой ребёнок слог ПА, третий ребёнок «живой магнитофон». Логопед говорит начало слова, первый слог слова, дети подставляют свои слоги, а третий ребёнок запоминает слово и проговаривает слово целиком
Например: Добавьте слоги: ПА или БА, «живой магнитофон» проговаривает слово полностью.
ЖА…БА
ЛИ…ПА
ШУ…БА
РЕ…ПА
ВЕР…БА
Слайд 18 Упражнение «Собери слово»
Цель: учить синтезировать двух- трёхсложные слова.
Материал:
карточки со слогами на тонированной бумаге.
Ход упражнения: каждый ребёнок выкладывает по одному слову. Затем обмениваются набором карточек и игра продолжается.