Слайд 1
Игровые технологии при устранении нарушений письменной речи у младших школьников
Презентацию подготовила
Учитель
начальных классов
МОУ «средняя школа №1»
Вихрова Ю.Е.
Слайд 2«Для дитяти игра — действительность, и действительность гораздо более интересная, чем
та, которая его окружает. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов.»
К.Д.Ушинский
Слайд 3Игровые технологии - совокупность психолого – педагогических методов, способов приемов обучения,
воспитательных средств.
Слайд 4- социокультурную: синтез усвоения богатства культуры, потенций воспитания и формирование ребенка
как личности
- коммуникативную: моделирование разных жизненных ситуаций, поиск выхода из конфликтов
- самореализации: сфера реализации себя как личности
- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- развлекательную: создание определенного комфорта благоприятной атмосферы;
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
Слайд 5ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Проблема
нарушений письменной речи у школьников - одна из актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний.
Частичное расстройство процессов чтения и письма обозначают терминами дислексия и дисграфия.
Дислексия и дисграфия обычно встречаются в сочетании.
Основными симптомами дисграфии являются специфические (т. е. не связанные с применением орфографических правил)расстройства письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленные несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма.
Дислексия – избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения при сохранении общей способности к обучению.
Слайд 6ВИДЫ ДИСГРАФИИ
артикуляторно-акустическая -В основе её лежит отражение неправильного произношения на письме,
опора на неправильное проговаривание. Ребенок пишет так, как произносит. Опираясь в процессе проговаривания на неправильное произношение звуков, он отражает свое дефектное произношение на письме. Проявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи.
дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (дифференциации фонем).
Проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. Чаще всего заменяются буквы, обозначающие следующие звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав ([ч]-[т], [ч]-[щ], [ц]-[т], [ц]-[с]). Этот вид дисграфии проявляется и в неправильном обозначении мягкости согласных на письме вследствие нарушения дифференциации твердых и мягких согласных (,,писмо”, ,,лубит”, ,,лижа”). Частыми ошибками являются замены гласных даже в ударном положении, например, [о]-[у] (дом – ,,дум”), [е]-[и] (лес – ,,лис”).
С учетом нарушенных операций фонемного распознавания можно выделить следующие подвиды этой формы дисграфии: акустическую, кинестетическую, фонематическую.
Слайд 7Дисграфия на почве различных форм нарушения языкового анализа и синтеза. В
основе лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения. Наиболее сложной формой языкового анализа является фонематический анализ. Вследствие этого особенно распространенными при этом виде дисграфии будут искажения звукобуквенной структуры слова.
Наиболее характерны следующие ошибки: пропуски согласных при их стечении (диктант – ,,дикат”, школа – ,,кола”); пропуски гласных (собака – ,,сбака”, дома – ,,дма”); перестановки букв (тропа – ,,прота”, окно – ,,конно”); добавление букв (таскали – ,,тасакали”); пропуски, добавления, перестановка слогов (комната – ,,кота”, стакан – ,,ката”).
аграмматическая -. Она связана с недоразвитием грамматического строя речи: морфологических, синтаксических обобщений. Этот вид дисграфии может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста и является составной частью более широкого симптомокомплекса – лексико-грамматического недоразвития, которое наблюдается у детей с дизартрией, алалией и у умственно отсталых.
оптическая - связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме.
Чаще всего заменяются графически сходные рукописные буквы: состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (в-д, т-ш); включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами (и-ш, п-т, х-ж, л-м); зеркальное написание букв (с-о, э-е), пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент, лишние (ш-,,ии”) и неправильно расположенные элементы (х-,,оэ”), (т-,,пп”).
Слайд 8Работа, направленная на быстрое запоминание
печатных и прописных букв
*Обведение букв по трафарету.
Называние букв, написанных на карточках правильно и зеркально.
*Выкладывание букв из палочек с фиксацией внимания на том, как расположены их элементы.
*Ощупывание букв из картона или наждачной бумаги с закрытыми глазами, их узнавание, правильное расположение
на столе, придумывание с ними слов.
*Рисование букв по ассоциации, например:
«Д» - дом,
«Г» - вешалка,
«Ч» - стул.
«На что похожа буква?»
*Узнавание буквы (дермалексия), «написанной» на спине, на ладони, в воздухе, на столе.
* Придумывание слов, содержащих заданную букву в
определенной позиции.
Слайд 9ИГРЫ С БУКВАМИ
Возьмите листок из старой детской
книги (или детского журнала)
и предложите зачеркнуть на нём ту букву, с которой вы его знакомите в данный момент, либо букву, которую он путает,
не может запомнить.
Например: «Зачеркни (обведи) все буквы Р на этой странице».
Слайд 10Полезно давать задание
«Группировка стилизованных букв»
Ребёнку предлагают сгруппировать одинаковые буквы.
Слайд 13«Перевёрнутые буквы»
«Сколько одинаковых букв»
«Каких букв больше»
«Наложенные буквы»
«Зеркальные буквы»
«Найди букву
среди рядов букв»
«Найди нужную букву среди перечёркнутых букв»
Слайд 14«Творческое создание» букв
Предложить ребёнку
«Дописать букву»
по пунктирным линиям
«Переделать букву», переставив
(переложив) элементы
(«Что нужно сделать, чтобы из буквы Л получилась И?; из Щ –Ц?» и т. д.)
Слайд 15Развитие памяти и внимания
Играть
«Какой буквы не стало»
перед ребёнком выкладывается ряд букв,
начиная с 3 –4, предложить запомнить, в какой последовательности они расположены.
Ребёнок закрывает глаза, а вы убирает одну букву.
«Поменяй буквы местами»
ребёнок воспроизводит первоначальный вариант или взрослый добавляет ещё одну букву, ребёнок называет её.
Играть можно с постепенным увеличением ряда букв.
Слайд 16Развитие звуко-буквенного анализа
(фонематический анализ )
Выкладывать небольшие слова.
Переставлять их местами.
«Терять» буквы из
слова, восстанавливая его с помощью ребёнка.
В ходе этой игры непосредственно
формируется фонематический анализ
(т. к. буквы в слове стоят в
определённой последовательности).
Слайд 17«Найди правильно написанные буквы»
Слайд 18Информация взята с сайтов:
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2014/10/30/igrovye-tekhnologii
https://infourok.ru/igrovie-metodi-v-korrekcii-narusheniya-pisma-2222444.html