Слайд 1«КЛАДЯЗЬ НАРОДНОЙ МУДРОСТИ»
(игра «Звездный час», посвященная народному творчеству)
Слайд 2Цели: приобщение детей к народному творчеству; привитие любви к народным традициям;
расширение их представлений о культуре русского народа; развитие эстетического и нравственного восприятия мира .
Слайд 3Народное творчество – народная мудрость, народное знание…
Сегодня мы обращаемся к народному
творчеству не только потому, что это «кладезь мудрости, запасник народной мысли и нравственного здоровья», но и
потому, что это наши истоки.
Слайд 4Игра – викторина «Звездный час»
Правила игры
1. За каждый правильный ответ игрок
получает 1 очко.
2.Отвечая на дополнительные вопросы – игрок получает звезду, за правильный ответ.
3.На обдумывания каждого вопроса дается 5 секунд.
4. После каждого тура, а их- 3, будет отсеиваться одна пара игроков, набравшая наименьшее количество очков.
5.Если у нескольких пар число очков окажется одинаковым, то будут учитываться звезды.
6. В суперигре сразятся две пары дошедшие до финала.
Слайд 5I тур
Не сомневаюсь, что вы, прежде чем научились читать, слушали сказки.
«Что за прелесть – эти сказки! Каждая есть поэма….. Сказка – ложь, да в ней намек…» -писал А.С.Пушкин о народных сказках.
Зародившись в древние времена, сказка до сих пор передается из уст в уста, переиначивается и возникает заново.
Слайд 61 задание. Во всех ли сказках речь идет о трех братьях?
№3
«Сказка о царе Салтане»
№4 «Сивка- бурка»
№1 «Царевна- лягушка»
№2 Конек - горбунок
Слайд 7Ответ
№3 «Сказка о царе Салтане»
Говорится о трех сестрицах:
Три девицы под окном
Пряли
поздно вечерком.
Слайд 82 задание.
№1 ИВАН БЫКОВИЧ
№2 НИКИТА КОЖЕМЯКА
№3 ШАБАРША
№4 СОЛОВЕЙ РАЗБОЙНИК
Слайд 9Вопрос 1.
У Пушкина есть сказка в стихах «О попе и
работнике его Балде».
В ее основе лежит сюжет русской народной сказки.
Как звали героя этой сказки? 2 задание.
Слайд 11Вопрос 2.
Какой сказочный герой смог победить чудо – юдо 12
– головое?
2 задание.
Слайд 13Вопрос 3
В русских народных сказках всегда сталкивается добро и зло, хорошие
и плохие герои. Какой из этих героев является отрицательным персонажем?2 задание.
Слайд 153 задание
№1 Лиса
№2 Волк
№3 Щука
№4 Хамелеон
Слайд 16Вопрос1
Все ли эти персонажи являются героями басен Ивана Андреевича Крылова?
3 задание
Слайд 17Ответ
№4. Хамелеон.
«Хамелеон» -это название рассказа Антона Павловича Чехова.
Персонажем басен И.А.
Крылова хамелеон не является.
Слайд 18Вопрос2
Кто из них обладал волшебной силой в сказке о Емелюшке –
дурачке?3 задание
Слайд 20Вопрос 3
Как вы думаете, какое животное чаще всего становилось героем
русских народных сказок?3 задание
Слайд 224 задание
№1 «Волк и семеро козлят»
№2. « Колобок»
№3 «Крокодил Гена и
его друзья»
№4 «Гуси – лебеди»
Вопрос. Все ли эти сказки являются русскими народными?
Слайд 23Ответ
№3 «Крокодил Гена и его друзья»
Эти сказочные герои были придуманы нашим
современником Эдуардом Успенским.
Слайд 24Устное народное творчество
пословицы и поговорки
У русского народа, как и у любого
другого, существует бесчисленное множество пословиц и поговорок. Трудно сказать, с каких времен среди народа начали ходить пословицы и поговорки. Эти маленькие мудрые изречения создавались и накапливались народом в течении многовековой истории. Они отражают его жизнь, условия труда, культуру. Пословица всегда поучительна. В ней всегда есть вывод, который полезно помнить каждому.
Пословицы и поговорки прочно ложатся в памяти, их запоминание облегчается разными созвучиями, рифмами.
Они кратки, в них нет лишних слов, каждое слово весомо, содержательно и точно:
Пословица недаром молвится.
Глупая речь не пословица
Пословица – всем делам помощница.
Слайд 25Зарабатываем звезды
Много ли вы знаете пословиц и поговорок? Их бесчисленное множество,
поэтому вспомним только те, в которых есть числа.
За каждую пословицу –звезда.
Одной рукой в ладоши не хлопнешь
Слайд 26II тур
Владимир Иванович Даль, составитель «Толкового словаря живого великорусского языка» (1863-1866),писал,
что пословица- «это цвет народного ума, это житейская народная правда».Михаил Шолохов назвал пословицу «сгустками разума», «крылатой мудростью».
Постоянно обращались к фольклору выдающиеся писатели и педагоги: Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, М.В.Ломоносов, Я.А.Коменский.
Слайд 27Первое задание
-II тур
№1 Л.Н.Толстой.
№2 К.Д.Ушинский.
№3 М.В.Ломоносов.
№4 Я.А.Коменский.
Слайд 28Вопрос №1.
Кто из этих великих людей в книге для начальных классов
поместил 300 пословиц поговорок? Первое задание
Ответ:№2.К.Д.Ушинский в книге «Родное слова».
Слайд 29Вопрос№2
Кто из них является автором книг, ставших в России классическими образцами
детской и народной литературы? Первое задание
Ответ: №1 Л.Н.Толстой.
Слайд 30Второе задание
-II тур
№1. Екатерина II.
№2.№2. Петр I.
№3№3 .Иван Грозный.
№4.№4. А.В.Суворов.
Слайд 31Вопрос.
Перед вами портреты Екатерины второй, Петра первого, Ивана Грозного и А.В.Суворова.
Необходимо определить, кому из них принадлежит крылатое выражение.
«За ученого -трех неученых дают». Второе задание -II тур
Ответ: №4 А.В.Суворов.
«Победителей не судят» -II тур
Ответ: №1. ЕКАТЕРИНА II
«Воспитанного человека украшают три добродетели: приветливость, смирение и учтивость».II тур
Ответ: №2 Петр I
Слайд 32Третье задание – II Третье задание – II тур
№1 А.С.Грибоедов
№2 И.А.Крылов
№3
А.С.Пушкин
№4 Д.И. Фонвизин
Слайд 33Вопрос. А сейчас вспомним крылатые выражения наших великих русских писателей, поэтов,
баснописцев.
« А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь».
Ответ: №2 И.Д.Крылов.
«Любви все возрасты покорны»
Ответ: №3 А.С.Пушкин.
«Не хочу учиться , а хочу жениться»
Ответ : №4. Д.И.Фонвизин
«Счастливые часов не наблюдают»
Ответ: №1. А.С.Грибоедов.
Слайд 34Четвертое задание –II тур
№1 Бывальщина
№2 Дразнилка
№3 Закличка
№4 Считалочка
Слайд 35Устное народное творчество многогранно: это мудрые пословицы и хитроумные загадки, веселые
обрядовые песни, торжественные былины.
Вопрос.
Дождик- дождик, пуще лей На меня и на людей! А на бабу Ягу- лей по целому ведру
Слайд 36Песня
Песня – это наиболее распространенный жанр в русском народном творчестве в
настоящее время. Грустные и веселые, тоскливые и бодрые, народные песни всегда поэтичны и красивы, поражают своим художественным мастерством. И в наши дни в городе и в деревне звучат песни, сложенные профессиональными и самодеятельными поэтами.
Слайд 37III тур
Исстари основным занятием славян было земледелие. Полная зависимость от природы
заставляла крестьян изучать окружающий мир. Это вылилось в целый ряд правил, примет, тонких и верных наблюдений. Не случайно в народном календаре все сезоны, месяцы, недели и даже дни имеют свои собственные имена, например, день Лукерьи, Юрьев день, день Луки, Иванов день.
Слайд 38Первое задание- III тур
№1 День Лукерьи
№2 Юрьев день
№3 День Луки
№4 Иванов
день
Слайд 39Второе задание -III тур
№1 Гжель
№2 Хохлома
№3 Дымково
№4 Тула
Слайд 40Третье задание
№1 БАЛАЛАЙКА
№2 ГУСЛИ
№3 ЖАЛЕЙКА
Слайд 41Финальная игра
КАЛЕНДАРЬ
Из слова нужно составить как можно больше слов. Каждую букву
можно использовать столько раз, сколько она встречается в этом слове, т.е. букву «а» - два раза, а остальные по одному. Тот кто назовет последнее слово, - победит. Время – 2 минуты.