Слайд 1
ХОРЕОГРАФИЯ КАК СРЕДСТВО
РЕАБИЛИТАЦИИ СЛЕПЫХ
И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ
Актуальность:
Двигательная
активность имеет немалое значение в жизни человека.
Для людей же с ограниченными возможностями здоровья, и особенно детей, физические нагрузки тем более важны.
.
Слайд 2
Ещё в начале прошлого века русский тифлопедагог, врач-офтальмолог А. И.
Скребицкий писал, что ребёнок, лишившийся зрения, поражает в большей части случаев своим болезненным видом:
кости, связки, мышцы слабы;
походка неуверенная;
осанка всего тела, в особенности способ держания головы, крайне не красивы;
во всём заметны робость, нерешимость, вялость.
Слайд 3 Поза детей с остаточным зрением при чтении и письме с низко
опущенной головой, монозрение, нарушение бинокулярного зрения отрицательно влияют на развитие дыхательной системы, опорно-двигательного аппарата, ведут к кривошее, к сколиозам, остеохондрозам в шейном отделе и другим нарушениям.
У 79% слепых и слабовидящих детей отмечаются различные нарушения осанки и сколиозы.
Слайд 4 Слепые и слабовидящие дети отличаются тем, что имеют проблемы в координации,
ориентации в пространстве, сохранении равновесия. Для развития этих качеств хореография может стать эффективным средством, помочь в развитии умения выделять ориентиры в помещении, развить эмоциональное восприятие музыки, сформировать основы танцевальной культуры.
Гиподинамия не только усугубляет любое нарушение развития и приводит к патологии всего нервно-мышечного аппарата, но и отрицательно сказывается на общем развитии слабовидящего ребенка, поскольку представляет резкое снижение активности мощного естественного стимулятора всех функций организма и нервно психического тонуса.
Слайд 5 Одним из эффективных средств повышения
двигательной активности детей с нарушениями
зрения являются занятия хореографии.
Эти занятия очень специфичны: они сочетают
в себе средства музыкального, пластического, физкультурного, эстетического и художественного развития и образования. Занятия гармонично развивают фигуру, способствуют развитию музыкальной памяти, улучшению пространственной ориентировки, развивают координацию движений, закрепляя привычку двигаться раскованно и красиво, придают внешнему облику человека собранность и элегантность.
Слайд 6Цель занятий:
Повышение физической и психологической подготовленности и адаптивных возможностей детей
с глубокими нарушениями зрения средствами хореографии.
Задачи занятий:
Определить уровень физической подготовленности детей с нарушениями зрения.
Выявить роль и значение средств хореографии в процессе физической реабилитации слепых и слабовидящих детей.
Предупредить развитие вторичных отклонений в опорно-двигательном аппарате, сердечнососудистой и дыхательной системах, рационально используя средства физического воспитания .
Наличие первичного дефекта не говорит о том, что у аномального ребенка должен развиться вторичный дефект. Это зависит от социальных условий развития ребенка и от многих других факторов.
Слайд 7 Занятия хореографией могут значительно облегчить вышеуказанные проблемы у детей. Танцы, кроме
совершенствования двигательных навыков предусматривает знакомство с элементами музыкальной грамоты, развитие ориентации в пространстве, «мышечного чувства», формирование художественно-творческих способностей, формирование правильной осанки, воспитание настойчивости, силы воли, коллективизма. Это очень важно для детей с нарушением зрения, так как этот недостаток отрицательно сказывается, прежде всего, на их процесс восприятия, снижение точности, замедленности, трудности в пространственной ориентировке, неуверенность в себе.
Слайд 8 На первом этапе необходимо создать
четкие представления о своем теле
и его симметричности;
о пространственном расположении его частей;
обучить их пространственной ориентировке «на себя»;
На втором этапе – дать представления о том, что собственное тело является точкой отсчета
при ориентировке в окружающем пространстве, то есть «от себя», (прививаются навыки полисенсорного восприятия предметов, умение анализировать полученную информацию, объединять ее в единый образ и применять в практической ориентировке);
Третий этап - обучение детей моделированию предметно практических построений.
Слайд 9В процессе занятий у детей с патологией зрения укрепляется мышечный корсет,
формируется правильное дыхание, развиваются моторные функции, вырабатывается правильная осанка, походка, грация движений, что способствует оздоровлению детского организма в целом.
Учащиеся в процессе обучения знакомятся с основами общей культуры:
- корректное поведение;
- ответственность;
- трудолюбие;
- самоконтроль.
Слайд 10 Важные показатели танцевальной культуры эмоциональное восприятие танцевального искусства;
способность самостоятельно
оценивать произведение;
наличие у детей нравственной воспитанности (поведение в коллективе, трудолюбие, взаимопомощь, доброжелательность;
музыкальность;
эмоциональный настрой;
правильность и искренность в передаче танцевального образа.
Все это воспитывается через правильно подобранный музыкальный материал соответствующий возрасту и равномерно распределённую психофизическую нагрузку.
Слайд 11 Структура занятий учитывает это требование и включает в себя следующие элементы:
разминка;
упражнения, регулирующие мышечный тонус, мелкую мускулатуру пальцев рук;
упражнения на развитие внимания, чувства ритма, темпа;
движения с согласованием речи и движения;
релаксация.
Слайд 12 Для достижения результатов в развитии творческих способностей учащихся важно:
комплексное воздействие на
ребенка;
предлагать творческие задания;
организация индивидуальных и групповых занятий;
Индивидуальный подход в процессе обучения слепых и слабовидящих детей не означает, что на занятиях преподаватель уделяет внимание только одному ребенку. Работая с группой учащихся, выбираются приемы, помогающие каждому из детей организовать свое поведение в соответствии с требованиями коллектива.
Слайд 13 Итак, занятия хореографией являются мощным средством коррекции и компенсации недостатков в
физическом, функциональном и эмоциональном развитии детей с нарушениями зрения. Двигательная активность является необходимым условием нормального функционирования внутренних органов. Это источник здоровья, работоспособности и подготовки к трудовой деятельности детей. При дефектах органа зрения организм детей находится в неблагоприятном состоянии не только из-за системно-функциональных нарушений, но и вследствие вынужденной гиподинамии. Слабовидящие дети не получают необходимого ежедневного объёма движений. Последнее ухудшает состояние их организма и часто способствует прогрессированию заболеваний.
Слайд 14Внутренний мир слабовидящего и слепого ребенка строится на основе впечатлений, получаемых
им через сохраненные анализаторы, главный из которых – двигательный. При патологии зрения у детей имеются значительные особенности в способах восприятия окружающего мира, развитии движений, ориентировке в пространстве. Учитывая, что занятия хореографией являются частью образовательной и коррекционно-развивающей работы школы, Рудакова Л.А. выделяет четыре основных направления работы с детьми: оздоровительное, образовательное, воспитательное и коррекционно-развивающее. В процессе занятий у детей с патологией зрения укрепляется мышечный корсет, формируется правильное дыхание, развиваются моторные функции, вырабатывается правильная осанка, походка, грация движений, что способствует оздоровлению детского организма в целом.
Учащиеся в процессе обучения знакомятся с основами общей культуры:
- корректное поведение;
- ответственность;
- трудолюбие;
- самоконтроль.
Слайд 15.
Коррекционные занятия по ритмике с применением «Живого купола» носят занимательный
характер (в игровой форме)например, учащиеся не просто дети, а «лучики солнца». Так же с помощью «купола» дети «катаются на карусели». Такие занятия способствуют снятию двигательной скованности, позволяют детям с нарушением зрения овладеть основами координационных механизмов, перенести координационные отношения, которыми они овладели в процессе занятий, в свободную деятельность. Изготовить «купол » просто. Выкраивается он в форме круга из легкой ткани с учетом цветовой модификации. Верхний срез «купола» обрабатывается «кулисой», завязывающийся на шнур, по краю купола пришиваются петли («лучики солнца»), за которые держатся дети, также есть внутренние петли, расположенные по кругу ,меньшего диаметра. Надевается «купол», как юбка, внутренняя часть петель находится у педагога в руках. В таком положении, за счет сгибания и разгибания рук, наклона своего тела и усилий в плечах контролируются и регулируются движения детей.
Слайд 16 Постепенно дети осваивают правильные движения руками, учатся соизмерять силу натяжения петли
«лучика солнца». При работе с «куполом» проговариваю каждое движение с определенным ритмом и интонацией, подсказываю детям как момент ускорения (когда нужно перейти с «галопа» на «пружинку»), так и момент торможения (переход с «пружинки» на ходьбу). Усилием одной руки помогаю (ускоряя)бежать слабому, а усилием другой немного придерживать сильного. Во время игры являюсь своеобразной осью вращения «карусели». Совершенствуя свои движения в данных упражнениях, ребята перестают бояться быстрого движения, отрывают обе ноги от земли, что дает им почувствовать ощущение «полета». Когда «Живой купол» опускается или поднимается от него «идет ветер». Дети слышат шелест купола, чувствуют его взлет, слышат звук передвижения друг друга и реагируют на движение, увлекаясь игрой.
Слайд 17Во время работы с «Живым куполом» во всех упражнениях предусматриваются задачи
упражнения для активизации зрительных функций: остроты зрения, фиксации, локализации, прослеживания. Коррекционная роль занятий обеспечивает рациональное сочетание зрительного контроля с выполняемыми действиями, направленными на развитие механизмов фиксации, прослеживания, укрепления глазодвигательных функций.
Слайд 18Особое внимание следует уделять школьникам 1-4-х классов, у которых в этот
период глаза приспосабливаются к возрастающей зрительной нагрузке и вместе с тем резко снижается двигательная активность. Этот период - один из самых эффективных для формирования у
школьников привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями. Это время привития навыка правильной осанки для развития многих физических качеств: координации движений, силы, выносливости, гибкости, пространственных представлений. Потенциальные возможности (резервы) растущего и развивающегося организма ребенка даже с такой тяжелой патологией, как заболевания зрительного анализатора, достаточно высоки, для того, чтобы при грамотном использовании форм, средств и методов физического
воспитания способствовать успешной физической реабилитации слепых и слабовидящих школьников.
Слайд 19Занятия по хореографии и ритмике позволяют детям с ограниченными возможностями овладеть
основами координационных механизмов, перенести координационные отношения, которыми они овладели в процессе занятий, в свободную деятельность для адекватного взаимодействия в социальной среде .Использование своеобразных приемов и способов в обучении слепых и слабовидящих детей направлено, прежде всего, на формирование навыков основных жизненно важных движений.
Слайд 20Работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья, значит ежедневно, ежечасно, из
года в год отдавать ребенку свой жизненный и душевный опыт, формируя из него человека нашего общества – личность, развитую всесторонне и гармонично. Наша профессия одна из самых мирных и безобидных. И всё таки я думаю, что стоим мы на переднем крае борьбы за человека. Мы ответственны за то, каким человеком станет ребенок, переступивший порог класса и сделавший под нашим руководством первое па. Всё, чему я научу, если это идет от сердца, обязательно останется в памяти ребенка