Слайд 1Модели ранней помощи в России и за рубежом
Выполнила: Юсуфкулова Гузалия Гарафиевна
Слайд 2 Изменение отношения в обществе к детям с особыми потребностями, признание за
ними права получения не только медицинской, но и психолого-педагогической поддержки стало основной причиной возникновения и развития моделей, действующих в рамках концепции нормализации.
Слайд 3Модели ранней помощи в США
В 60-е гг. в США преобладает медицинская
или реабилитационная модель инвалидности. Основная задача в рамках этой модели: адаптировать инвалида к существующей социальной среде, предоставив набор специализированных медицинских, социальных, образовательных услуг. Функционирование обозначенной модели связано с широким развитием системы социального обеспечения, включающей медицинские учреждения, специальные клиники, закрытые школы и интернаты.
Слайд 4Модели ранней помощи в США
70-80-е гг. принесли критическое отношение к медицинской
модели инвалидности, что повлекло закрытие интернатов, расширение задач помощи инвалидам, включающей не только оказание необходимой помощи, но и организацию посильной работы и досуга с целью более полной интеграции инвалидов в социум. Постепенно на место медицинской модели приходит социальная модель инвалидности.
Слайд 5Модели ранней помощи в США
Модель информирования и просвещения
В центре внимания
данной модели находится обучение, информационно-просветительская работа с родителями и ближайшим социумом, окружающим ребенка. Данная модель ранней помощи носит название модели «союза с семьей». Обучая и просвещая родителей, профессионалы обращаются к ресурсам семьи, включающим имеющиеся знания, структуру семьи и др. (руководство «Портейдж» и руководство «Каролина»)
Слайд 6Модели ранней помощи в США
Модель «взаимодействия с семьей ребенка»
(Dunst, Johanson
и др.,).
Данная модель была ориентирована на ценности, связанные с нормализацией жизни ребенка, так же, как и предыдущая информационно-просветительская модель. В модели взаимодействия изменились цели и ожидаемые результаты ранней помощи: предполагалось, что главным условием нормализации жизни ребенка станет изменение социального взаимодействия матери и ребенка.
Слайд 7Модели ранней помощи в США
«Модель системного развития»
(М.Guralnik, 2005)
В данной модели
выделяют следующие принципы:
принцип семейно-ориентированной помощи, предоставление семье всей необходимой информации для принятия важных решений, сотрудничество и партнерство семьи и специалистов, обеспечение семьи необходимыми ресурсами и формами помощи;
принцип включения членов семьи в процесс оказания помощи, означающий, что семья становится активным участником разработки, обсуждения и реализации программы помощи, входит в состав команды специалистов и участвует в работе службы ранней помощи;
принцип нормализации обеспечивает равный доступ: к удовлетворительной медицинской помощи и услугам, доступность подходящей образовательной программы, поддержку со стороны родных и друзей, доступ к детским садам и другим организациям, адекватные финансовые ресурсы, доступность специального оборудования, транспорта и т.д.;
- принцип интеграции отражает усилия, направленные на максимальное увеличение участия ребенка и его семьи в обычных видах деятельности;
принцип оказания ранней помощи в естественной для ребенка среде, количество и качество оказываемой помощи на дому и в естественной обстановке;
принцип индивидуализации предполагает работу с конкретным индивидуальным случаем;
принцип междисциплинарного подхода в работе специалистов;
принцип понимания и принятия культурных различий и их влияния на развитие ребенка и функционирование семьи;
принцип координации и интеграции компонентов системы, кооперация и социальное партнерство системы ранней помощи и ее институтов с другими ведомствами и учреждениями
Слайд 8Модели ранней помощи в Швеции
Муниципальная модель ранней помощи
Слайд 9Модели ранней помощи за рубежом
Экологическая модель
отражает и
учитывает сложность процесса развития ребенка и его зависимость от прямого и косвенного влияния огромного количества элементов, из которых состоит окружающая его среда. Соответственно строятся программы поддержки семьи.
В основе транзакционной модели– представление о способности социального отклика окружения и об интерактивной природе обмена ребенок – среда.
С этой точки зрения, развитие ребенка есть продукт постоянной динамики взаимодействий между ним и тем опытом, который дают ему семья и социальный контекст.
Слайд 10Модели ранней помощи за рубежом
Модель «Второй детский центр»
Согласно этой модели ребенок,
обучающийся в специализированном центре, посещает еще одно детское учреждение, в котором находятся обычные дети, причем это не обязательно детский сад. Таким местом может стать спортивная секция, танцевальный кружок, художественная или воскресная школа. Основному педагогу в таком случае часто помогает ассистент, имеющий
специальное образование.
Модель «Обратный поток»
Эта модель предполагает различные варианты включения обычных детей в специализированные занятия. Как правило, четвертая часть детей в таких группах не имела нарушений в развитии.
Слайд 11Модели ранней помощи за рубежом
Модель «Специальный класс»
Организуется для детей дошкольного
и раннего школьного возраста. В этом случае специализированным является только обучение, а остальное время – перемены, прогулки, досуг – дети проводят со своими «обычными» сверстниками.
Модель «Комната для специальных занятий».
В рамках такой модели всё обучение происходит в общем потоке, за исключением времени, когда дети с особыми потребностями дополнительно занимаются со специалистами в отдельном помещении.
Слайд 12Модели ранней помощи за рубежом
Модель «Внештатный специальный педагог (тьютор)».
Ребенок находится в
обычной группе, которую курирует приходящий специальный педагог, и круг его обязанностей предусматривает поддержку не только особого ребенка, но и всех участников процесса включения – родителей, воспитателей, педагогов, администрацию.
Модель интеграции и включения в Монтессори-класс детей с особыми потребностями позволяет использовать заложенные в самой методике возможности обучения разновозрастной и разноуровневой группы.
Слайд 13Модели ранней помощи в России
В настоящее время в России существует разветвленная
система специального образования для детей с особенностями развития, в которой есть место и для раннего звена психолого-педагогической помощи детям с особыми потребностями. Но проблема заключается в том, что данное направление до последнего времени в основном реализовалось в домах ребенка, что не позволяло учитывать современные требования к нормализации жизни таких детей. Наряду с этим заметны и положительные сдвиги. Начиная с 90-х годов ХХ столетия возникли и стали развиваться службы ранней помощи в Москве, Санкт-Петербурге, Астрахани, Кемеровской, Новгородской Самарской, Ярославской областях и других регионах и городах России. Созданы организации, призванные обеспечить научно-методическую и координационную поддержку этого направления работы. Из наиболее крупных назовем Центр ранней диагностики и специальной помощи детям с отклонениями в развитии, созданный на базе Института коррекционной педагогики РАО, а также Институт раннего вмешательства (Санкт-Петербург).
Слайд 14Модели ранней помощи в России
Во многих работах Е.А. Стребелева подчеркивает необходимость
создания модели комплексной помощи детям группы риска и их родителям в условиях стационара и при поликлиниках.
Для детей с нарушениями ЦНС, интеллектуальными и речевыми проблемами коррекционное обучение целесообразно организовывать именно в детских поликлиниках по месту жительства, дополнив их штаты учителями-дефектологами, работающими с детьми раннего возраста. Необходимо создать гибкую систему коррекционного воздействия, сочетающую как помощь ребенку в поликлинике по месту жительства, так и специализированную в профильных медицинских и медико-психолого-педагогических (реабилитационных) центрах.
Стребелева Е.А. Ранняя коррекционно-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья //Дефектология.- 2003.-№3.-С.39-43.
Слайд 15Модели ранней помощи в России
Еще одна отечественная практика оказания ранней помощи
детям предлагается Ю.А. Разенковой. Ею рассматривается организация и проведение коррекционной работы с детьми в условиях дома ребенка, задачи которой - решение проблемы адаптации малыша к новым условиям воспитания; профилактика раннего отставания и нежелательных тенденций в личностном развитии, обусловленных психической деривацией; ранняя коррекция отклонений в развитии на основе создания оптимальных условий для развития личностного потенциала ребенка. Коррекционно-педагогическая работа с детьми группы риска в доме ребенка является составной частью комплексной реабилитационной медико-педагогической работы в детском учреждении.
Разенкова Ю.А. Содержание индивидуальных программ развития детей младенческого возраста с ограниченными возможностями, воспитывающихся в доме ребенка.//Дефектология.- 1998.-№3.
Слайд 16Модели ранней помощи в России
В Санкт-Петербурге была начата реализация первой в
России программы раннего вмешательства – социальной программы «Абилитация младенцев». Специально для реализации этой программы было создано негосударственное образовательное учреждение повышения квалификации «Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства». Поддержка администрации Санкт-Петербурга, тесное сотрудничество с зарубежными специалистами позволило сотрудникам Института в рекордно быстрый срок освоить новые для страны знания и подходы к помощи детям и создать междисциплинарную семейно-центрированную модель раннего вмешательства, которая была внедрена в практику здравоохранения, образования и социальной защиты во многих регионах РФ.
Слайд 17Модели ранней помощи в России
В Санкт-Петербурге разработана и апробируется региональная модель
ранней помощи: междисциплинарная семейно-центрированная программа ранней помощи в дошкольном учреждении системы образования (Р.Ж.Мухамедрахимов, 1999).
На базе ДОУ №41, «Центра интегративного воспитания» г. Санкт-Петербурга, была создана служба ранней помощи детям. Данная служба ранней помощи в ДОУ предлагает три модели раннего вмешательства: организация программ игрового обучения, организация социально-педагогической программы раннего вмешательства, организация программ раннего психотерапевтического вмешательства. Основой для организации работы данных блоков были взяты образцы раннего вмешательства США и опыт шведских лекотек.
Зигле Л.А. Опыт работы службы ранней помощи дошкольного образовательного учреждения.//Воспитание и обучение детей с нарушением в развитии.-2002.--№2.- С.5-11
Слайд 18Модели ранней помощи в России
Представленная О.Г. Приходько система ранней дифференцированной коррекционно-развивающей
помощи детям с церебральным параличом – это специально организованное образовательное пространство, в котором центральное место занимает взаимодействие ребенка и взрослого в условиях коррекционно-развивающей среды, которая создает благоприятные условия для компенсации полиморфных нарушений различных функциональных систем (моторики, психики, речи), качественного изменения возрастных новообразований, образовательной и социальной адаптации, изменения отношений между ребенком и окружающим.
Слайд 19Модели ранней помощи в России
В диссертационном исследовании Е.Ф Архиповой представлена
инновационная модель комплексного логопедического и меднко-психолого-педагогического сопровождения (ЛМППс) развития детей с перинатальной энцефалопатией.
Построение модели комплексного логопедического и медико-психолого-педагогического сопровождения развития детей с перинатальной энцефалопатией и ее последствиями предполагает выделение хронологических звеньев, направленных на пролонгированное комплексное развитие ребенка с ПЭП с младенческого возраста в условиях детской поликлиники, а с переходом в дошкольный возраст в дошкольном образовательном учреждении.
Слайд 20Модели ранней помощи в России
В работе Н.В. Макаровой психолого-педагогическая помощь
детям раннего возраста с нарушениями развития определяется, как комплекс диагностических, коррекционно-развивающих и организационно-методических мероприятий, направленных на создание оптимальных условий психического и социального развития ребенка раннего возраста с нарушениями развития, стимуляцию его потенциальных возможностей в процессе специально организованного взаимодействия ребенка с родителями и окружающим миром.
Психолого-педагогическая помощь представляет собой сложную многокомпонентную систему. Целью предложенной модели психолого-педагогической помощи является создание оптимальных условий психического и социального развития ребенка раннего возраста с нарушениями развития, стимуляции его потенциальных возможностей в процессе специально организованного взаимодействия ребенка с родителями и окружающим миром.
Макарова Н.В. Психолого-педагогическая помощь детям раннего возраста с нарушениями развития в условиях дошкольного образовательного учреждения. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07. Ростов н/Д, 2007 264 с.
Слайд 21Модели ранней помощи в России
В настоящее время, в России предпринимаются
усилия по созданию в России общей системы ранней помощи, вместе с тем значительная часть семей все еще не может получить высокопрофессиональную поддержку по месту жительства. Специалисты, к которым обращаются родители (педиатр, невропатолог, ортопед, окулист и т. д.), реально не помогают в организации коррекционного обучения ребенка. Такое положение не устраивает ни родителей, ни специалистов. В данное время, во втором десятилетии XXI века, ранняя помощь признается одним из приоритетных направлений коррекционной педагогики. Созданные в России службы ранней помощи представляют собой различные варианты модели нормализации и являются теми центрами, где осуществляется разработка и внедрение психолого-педагогических технологий, центрированных на семье.
Слайд 22Модели ранней помощи в России
В то же время нужно отметить,
что нормализация жизни семьи и интеграция ребенка с особыми потребностями в общество требуют значительных усилий специалистов служб ранней помощи, поскольку общество еще недостаточно готово принять «других» людей. Но иного способа его подготовки к этому шагу, кроме приобретения опыта жизни вместе с такими людьми, не существует. Опыт невозможно получить в результате умозаключений или призывов быть добрее, он является результатом проживания и переживания ряда событий. Этот этап перехода особенно непрост для семей, воспитывающих детей с особенностями развития, поскольку именно на них «отрабатывается» пересмотр взглядов и отношений к различным социальным группам, нуждающимся в целевой поддержке. Практически это означает переход к обществу с более высоким уровнем нравственности, и, как любой переломный момент, он сложен для всех его участников. Толерантность, признание нормой совместное существование разных людей зависит не только от декларирования равных прав, но и от создания условий для их реализации.
Слайд 23Список литературы
Екжанова Е.А.,Стребелева Е.А. Коррекционная помощь детям раннего и дошкольного возраста:
Научно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2008. – 336 с.
Закрепина А.В., Браткова М.В. Разработка индивидуальных коррекционно-развивающих программ обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии // Воспитание и обучение. – 2008. – № 2. – С. 9- 9.
Зигле Л.А. Опыт работы службы ранней помощи дошкольного образовательного учреждения.//Воспитание и обучение детей с нарушением в развитии.-2002.--№2.- С.5-11
Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания. Под ред. Е.А. Стребелевой. -М.: изд-во «Экзамен», 2004.
Лазуренко С.Б. Начальный этап коррекционно-педагогической помощи детям младенческого и раннего возраста с отклонениями в развитии//Рос педиатр. журн. – 2008.- №4.- С.54-55.
Макарова Н.В. Психолого-педагогическая помощь детям раннего возраста с нарушениями развития в условиях дошкольного образовательного учреждения. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07. - Ростов н/Д, 2007. - 264 с.
Назарова Н.М. Сравнительная специальная педагогика: учебное пособие для студ. учреждений высш. проф. образования/Н.М.Назарова, Е.Н.Моргачева, Т.В.Фуряева. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – С. 63- 70.
Приходько О.Г. Система ранней комплексной дифференцированной коррекционно-развивающей помощи детям с церебральным параличом. Дисс. … доктора пед наук. 13.00.03 - коррекционная педагогика. - М., 2009
Слайд 24Список литературы
9. Разенкова Ю.А. Предложения по эффективному использованию организационных механизмов для
совершенствования и развития системы ранней помощи в различных регионах страны//Дефектология. -2009. - №4.- С. 61-64.
10. Разенкова Ю.А. Содержание индивидуальных программ развития детей младенческого возраста с ограниченными возможностями, воспитывающихся в доме ребенка.//Дефектология.- 1998.-№3.
11. Стребелева Е.А. Новые организационные формы в специальном дошкольном образовании//Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии.-2002.- -№3.-С.15-18.
12. Стребелева Е.А. Подходы к созданию единой системы раннего выявления и коррекции отклонений в развитии детей // Дошкольное воспитание.- 1998.- № 1,- С. 70-73.
13. Стребелева Е.А. Ранняя коррекционно-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья //Дефектология.- 2003.-№3.-С.39-43.