Слайд 1Если не знаешь, каковы твои дети,
посмотри на их друзей.
Сюнь - Цзы
Тема:
«Групповые методы работы по разрешению конфликтных ситуаций воспитанников, как средство профилактики самовольных уходов»
Воспитатель: Савенкова О.В.
ГБОУ школа №46 со структурным подразделением «Детский Дом»
Слайд 2 Основные причины детских самовольных уходов
воспитанников
1.Психические заболевания (шизофрения, У.О, психоз, и т.д.)
2.Конфликты между воспитанниками.
3.Неуспеваемость в школе.
4.Конфликт с родителями.
5.Желание свободы.
6.Стресс,трагедия.
7.Избалованность.8.Страх наказания.
9.Этап взросления, желание познать новое.
10.Внутренние проблемы (отношения с противоположным полом)
11.Подросток хочет самостоятельно заработать.
12.Неблагоприятная семья.
13.Влияние друзей склонных к бродяжничеству.
Литература: Степанов В.Г. «Психология трудных школьников»
Слайд 3 ПРОФИЛАКТИКА
Педагогу необходимо быть более
внимательным к детям, склонным к побегам и подмечать признаки того, что подросток, возможно, собирается убежать из учреждения, дома.
Иметь все сведения: номера телефонов, адреса, фамилии ,имена знакомых. Проверка вещей, записей, потайных мест, контроль посещения школы.
Признаки подготовки к ПОБЕГУ :
1.Ребенок больше время проводит вне дома, изолируется, отстраняется от общих дел.
2.Копит деньги разными способами.
3.Увеличивает количество «тайных» телефонных разговоров, СМС, уходит на «встречи» без объяснения причин.
4.Отсутствие планов на ближайшее будущее.
Слайд 4«Что помогает избежать самовольных уходов»
1.Занятие в спортивных секциях(футбол, волейбол, теннис,др.)
2.Совместные
походы на природу.
3.Доверительные отношения с воспитателями, родителями, с друзьями.
4.Фильмы и презентации.(Пропаганда трезвости и здорового образа жизни через средства
массовой информации).
5.Интересное дело, увлечения, хобби, музыка.
6.Посещение музеев, кинотеатров, театров.выставок.
7.Соблюдение дисциплинарного Устава (режим дня,
система поощрения и наказания).
Заключение: Самым эффективным методом профилактики самовольных уходов являются доверительные отношения в коллективе, общие интересные дела и занятия.
Слайд 5Игры и тренинги направленные на сплочение и доверие в группе.
Цель: Создание
комфортного климата в группе, сплочение воспитанников, развитие коммуникативных навыков, развитие эмоциональной устойчивости, разрядка агрессии, уверенности в себе, отработка навыков саморегуляции, доброжелательности и доверие по отношению друг к другу и к окружающему миру..
1.Упражнение «приветствие»:
Упражнение можно выполнять сидя, стоя. Каждый участник по кругу называет свое имя и показывает движения. Каждый последующий участник повторяет сначала все имена и движения предыдущих. А потом называет свое имя и движение. Таким образом последний воспитанник должен повторить имена и движения всех остальных участников.
2.Каждый участник стоит в паре. Ведущая объявляет ,что сейчас все будут здороваться не совсем привычным способом.
Ведущий: –(Хлопок в ладоши)- Как деловые люди рукопожатием!
-локтями, затылком, спиной, реверансом, топать ногами - как слоны. подмигивать, старым русским обычаем- трехкратным поцелуем с фразой: («Ба! Какие люди») итд
Слайд 6«Разговор на чистоту или коммуникативный автопортрет»
Цель: Развитие умения анализировать личные особенности
других.
Упражнение: А как меня воспринимают другие?
Каков я в отношение с друзьями?
Как я выгляжу в глазах других?
Ход игры: Взять чистый лист с помощью булавки прикрепить на спину.
Участники заполняют листы друг у друга.
Что вы хотите узнать о себе?
*Комплименты- в углу солнышко нарисовать.
*Критика-Молния и туча
*Узнать о себе-?
Упражнение позволяет участникам объективно оценить свои коммуникативные навыки.
Слайд 7Упражнение «Через стекло»
Это упражнение на развитие невербального общения. Учит понимать партнера
по жестам, мимике, позе. На установление доверительных отношений без слов.
Подросткам предлагается «сказать» что-либо друг другу жестами, мимикой, движениями. Представить, что они отделены друг другом стеклом. Через который не проникают звуки. Можно придумать фразы, например: «ТЫ забыл одеть шапку, а на улице холодно»
« Я хочу пить, принеси стакан воды» и т.д
Нужно как можно точнее сформулировать фразу и жестами передать партнеру.
Слайд 8Упражнение «Двое с одним мелком»
Цель: Развитие сотрудничества, налаживание психологического климата в
группе.
Оборудование: лист А4, разноцветные мелки.
Ход игры: Пары садятся за стол- теперь вы одна команда.
Должны нарисовать одну картину. Рисуйте по очереди, молча передавая мелки. Правила: разговаривать, обсуждать рисунок нельзя.
Вопросы:
Что ты хотел нарисовать работая в паре?
Не мешал ли партнер задуманному сюжету? Какие эмоции ты при этом испытывал?
Трудно было тебе от того, что изображение
постоянно менялось?
Минута развлечения
Беги не упади!
Раскладывается лента из туалетной бумаги.
Нужно максимально быстро по ней пройти, ни разу не оступившись.
(Две команды).
Этюд
«Неуверенные и уверенные»
Цель: Формирование адекватных реакций в различных ситуациях и тренировка адекватных эмоций.
Каждому воспитаннику группы предлагается продемонстрировать в заданной ситуации типы реакций: НЕУВЕРЕННЫЙ, УВЕРЕННЫЙ, АГРЕССИВНЫЙ.
1.Друг разговаривает с вами, а вы хотите уйти.
2.Люди, сидящие рядом в кинотеатре, мешают вам громким разговором.
3.Ваш товарищ устроил вам встречу с незнакомым человеком, не предупредив вас об этом заранее.
4.Учитель говорит. что ваша прическа не соответствует внешнему виду ученика.
5.Друг просит вас одолжить важную для вас вещь ,а вы считаете его не аккуратным, не бережливым.
Слайд 11Беседа: ТЕМА:- Как вы думаете почему дети бегут из дома?
Подросткам предлагают
написать анонимно записки и положить в коробку.
Задание: Какие на ваш взгляд 5 основных причин побега из дома?
Педагог зачитывает их вслух.
Вопросы? Кто считает, что это основная причина. И почему?
Обсуждение.
Аналогично и другие темы: 1.Конфликт между сверстниками.
2.Что такое агрессия? Конфликт? Тревожность? Неуверенность в себе?
ПИШИТЕ ПИСЬМА, ГОСПОДА!
В конфликтной ситуации, можно общаться через послания, записки, смайлики, открытки. Положить записку на кровать, на стол, с просьбой помыть посуду, вынести мусор, попросить прощения и т.д.