Слайд 1Санитарно-гигиенические условия в классе
Слайд 2Обеспечение оптимальных гигиенических условий в школе — важный элемент здоровьесберегающих технологий.
Их нарушение отражается на всем, что происходит в школе: на учебном процессе, на сохранении здоровья, на воспитании культуры здоровья
Слайд 3Отличительная особенность гигиенических условий, или факторов, заключается том, что они регламентированы
СанПиНами.
Ответственность за контроль над ними, приведение их в соответствие с гигиеническими нормативами лежит одновременно и на медицинских работниках, и на администрации школы.
Слайд 4В обязанности педагога входят умение и готовность видеть и определять органолептически
(с помощью органов чувств) явные нарушения гигиенических условий проведения урока и по возможности исправлять их
Установлено, что только оптимизация санитарно-гигиенических условий способствует улучшению здоровья учащихся на 11%
Слайд 5Требования к размещению общеобразовательных учреждений
Требования к участку общеобразовательных учреждений
Требования
к школьному зданию
Требования к оборудованию помещений
Требования к воздушно-тепловому режиму
Требования к естественному и искусственному освещению
Требования к водоснабжению и канализации
Требования к помещениям и оборудованию школ
Требования к организации учебно-воспитательного процесса
Требования к организации медицинского обслуживания учащихся
Требования к санитарному состоянию и содержанию общеобразовательных учреждений
Требования к организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях
Слайд 6Требования к школьному зданию
Оптимальная вместимость в городских общеобразовательных учреждениях не должна
превышать 1000 учащихся. Наполняемость каждого класса не должна превышать 25 человек
Учебные помещения запрещается размещать в подвальных и цокольных этажах здания
Учебные классы не должны находиться вблизи помещений, являющихся источниками шума и запахов (мастерских, спортивных и актовых залов, пищеблока)
Слайд 7Учебные помещения должны включать: рабочую зону (размещение учебных столов для учащихся),
рабочую зону учителя, дополнительное пространство для размещения учебно-наглядных пособий, ТСО, зону для индивидуальных занятий учеников и возможной активной деятельности.
Площадь кабинетов должна приниматься из расчета 2,5 кв. м на 1 учащегося при фронтальных формах занятий, 3,3 кв. м - при групповых формах работы и индивидуальных занятиях.
Слайд 8 В помещениях начальных классов, лабораториях, учебных кабинетах, мастерских, помещениях медицинского
назначения, учительской, комнате технического персонала обязательно устанавливаются умывальники.
Слайд 9Требования к оборудованию помещений
В зависимости от назначения учебных помещений могут применяться
столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные.
Расстановка столов должна быть, как правило, трехрядной, но возможны варианты с двухрядной или однорядкой расстановкой столов.
Слайд 10Каждый учащийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в
соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха.
Для подбора мебели соответственно росту учащихся производится ее цветовая маркировка
Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше
Запрещается использовать вместо стульев табуретки или скамейки.
Слайд 12При оборудовании учебных помещений должны соблюдаться следующие размеры проходов и расстояния
между предметами оборудования в см:
- между рядами двухместных столов - не менее 60;
- между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50 - 70;
- между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены - не менее 50 - 70;
- от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, - не менее 100; а при наличии оборотных классов - 120;
- от демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100;
- от первой парты до учебной доски - 2,4 - 2,7 м;
- наибольшая удаленность последнего места учащегося от учебной доски - 860;
- высота нижнего края учебной доски над полом - 80 - 90;
Слайд 13Для детей с нарушением слуха и зрения парты, независимо от их
номера, ставятся первыми, причем ученики с пониженной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окон.
Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.
Слайд 14Требования к воздушно-тепловому режиму
Теплоснабжение зданий должно обеспечиваться от ТЭЦ, районных или
местных котельных. Паровое отопление недопустимо.
В качестве нагревательных приборов могут применяться радиаторы, трубчатые нагревательные элементы, встроенные в бетонные панели.
Отопительные приборы должны быть ограждены съемными деревянными решетками, располагаться под оконными проемами и иметь регуляторы температуры.
Средняя температура поверхности нагревательных приборов
не должна превышать 80 градусов Цельсия.
Слайд 15Площадь фрамуг и форточек в учебных помещениях должна быть не менее
1/50 площади пола. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года.
Учебные помещения должны проветриваться во время перемен, а рекреационные - во время уроков.
До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Длительность сквозного проветривания определяется погодными условиями
В теплые дни целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках
Слайд 16Температура воздуха в классных помещениях, учебных кабинетах, лабораториях - 18 -
20 градусов Цельсия при их обычном остеклении и 19 - 21 градус Цельсия - при ленточном остеклении
Слайд 17Требования к естественному и искусственному освещению
В учебных помещениях следует проектировать боковое
левостороннее освещение.
Неравномерность естественного освещения помещений, предназначенных для занятий учащихся, не должна превышать 3 : 1.
Ориентация окон учебных помещений должна быть на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта.
Слайд 18Светопроемы учебных помещений должны быть оборудованы: регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи,
тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели.
Запрещается применять шторы из поливинилхлоридной пленки.
Слайд 19Для отделки учебных помещений должны использоваться отделочные материалы и краски, создающие
матовую поверхность с коэффициентами отражения:
для потолка - 0,7 - 0,8
для стен - 0,5 - 0,6
для пола - 0,3 - 0,5
Следует использовать следующие цвета красок:
- для стен учебных помещений - светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого;
- для мебели (парты, столы, шкафы) - цвета натурального дерева или светло-зеленый;
- для классных досок - темно-зеленый, темно-коричневый;
- для дверей, оконных рам - белый.
Слайд 20-не закрашивать оконные стекла;
- не расставлять на подоконниках цветы. Их следует
размещать в переносных цветочницах высотой 65 - 70 см от пола или подвесных кашпо в простенках окон;
- очистку и мытье стекол проводить 2 раза в год (осенью и весной)
Слайд 21В учебных помещениях следует применять систему общего освещения. Светильники с люминесцентными
лампами должны располагаться параллельно светонесущей стене на расстоянии 1,2 м от наружной стены и 1,5 м от внутренней.
Классная доска должна быть оборудована софитами и освещаться двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками
Слайд 22При проектировании системы искусственного освещения для учебных помещении необходимо предусмотреть раздельное
включение линий светильников.
Необходимо проводить чистку осветительной арматуры светильников не реже 2 раз в год и своевременно заменять перегоревшие лампы. Запрещается привлекать к этой работе учащихся.
Слайд 23Требования к помещениям и оборудованию школ
Стены учебных помещений должны быть гладкими,
допускающими их уборку влажным способом
Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум на утепленной основе
Слайд 24Требования к учебно-воспитательному процесса
Учебный план разрабатывается в каждом общеобразовательном учреждении самостоятельно
Слайд 25Продолжительность урока в школах не должна превышать 45 минут.
В целях облегчения
процесса адаптации детей к требованиям школы в 1-х классах должен применяться «ступенчатый» режим учебных занятий с постепенным наращиванием учебной нагрузки:
- в сентябре - 3 урока 35-минутной продолжительности;
со второй четверти - 4 урока по 35 минут каждый
Для обучающихся в 1-х классах в течение года устанавливаются дополнительные недельные каникулы
Слайд 26Учебные занятия в школах должны начинаться не ранее 8 часов. Запрещается
проведение нулевых уроков.
Обучение в общеобразовательных учреждениях с углубленным содержанием учебных программ должно быть организовано только в первую смену.
В общеобразовательных учреждениях, работающих в несколько смен, учащиеся начальной школы, 5-х, выпускных и классов компенсирующего обучения должны обучаться в первую смену.
Слайд 27В классах компенсирующего обучения количество учащихся не должно превышать 20 человек.
Продолжительность
уроков в таких классах должна составлять не более 40 минут.
Коррекционно-развивающие занятия должны входить в объем максимально допустимой недельной нагрузки, установленной для учащихся каждого возраста.
Независимо от продолжительности учебной недели дневная учебная нагрузка учащихся компенсирующих классов должна составлять не более 5 уроков в начальной школе и не более 6 уроков в основной школе.
Слайд 28В начальной школе плотность учебной работы учащихся на уроках по основным
предметам не должна превышать 80 %. С целью профилактики утомления нарушения осанки, зрения учащихся должны проводиться на уроках физкультминутки и гимнастика для глаз при обучении письму, чтению, математике
Слайд 29В оздоровительных целях общеобразовательные учреждения должны создавать условия для удовлетворения биологической
потребности школьников в движении.
Эта потребность может быть реализована посредством ежедневной двигательной активности учащихся в объеме не менее 2 ч.
Слайд 31ДЛИТЕЛЬНОСТЬ НЕПРЕРЫВНОГО ПРИМЕНЕНИЯ НА УРОКАХ РАЗЛИЧНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
В течение недели
количество уроков с применением ТСО не должно превышать для учащихся младших классов 3 - 4, старших классов - 4 - 6.
Слайд 32На занятиях трудом следует чередовать различные по характеру задания. Недопустимо на
уроке выполнение одного вида деятельности на протяжении всего времени самостоятельной работы.
Общая длительность практической работы не должна превышать для учащихся 1 - 2 классов 20 - 25 минут, для учащихся 3 - 4 классов - 30 - 35 минут.
Продолжительность непрерывной работы с бумагой, картоном, тканью должна составлять для учащихся 1-х классов не более 5 минут, 2 - 3-х - 5 - 7 минут, 4-х - 10 минут, а при работе с деревом и проволокой - не более 4 - 5 минут.
Длительность практической работы на уроках труда для учащихся 5 - 7 классов не должна превышать 65 % времени занятий. Длительность непрерывной работы по основным трудовым операциям должна составлять для учащихся 5 классов не более 10 минут, 6-х - 12 минут, 7-х - 16 минут.
Слайд 33При составлении расписания уроков необходимо чередовать в течение дня и недели
для младших школьников основные предметы с уроками музыки, изо, труда, физкультуры, а для учащихся среднего и старшего возраста - предметы естественно-математического и гуманитарного циклов.
Школьное расписание уроков должно строиться с учетом хода дневной и недельной кривой умственной работоспособности учащихся
Слайд 34Продолжительность перемен между уроками для учащихся всех видов общеобразовательных учреждений должна
быть не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) - 30 минут: вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устраивать две перемены по 20 минут каждая.
Перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха, в подвижных играх.
Слайд 35Домашние задания даются учащимся с учетом возможности их выполнения в следующих
пределах: в 1 классе (со второго полугодия) - до 1 ч., во 2-м - до 1,5 ч., в 3-4-м - до 2 ч., в 5 - 6-м - до 2,5 ч., в 7 - 8-м - до 3 ч., в 9 - 11-м - до 4 ч.
Слайд 36Длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка. Высота ножек стула
должна равняться длине голеней.
Слайд 37Правильно сформированная цветовая гамма школьных помещений повышает внимание учащихся.
Слайд 38По мере изменения естественной освещенности в течение дня и года учителю
нужно как можно точнее определять время включения искусственных источников света
Задача учителя — следить, чтобы все светильники в классе были исправлены, и незамедлительно требовать у администрации замены перегоревших ламп.
Слайд 39В течение урока температура в классе может повышаться на 3-4°, поэтому
на каждой перемене учителю необходимо интенсивно проветривать классное помещение в отсутствии детей, контролируя температуру воздуха термометром.
На переменах следует легко увлажнить и слегка очистить воздух с помощью опрыскивания помещения из бутылочки с простой насадкой, используемой на садовых участках.
Слайд 40Смена деятельности на уроках защитит детей от переутомления. Нужно чередовать наглядный
материал с аудиоматериалом
Физминутки помогут учителю сохранить здоровье детей!
Слайд 41Для сохранения здоровья школьников можно перед уроками делать зарядку,
внеклассные мероприятия
Слайд 42Если кабинет оснащен раковиной, то можно приобрести мыло и одноразовые полотенца
для детей
Педагог должен следить за состоянием кабинета и вещей, которые помогают осуществлять учебную деятельность.
Нужно своевременно проводить уборку класса, проводить замену сломанных парт, стульев, шкафов и т.д.
Слайд 43Учитель не должен перегружать детей домашней работой
На классных часах рекомендуется прививать
детям ЗОЖ и полезные привычки