Слайд 1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Вилинская средняя общеобразовательная школа № 1»
Бахчисарайского района Республики
Крым
«ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ
В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ»
Педагог-психолог : Вихляева Севиля Сергеевна
Вилино 2019
Слайд 2Объект исследования: процесс общения в подростковом возрасте
Предмет: гендерная специфика общения в
старшем подростковом возрасте.
Гипотеза: различия таких характеристик общения как коммуникативные, организаторские способности, тревожность в общении, эмпатия, стратегии психологической защиты в общении связаны с гендерными особенностями подростков.
Цель: теоритический анализ и эмпирическое исследование гендерного влияния на процесс общения в старшем подростковом возрасте.
Слайд 3В ходе исследования была достигнута цель и
решены следующие задачи:
1. Провести
теоретический анализ основных аспектов проблемы общения в отечественной и зарубежной литературе.
2. Проанализировать психологические особенности подросткового возраста, раскрыть специфику общения и межличностного взаимодействия в подростковом возрасте.
3. Обобщить методы исследования особенностей общения в подростковом возрасте.
4. Провести эмпирическое исследование гендерного влияния на процесс общения в старшем подростковом возрасте.
Слайд 4В результате теоретического анализа исследования
сформулированы
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ:
Проблемы оптимизации человеческого
общения постоянно находятся в центре внимания исследователей. Философско-методологические основы общения рассмотрены в работах К.А. Абульхановой – Славской, Л.М. Архангельского, В.Г. Афанасьева, М.С. Кагана, Б Д. Парыгина, СЛ. Рубинштейна. Психологический анализ общения, затрагивающий разные аспекты этого сложного социально – психологического феномена, содержится в трудах Б.Г. Ананьева, Е.М. Андреевой, А.А. Бодалева, Я.Л. Коломинского, А.А. Леонтьева, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломова, В Н Мясищева, Н.Н. Обозова, А.В. Петровского, Л И. Уманского, Д.Б. Эльконина, психолого – педагогические аспекты – в трудах В.А. Кан-Калика, Х.Й. Лийметса, А.В. Мудрика, Н.Н. Обозова, Н Е.Щурковой.
В подростковом возрасте общение играет особую роль. Интимно – личностное общение – это ведущая деятельность в подростковом возрасте. Подростковый возраст в большинстве отечественных (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин) и зарубежных (Ш. Бюлер, К. Левин, Ж. Пиаже, Ст. Холл, Э. Шпрангер, Э. Эриксон) психологических подходах и теорий рассматривается как противоречивый и критический этап развития личности, а личностные особенности, связанные с ответственностью, рефлексивностью, целостностью Я – концепции – как важные качества, закладывающиеся в подростковом возрасте (Л.И. Божович, Л.C. Выготский, Е.И. Исаев, Д.И. Фельдштейн, B. Хайкин, Э. Эриксон).
Слайд 5В результате теоретического анализа исследования
сформулированы
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ:
Исследователи фокусируют свое
внимание на важнейших проблемах и особенностях развития личности подростка. Большой интерес исследователей вызывают вопросы, связанные с отражением личностных особенностей подростков в реальном межличностном и социальном поведении. Изучаются как общие закономерности поведения подростков в конфликтах (Т.В. Золотова, О.В. Демьянович), так и поведение подростков в конкретных ситуациях социального взаимодействия с родителями, учителями, друзьями (Э.Р. Баянова, Е.А. Грищук, С.А. Романов).
В отечественной психологии изучению общения подростков посвящены исследования А.А. Реана, В.С. Мухиной, А.Н. Леонтьев, Р.Ф. Савиных, Я.Л. Коломинского, В.М. Бехтерева, Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, Б.Д. Парыгина, В.Н. Мясищева, А.Ф. Лазуринского. В зарубежной психологии проблемы общения изучали Дж. Мид, Т. Парсонс, К. Чери, К. Ясперс, Т. Шибутани, К. Лоренц, Э. Уилсон, А. Эспинас.
Слайд 6Методы и база исследования
Эмпирические методы – теоретические - анализ и
синтез научно-педагогической научно – психологической литературы; экспериментальные − тестирование: методика выявления «Коммуникативных и организаторских склонностей»; методика определения тревожности Филипса; методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В.В. Бойко; методика «диагностика уровня эмпатии» И.М. Юсупова, качественный и количественный анализ результатов, статистический анализ результатов (U – критериий Манна – Уитни).
Экспериментальная база исследования —
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Вилинская средняя общеобразовательная школа № 1" Бахчисарайского района Республики Крым. В исследовании приняли участие 27 учащихся 9 класса, в возрасте 14-15 лет.
Слайд 7Результаты эмпирического исследования
Рассмотрим результаты диагностики выявления коммуникативных склонностей личности (по методике
«Коммуникативных и организаторских склонностей»)
Слайд 8Рассмотрим результаты диагностики выявления организатоских
склонностей личности
(по методике «Коммуникативных и
организаторских склонностей»)
Слайд 9Сравнение гендерных особенностей и
коммуникативных способностей
Взаимосвязь между гендерными особенностями и
коммуникативными
способностями мы вычисляли с помощью U – критерия Манна – Уитни.
Полученное эмпирическое значение Uэмп(52) находится в зоне
неопределенности.
Слайд 10 Сравнение гендерных особенностей подростков и
выраженности организаторских способностей
Слайд 11Результаты методики «Диагностика доминирующей стратегии психологической защиты в общении В.В.
Бойко».
Результаты диагностики ведущей
стратегии миролюбия (данные в %).
Слайд 12 Сравнение гендерных особенностей подростков и выраженности миролюбия как стратегии психологической
защиты
Слайд 13Результаты диагностики ведущей стратегии избегания
(данные в %)
Слайд 14Сравнение гендерных особенностей подростков и выраженности избегания как стратегии
психологической защиты
Слайд 15 Результаты диагностики ведущей стратегии
агрессии (данные в %)
Слайд 16Сравнение гендерных особенностей подростков
и выраженности агрессии как стратегии
психологической защиты
Слайд 17Результаты методики определения тревожности Филипса.
Результаты диагностики переживания социального стресса
(данные
в %)
Слайд 18Сравнение гендерных особенностей подростков
и переживания социального стресса
Слайд 19Результаты диагностики страха не соответствовать
ожиданиям окружающих (данные в %)
Слайд 20Сравнение гендерных особенностей подростков и
страха не соответствовать ожиданиям окружающих
Слайд 21Результаты диагностики проблем и страхов
в отношениях с учителями
Слайд 22Сравнение гендерных особенностей подростков и проблем и
страхов в отношениях с
учителями
Слайд 23Результаты «Методики диагностики уровня эмпатии»
И.М. Юсупова
Слайд 24Сравнение гендерных
особенностей подростков
и уровня эмпатии
Слайд 25Доказанность гипотезы
Гипотеза работы частично доказана:
различия таких характеристик общения как
коммуникативные, организаторские способности,
уровень эмпатии связаны с гендерными
особенностями подростков.
Такие характеристики как тревожность в общении,
стратегии психологической защиты в общении
не связаны с гендерными особенностями подростков.
Благодарю за внимание!