Слайд 1Формирование универсальных учебных действий
Слайд 2Цели образования
Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и
познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».
Слайд 3Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий»,
обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Слайд 4В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе у
выпускников будут сформированы личностные, регулятивные и коммуникативные универсальные действия как основа умения учиться.
Слайд 5Универсальные учебные действия (УУД)
способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного
и активного присвоения нового социального опыта;
- совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Слайд 6Функции универсальных учебных действий
обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить
учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Слайд 7ЛИЧНОСТНЫЕ УУД
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение
соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Слайд 8ЛИЧНОСТНЫЕ УУД
действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью
учебной деятельности и ее мотивом, Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.
- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Слайд 9Регулятивные УУД
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что
уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
Слайд 10Регулятивные УУД
контроль в форме сличения способа действия и его результата с
заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к воле-вому усилию - к выбору в ситуации мотивацион-ного конфликта и к преодолению препятствий.
Слайд 11Познавательные УУД.
Общеучебные УУД
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск
и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Слайд 12Общеучебные УУД
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения
в зависимости от цели; извлече-ние необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации;
- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).
Слайд 13Познавательные УУД.
Логические УУД
выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов;
- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
- подведение под понятия, распознавание объектов;
- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство;
- выявление родо-видовых и ситуативно существенных признаков;
- выдвижение гипотез и их доказательство.
Слайд 14Коммуникативные УУД
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели,
функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Слайд 15 Каждый учебный предмет раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных
действий.
Русский язык обеспечивает формирование личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных действий.
Слайд 16Работа с текстом открывает возможности для формирования познавательных УУД (логических действий
анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей),
Общеучебные УУД (извлечение информации из словарей и других источников, включая СМИ и Интернет, информационная переработка текста).
Слайд 17Изучение русского языка создаёт условия для формирования «языкового чутья».
Слайд 18Задания, нацеленные на формирование регулятивных УУД
обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности.
(целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно)
Прочитайте высказывание великого французского поэта Вольтера.
«Выучить несколько языков – дело одного или двух лет, а чтобы научиться говорить на своём языке как следует, надо полжизни».
- О чем мы будем сегодня говорить на уроке?
- Всё ли вы знаете о том, как устроен наш язык?
- Какова задача нашего урока?
Слайд 19Регулятивные (планирование своих действий)
Познавательные (ориентирование на верный способ решения задачи, осуществление
анализа)
Рассмотри картинки. Составь предложения по рисункам, используя данные к ним слова. Поработайте в парах.
свеча
свет
пожар
утюг
Прочитайте полученные предложения.
- Как можно назвать слова, которые вы использовали?
Что объединяет слова и чем они различаются?
(потушить – выключить – погасить – задуть)
Слайд 20Познавательные УУД (осуществление анализа на основе наблюдения над сочетаемостью синонимов с
другими словами)
- Как называются слова, записанные в скобках? Почему?
На нашей улице открыли магазин детской (одежда, наряд).
Вечером дети надели красивые, праздничные (одежда, наряд).
Учительница (похвалить, одобрить) ученика.
Мы (похвалить, одобрить) предложение учительницы сходить в субботу в зоопарк.
Выберите из скобок пропущенные слова. Не забудьте поставить слова в нужную форму. Объясните свой выбор.
Слайд 21Коммуникативные (сотрудничество со сверстниками), познавательные, регулятивные (преобразовывание практической задачи в познавательную;
осуществление
анализа и сравнения)
Прочитайте слова: концерн, ушан, сычуг, рента, коррупция, гелий, муругий, оптимальный.
Эти слова взрослые используют в своей речи в той или иной ситуации.
Можете ли вы объяснить все слова?
- А есть слова, которые вы захотели объяснить?
- Что надо сделать, чтобы эти слова стали для вас понятными?
Слайд 22Сначала посмотрите на слово, напечатанное в начале каждой строчки большими буквами.
Потом посмотрите на другие слова, напечатанные маленькими буквами, и обведи кружком одного из этих слов, которое по значению ближе всего к слову, написанному большими буквами. Попытайтесь выполнить работу самостоятельно, работая в группах.
КОНЦЕРН 1. испуг, 2. музыка, 3. трест, 3. силос.
УШАН 1. железо, 2. летучая мышь, 3. бочонок, 4. отряд.
СЫЧУГ 1. веретено, 2. флажок, 3. смола, 4. брезент, 5. желудок.
РЕНТА 1. птица, 2. доход, 3. дружина, 4. угорь, 5. тесьма.
КОРРУПЦИЯ 1. подкупность, 2. ржавение, 3. минерал, 4. враждебность, 5. ваза.
ГЕЛИЙ 1. грибница, 2. шероховатый, 3. стол, 4. газ.
МУРУГИЙ 1. скользкий, 2. пластмасса, 3. рыжеватый, 4. контакт.
ОПТИМАЛЬНЫЙ 1. плечевой, 2. наилучший, 3. тропический, 4. с восемью отростками.
BEAST 1. afraid, 2. words, 3. large, 4. animal, 5. bird.
Слайд 23Всему, что необходимо знать,
научить нельзя, учитель может сделать только одно-
указать дорогу.
Р.Олдингтон