Презентация, доклад на тему Формирование учебно-познавательной компетенции у учащихся, имеющих низкую мотивацию

Содержание

Фёдор РешетниковОпять двойка. 1952«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться!» В.А. Сухомлинский

Слайд 1Формирование учебно-познавательной компетенции у учащихся, имеющих низкую мотивацию
Педагог-психолог:
Глыжо Ирина Викторовна
МБОУ

«Средняя школа №2» города Велижа
Формирование учебно-познавательной компетенции у учащихся, имеющих низкую мотивациюПедагог-психолог: Глыжо Ирина ВикторовнаМБОУ «Средняя школа №2» города Велижа

Слайд 2Фёдор Решетников
Опять двойка. 1952
«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются

в прах, если у ученика нет желания учиться!» В.А. Сухомлинский
Фёдор РешетниковОпять двойка. 1952«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет

Слайд 3Мотивация обучения - это общее название для процессов, методов, средств побуждения

учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования.
Мотивация обучения - это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к

Слайд 4Как мотивировать познавательную деятельность ученика?
«Психологический закон гласит: прежде чем призвать ребёнка

к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё»
Л.С.Выготский

«Деятельности без мотива не бывает» А.Н.Леонтьев

Как мотивировать познавательную деятельность ученика?«Психологический закон гласит: прежде чем призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею,

Слайд 5«МОТИВАЦИЯ – ЭТО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СТРЕМЛЕНИЕ… ПРОЯВИТЬ СЕБЯ В ТОМ, К ЧЕМУ

ОН ЧУВСТВУЕТ СЕБЯ ПОТЕНЦИАЛЬНО СПОСОБНЫМ»

(А.Маслоу)

«МОТИВАЦИЯ – ЭТО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СТРЕМЛЕНИЕ… ПРОЯВИТЬ СЕБЯ В ТОМ, К ЧЕМУ ОН ЧУВСТВУЕТ СЕБЯ ПОТЕНЦИАЛЬНО СПОСОБНЫМ» (А.Маслоу)

Слайд 6«Мотивация гораздо больше, чем способности, определяет поведение, действия человека»

Дж.Равен


«Мотивация гораздо больше, чем способности, определяет поведение, действия человека» Дж.Равен

Слайд 7«Высокая мотивация может компенсировать низкий уровень способностей»

Т.Д. Дубовицкая

«Высокая мотивация может компенсировать низкий уровень способностей» Т.Д. Дубовицкая

Слайд 8«Когда информация подаётся вне интереса, в коре головного мозга формируется центр

её активного отторжения» И.Павлов

Без внутреннего настроя ребёнка, без его мотивации на деятельность, основным педагогическим воздействием выбирается насилие. Педагог опирающийся только на понятия «должен» и «необходимо» сталкивается с негативной, отрицательной мотивацией. У ребёнка формируется:

*тенденция к уклонению от учёбы *деятельность и результаты учения незначительны *сильная отвлекаемость на уроке
*быстрое утомление
*чувство удручённости и неудовлетворённости *неподвижность, ригидность мышления.

«Когда информация подаётся вне интереса, в коре головного мозга формируется центр её активного отторжения»

Слайд 9Главная задача мотивации учения – организация учебной деятельности, которая максимально способствовала

бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности обучающегося.
Главная задача мотивации учения – организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности

Слайд 10
Социально-бытовые


Физиологические


Психологические

Педагогические

Причины неуспеваемости

Социально-бытовыеФизиологические   ПсихологическиеПедагогическиеПричины неуспеваемости

Слайд 11Психологические причины
Недостаточно сформированные навыки и приемы учебы.
Отставание в области основных психических процессов,

таких как память, внимание, логика, вербализация, что влияет на общий процесс мышления.
Особенности нервной системы и волевой сферы.
Несформированность устойчивого стремления к достижению успеха.
Неразвитость интереса к изучению школьных предметов.

Психологические причиныНедостаточно сформированные навыки и приемы учебы.Отставание в области основных психических процессов, таких как память, внимание, логика, вербализация,

Слайд 12Физиологические причины
Наследственность (темперамент, особенности характера: медлительность и чрезмерная застенчивость).
Слабое здоровье.
Нестандартный путь развития (могут

выпасть из учебного процесса как дети неспособные к умственному труду, так и вундеркинды).
Для установления точной причины плохой учебы, школьнику нужно пройти медицинское обследование.

Физиологические причиныНаследственность (темперамент, особенности характера: медлительность и чрезмерная застенчивость).Слабое здоровье.Нестандартный путь развития (могут выпасть из учебного процесса как дети

Слайд 13 Социально-бытовые причины
Низкий уровень благосостояния семьи (или неудовлетворенность им);
Район, где расположена школа (фабричная

окраина, удаленный микрорайон и т.д.);
Напряженная, сложная в социальном или в психологическом плане обстановка в школе или в классе (конфликты между учениками на почве социального или другого неравенства, предвзятое отношение учителей);
Неблагоприятная обстановка в семье (постоянные ссоры между родителями или между детьми, а чаще то и другое).

Проблемы неблагоприятной среды родители, как правило, выявляют сами. Семейные и бытовые причины, мешающие ученикам получать знания, выявляют учителя, например, после обследования жилищно-бытовых условий жизни ребенка.

Социально-бытовые причиныНизкий уровень благосостояния семьи (или неудовлетворенность им);Район, где расположена школа (фабричная окраина, удаленный микрорайон и т.д.);Напряженная, сложная

Слайд 14Уровни учебной мотивации
Первый уровень. Высокий уровень школьной мотивации, познавательный мотив. Характерно

стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.
Второй уровень. Хорошая школьная мотивация. Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.
Третий уровень. Положительное отношение к школе. Учащиеся достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями, им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
Четвертый уровень. Низкая школьная мотивация. Ученики посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия, на уроках часто занимаются посторонними делами, играми, испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.
Пятый уровень. Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Учащиеся испытывают серьезные трудности в обучение, не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем.
Однако уровень учебной мотивации не может быть постоянным.
Уровни учебной мотивацииПервый уровень. Высокий уровень школьной мотивации, познавательный мотив. Характерно стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые

Слайд 15Учащиеся с низкой мотивацией: I тип – ученик с низкой интенсивностью учебной

деятельности

Особенности:
отвлекается на уроках, невнимателен;
нарушает дисциплину;
не всегда выполняет домашнее задание;
не реагирует на замечания;
нет желания учиться;
имеет пробелы в знаниях
НО! Имеет достаточный уровень умственных способностей для удовлетворительного усвоения предмета.

Что делать?
создать психологическую атмосферу, способствующую зарождению интереса к занятиям;
проявлять к ученику доброжелательность, подбадривать его, создавать ситуацию успеха;
задавать вопросы при объяснении нового материала;
оказывать помощь в ходе самостоятельных работ;
отмечать положительные моменты в работе ученика

Учащиеся с низкой мотивацией: I тип – ученик с низкой интенсивностью учебной деятельностиОсобенности:отвлекается на уроках, невнимателен;нарушает дисциплину;не

Слайд 16Учащиеся с низкой мотивацией: II тип – ученик с низкой эффективностью учебной

деятельности

Особенности:
внимателен, старателен на уроках;
много времени и сил тратит на выполнение домашнего задания, но не справляется;
не умеет производить элементарные действия;
недостаточно развиты способности к обобщению;
низкий уровень восприятия и воображения, ригидность мыслительных действий


Что делать?
проводить работу, направленную на формирование приемов анализа и синтеза;
индивидуально отрабатывать алгоритм выполнения задания;
подбадривать ученика, создавать ситуацию успеха;
оказывать помощь в ходе самостоятельных работ;
отмечать положительные моменты в работе ученика



Учащиеся с низкой мотивацией: II тип – ученик с низкой эффективностью учебной деятельностиОсобенности:внимателен, старателен на уроках;много времени

Слайд 17Учащиеся с низкой мотивацией: III тип – неуспевающие учащиеся, значительно отстающие в

умственном развитии от сверстников и имеющие существенные пробелы в знаниях

Особенности:
с трудом достигают уровня обязательных результатов

Что делать?
производить корректировку отставания в специальных классах или индивидуально по программам специалистов

Учащиеся с низкой мотивацией: III тип – неуспевающие учащиеся, значительно отстающие в умственном развитии от сверстников и

Слайд 18Качества, которыми должен обладать учитель, чтобы его отношения с учащимися содействовали

появлению и проявлению интереса к предмету

Эрудиция

Увлеченность предметом

Любовь к работе

Доброжелательное отношение к учащимся

Вера в ученика и в его силы

Умение последовательно усложнять познавательные задачи

Учитель

Качества, которыми должен обладать учитель, чтобы его отношения с учащимися содействовали появлению и проявлению интереса к

Слайд 19Алгоритм создания ситуации успеха
1. На фоне эмоциональной комфортности снятие страха через

фразы «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться. Люди учатся на своих ошибках, и находят способы решений».
 2.Авансирование успешного результата. Выражайте свою твёрдую убеждённость в том, что ученик обязательно справится с поставленной задачей. «Я даже не сомневаюсь в успешном результате», у вас обязательно получиться».
 3. Скрытое инструктирование ребёнка в способах деятельности через фразы «Возможно, лучше всего начать с…», «Выполняя работу, не забудьте о…».
 4.Внесение мотива (обозначить практическую значимость). Показывайте, ради чего совершается эта деятельность. Например, в работе «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…».
 5. Персональная исключительность. Обозначайте важность усилий ребёнка. «Только ты и мог бы», «Только тебе, я могу доверить…», «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…»
6.Мобилизация активности, или педагогическое внушение. «Так хочется поскорее увидеть…».
7.Высокая оценка деталей. «Тебе особенно удалось то объяснение…», «Больше всего мне в твоей работе понравилось…».
Алгоритм создания ситуации успеха1. На фоне эмоциональной комфортности снятие страха через фразы «Мы все пробуем и ищем,

Слайд 20Основные методы создания ситуации успеха
Похвала.

Анонсирование. Смысл анонсирования состоит в предварительном обсуждении

того, что ребёнок должен будет сделать (репетиция предстоящего действия)

«Эврика!». Суть этого приёма состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребёнок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришёл бы к выводу, открывая неизвестное.

«Эмоциональное поглаживание». С лёгкостью раздавайте комплементы. «Молодец!», «Умница» – это не только похвала, но и констатация факта. Ребёнок будет стараться, потому что поверил учителю
Основные методы создания ситуации успеха Похвала.Анонсирование. Смысл анонсирования состоит в предварительном обсуждении того, что ребёнок должен будет

Слайд 21 ПРИЕМЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ НА МОТИВАЦИЮ УЧЕНИКА И ЕЕ РАЗВИТИЕ
Прием «Я знаю,

что».
 
Создание ситуации успеха позволяет мотивировать учащихся на активную работу во время урока. Предложите учащимся во время фронтального опроса отвечать, начиная словами: "Я знаю, что...". Данный прием способствует росту уверенности учащихся в своих силах, умениях.

Прием "Оценка - не отметка".
 Отмечаете вслух или жестом каждый успех ученика. Главная цель оценки - стимулировать познание. Не забывайте, что детям нужен успех. Степень успешности во многом определяет отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.

Прием «Фантазёр»
На доске записана тема урока. Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.
Вот видите, как важно...

Прием «Кумир»
На карточках раздать «кумиров по жизни». Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам необходимость изучения этой темы?


 
ПРИЕМЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ НА МОТИВАЦИЮ УЧЕНИКА И ЕЕ РАЗВИТИЕ Прием «Я знаю, что». Создание ситуации успеха позволяет

Слайд 22 Прием "Автор".
 Задаете ученикам следующие вопросы:
 Если бы вы были автором учебника, как

бы вы объяснили ученикам эту тему?
 Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?
 Если бы вы были художником-иллюстратором, как бы вы…
 
Прием "Образовательная стратегия".
Задаете следующие вопросы:
 Что ты делал, чтобы написать эту работу на 10 баллов?
 Как ты готовился к контрольной работе, что позволило тебе написать ее хорошо?

Прием «Оратор»
'За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
Прием «Кредит доверия»
В некоторых случаях можно поставить отметку «в кредит». Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность.
 Прием

Слайд 23Указанные выше приемы, позволят:
обеспечить психологическую безопасность учащихся

на уроке;
разнообразить активные формы поддержки продуктивного темпа на уроке;
осуществить индивидуальный подход к учащимся;
сформировать мотивацию к учению;
развивать навыки рефлексии и самоанализа;
наладить контакт ученика и учителя и создать эмоционально-доверительный фон.
Указанные выше приемы, позволят: обеспечить  психологическую  безопасность  учащихся  на уроке;разнообразить активные формы поддержки

Слайд 24Факторы, влияющие на формирование мотивов учебной деятельности школьников
1. Содержание учебного материала
2.

Стиль общения учителя и учащегося

3. Характер и уровень учебно познавательной деятельности

1 этап – мотивационный этап 

2 этап – операционально-познавательный.

3 этап – рефлексивно-оценочный

Факторы, влияющие на формирование мотивов учебной деятельности школьников 1. Содержание учебного материала2. Стиль общения учителя и учащегося3.

Слайд 25Основные методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
ВОЛЕВЫЕ
СОЦИАЛЬНЫЕ

Основные методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕВОЛЕВЫЕСОЦИАЛЬНЫЕ

Слайд 26Что мешает учителю создать здоровую мотивационную сферу?
Неумение удержать дисциплину на уроке,

в результате чего цель урока не может быть достигнута;
Неумение организовать деятельность, творчество учащихся на уроке;
Неумение создать обстановку и возможности для успеха каждого ученика;
Отсутствие собственных внепредметных интересов и умений, которые могут быть значимы для учащихся; 
Педагогические и психологические ошибки в общении с детьми, которые не дают достаточного авторитета учителю;
 
Несдержанность, агрессивность, крикливость как проявление отсутствие профессионализма.

Что мешает учителю создать здоровую мотивационную сферу? Неумение удержать дисциплину на уроке, в результате чего цель урока

Слайд 27РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРРЕКЦИИ УСПЕВАЕМОСТИ ЧЕРЕЗ МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ
Младший школьник. Коррекционная работа в

этом возрасте основана на изменении познавательной сферы. Познания зависят от мотивации. Доминирует личностная мотивация, поэтому мотивационная сфера корригируется через эмоционально-волевую сферу, получение положительных эмоций при выполнении учебных заданий, преодоление школьных страхов. Использование игровых приёмов позволяет мобилизовать внимание детей, способствует сохранению интереса к занятиям и хорошему запоминанию. Постепенно у детей формируются собственные учебные интересы и навыки. Игра служит переходным мостиком к учению, той средой, в которой легче, интереснее проходит познавательная деятельность.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРРЕКЦИИ УСПЕВАЕМОСТИ ЧЕРЕЗ МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ Младший школьник. Коррекционная работа в этом возрасте основана на изменении

Слайд 28Подростки. Коррекционная работа направлена на изменение влияния социальной среды, от которой

зависят желания, потребности и мотивы обучения. Успешность обучения основана на социальном статусе школьника, методах и форма организации учебного процесса. Снижение познавательной активности в этом возрасте зависит от отклоняющегося поведения. Компенсаторными механизмами в работе с подростками являются личностно-проблемные занятия, коллективные диспуты. В работе с ними лучше ориентироваться на лидера, формального или неформального, роль руководителя подростками не воспринимается. Усиливается роль и значение внеклассной работы.

Старшеклассники. Повышение мотивации основана на личностно-ориентированной системе учёта индивидуальных возможностей, направленных на самоопределение, стремление сохранить свою индивидуальность, быть самим собой, с учётом мотивов, обусловленных выбором профессии.

Подростки. Коррекционная работа направлена на изменение влияния социальной среды, от которой зависят желания, потребности и мотивы обучения.

Слайд 29ПРАВИЛА МОТИВАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ГАРВАРДА
Если ты сейчас уснешь, то тебе, конечно,

приснится твоя мечта. Если же вместо сна ты выберешь учебу, то ты воплотишь свою мечту в жизнь.
 Мука учения всего лишь временная. Мука незнания — вечна.
 Учеба — это не время. Учеба — это усилия.
Жизнь — это не только учеба, но если ты не можешь пройти даже через эту ее часть, то на что ты вообще способен?
Только тот, кто делает все раньше, только тот, кто прилагает усилия, по-настоящему сможет насладиться своим успехом.
 Во всем преуспеть дано не каждому. Но успех приходит только с самосовершенствованием и решительностью.
ПРАВИЛА МОТИВАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ГАРВАРДА Если ты сейчас уснешь, то тебе, конечно, приснится твоя мечта. Если же

Слайд 30ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности.
Если ребёнка

постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
 
Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.
Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя.
 
Если ребёнок растёт в ситуации принятия, он учится принимать других.
 
Если ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым.
 
Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.
 
Если ребёнок живёт в понимании, и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности.Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть. Если

Слайд 31Необходимые условия для успешного обучения:
поддержание интереса на каждом этапе урока

- начиная с сообщения новой темы и заканчивая оцениванием и домашним заданием;
осуществление дифференцированного подхода к учащимся при опросе;
дифференцированные задания должны быть и на самостоятельных, и на контрольных работах;
осуществлять контроль выполнения всех заданий, особенно у слабоуспевающих учащихся;
домашнее задание должно содержать обязательную часть и дополнительную;
не допускать отставания учащихся, для этого систематически проводить консультации и дополнительные занятия;
не ставить «двойку» каждый раз, а уметь терпеливо ждать учащихся с замедленным восприятием;
прокомментировать оценку каждого ученика с верой в его возможности, т.е. сравнить его вчерашние достижения с сегодняшними;
не унижать ученика и постараться самим найти к нему подход.

Необходимые условия для успешного обучения: поддержание интереса на каждом этапе урока - начиная с сообщения новой темы

Слайд 32Любить ребенка - значит принимать и понимать его, а понимать -

значит созидательно любить.

Любить ребенка - значит принимать и понимать его, а понимать - значит созидательно любить.

Слайд 33
«Увидеть и понять
проблему

наполовину решить ее,
если же не видишь проблему,
это значит, что она в тебе самом»

Древние мудрецы.
«Увидеть и понять проблему         наполовину решить ее,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть