Слайд 1Формирование целеполагания как необходимый элемент повышения мотивации к изучению предметной области
«математика»
Выполнили:
Гаврилова С. А.
Шамарина О. А.
Функция
Слайд 2
Целеполагание - это процесс установления и формулирования учениками и учителем главных
целей и задач обучения на определенных его этапах. Целеполагание можно разделить на два типа: визуальный и аудиальный.
Слайд 3 Существуют различные приемы по формированию действия целеполагания: «Тема-вопрос», «Работа над понятием»,
«Яркое пятно», «Исключение», «Домысливание», «Моделирование жизненной ситуации», «Группировка», «Собери слово», «Проблема предыдущего урока», «Демонстрация множественности смыслов слова», «Проблемная ситуация».
Слайд 4Тема-вопрос
Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся
необходимо построить план действий,
чтобы ответить
на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество
мнений, чем больше мнений, чем лучше развито
умение слушать друг друга и поддерживать идеи
других, тем интереснее и быстрее проходит работа.
Руководить процессом отбора может сам учитель при
субъект-субъектных отношениях, или выбранный
ученик, а учитель в этом случае может лишь
высказывать свое мнение и направлять деятельность.
Слайд 5Пример: Урок математики в 6 классе. Тема урока: Как сложить два
отрицательных
числа? Учитель: «Прочитаем тему урока». Ученик:
«Как сложить два отрицательных числа?» Учитель: «Знаем ли мы,
как сложить два отрицательных числа?» Ученики: «Да, с помощью
координатной прямой».
Учитель: «Сложите с помощью координатной прямой числа -2 и -3».
Учащиеся дают ответ. Учитель: «Сложите с помощью
координатной прямой числа -2 и +4.» Учитель: Вы смогли
выполнить задание? В чём затруднение? Чем это задание не похоже на
предыдущее? На этом этапе осуществляется осознание ситуации с
противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить
задание и побуждение к формулированию проблемы. Далее переходят к
постановке цели. Далее учитель спрашивает детей: «Какова цель урока?
Что сегодня вы узнаете? Чему научитесь?» Ученики: «Сформулировать
правило сложения отрицательных чисел и положительных чисел.
Научиться складывать отрицательные и положительные числа без
координатной прямой».
Слайд 6Работа над понятием
Тема понятия формируется путем выделения
из устной и письменной
речи основных
терминов, формул, определений, в понятной
и доступной форме для индивидуального
восприятия информации учеником.
Слайд 7Пример: формирование и систематизация
справочной информации в индивидуальных
математических словарях (шпаргалках).
Есть
ученики которым достаточной основных
формул и понятий, но есть и те для которых
необходимы наглядные примеры.
Слайд 8Яркое пятно
Данный прием состоит в представлении
учащимся набора однотипных предметов, слов,
ряда чисел, выражений, одно из которых
выделено цветом или размером. Через
зрительное восприятие концентрируем
внимание на выделенном объекте. Затем,
совместно выясняем общность предложенного и
причину обособленности выделенного объекта
Далее формируется тема и цели урока.
Слайд 10Домысливание
Создание на уроке такой ситуации, в которой
ученикам необходимо дать формулировку
или определение понятий, формул, теорем,
правил и т. д. путем решения с помощью
вычислений и измерений поставленных
целей и задач.
Слайд 11Пример: Предложить ученикам принести на
урок различные круглые предметы.
Вначале урока предложить
ниткой
измерить длину окружности, затем
циркулем измерить диаметр принесённых
окружностей. Найти отношение
длины окружности к диаметру. У всех
Получается отношение равное 3; 3,1; 3,2.
Учитель рассказывает, что таким образом во
времена вавилонских магов было отрыто число
– (пи), которое отмечает своё день рождения 14
марта, и задаёт вопрос ученикам, как они думают, чем
мы будем заниматься сегодня на уроке.
Слайд 12Моделирование жизненной ситуации
Проецирование на уроке жизненной
ситуации посредством ролевой игры или
учебной
задачи позволяет учителю также
решать задачу обучения учащихся
целеполаганию в учении. Соотнесение
учебного материала с конкретной жизненной
ситуацией помогает осознать значимость
изученного материала.
Слайд 14Проблема предыдущего урока
Данный приём можно отнести как к визуальному
типу, так
и к аудиальному типу целеполагания. Смысл
его в том, что в конце урока детям предлагается
задание, в ходе которого должны возникнуть
трудности с выполнением, из-за недостаточности
знаний или недостаточностью времени, что
подразумевает продолжение работы на следующем
уроке. Таким образом, тему урока можно
сформулировать накануне, а на следующем уроке
лишь восстановить в памяти и обосновать.
Слайд 15Пример: тема «Обыкновенные дроби» 5 класс.
На следующем уроке вы планируете ввести
понятие
обыкновенная дробь, домашнее задание можно дать
творческое, что является доминирующей формой
работы в системе ФГОС.
Пример творческого домашнего задания:
Подготовить мини-сценку по сюжету: «У вас день
рождение, мама купила торт, вы пригласили друзей
на чай. Какая часть торта достанется каждому гостю?»
Слайд 16Хочется завершить нашу работу словами
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было
нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
Слайд 17Вывод:
Цели необходимы для проектирования образовательных действий учащихся. Цели учеников предполагают достижение
результатов в каком-то определенном виде деятельности. При достижении результатов проводится рефлексия деятельности, то есть оценка соотношения полученных результатов и заявленной цели. Если сочетание целеполагания и рефлексии в различных видах деятельности повторяется систематически, то данная работа приводит к тому, что некоторые ребята начинают самостоятельно формулировать свои цели, добиваться результатов по поставленным целям тем самым повышая мотивацию к обучению и сокращению количества неуспевающих.