Слайд 1ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ.
«КОЛЛЕДЖНАЯ МЕДИАЦИЯ КАК ОСНОВА ПОЗИТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»
педагог-психолог:
Маклаков И.А.
Слайд 2разработка и внедрение психолого-педагогических технологий разрешения конфликтных ситуаций в образовательный процесс
как условие гармоничного развития взаимоотношений участников образовательного процесса.
Слайд 3Проведение теоретического анализа содержания понятия «медиация», методологических аспектов конфликтологии, психологических характеристик
конфликтоустойчивости.
Выявление частоты возникновения и характера конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса.
Исследование эмоционального отношения обучающихся к школе, к своим классным руководителям, наличия каких-либо неприятностей, связанных с обучением и посещением школы, возможных причин их возникновения;
Исследование личностных характеристик обучающихся и педагогов, провоцирующих конфликтное поведение.
Разработка и внедрение в практику новых методов и форм работы по профилактике бесконфликтного поведения и регулированию возникших конфликтных ситуаций.
Разработка учебно-методического комплекса по реализации метода школьной медиации.
Слайд 4Гипотеза: Внедрение в образовательный процесс инновационных форм и методов разрешения конфликтных
ситуаций позволит сформировать позитивное межличностное отношение и взаимодействие участников образовательного процесса.
Объект исследования: индивидуально-психологические особенности учащихся образовательных учреждений среднего и старшего звена, вызывающие конфликтные ситуации.
Предмет исследования: школьная медиация как новая форма организации гармоничных взаимоотношений участников образовательного процесса.
Сроки экспериментального исследования
Начало – июнь 2017 г.,
Окончание – декабрь 2019
Слайд 5
Первый этап. Организационно-методический (июнь – октябрь 2008):
- подготовка документации
по ведению экспериментальной площадки;
- разработка должностных инструкций участников эксперимента;
- разработка программы экспериментальной работы;
- поэтапное планирование экспериментальной деятельности;
- разработка и подбор диагностических методик, их систематизация и апробация;
- разработка элективного курса по конфликтологии для учащихся;
- разработка программы повышения квалификации для педагогов «Психологические основы позитивного взаимодействия»;
- создание материально-технической базы эксперимента;
- разработка программы семинаров по конфликтологии для педагогов и родителей;
- пилотажное исследование с целью выбора диагностических методов и методик для изучения психологических критериев конфликтности и их проявления в поведении.
Слайд 6
Второй этап. Диагностический (октябрь 2018 – январь 2019):
- диагностика
психологического климата школьной среды;
- мониторинг психологического взаимодействия педагогов;
- выявление факторов, способствующих возникновению конфликтных ситуаций;
- изучение конфликтности на трех уровнях: эмоциональном, когнитивном, поведенческом у участников экспериментальной группы.
Методы исследования индивидуально-психологических особенностей обучающихся, провоцирующих конфликтное поведение:
1. Метод теоретического анализа.
2. Наблюдение.
3. Беседа.
4. Экспериментальный метод (констатирующий, формирующий и контрольный).
5. Методики:
Анкета «Роль конфликта в моей школьной жизни» по выявлению конфликтных ситуаций для школьников, состоящая из 12 вопросов (разработана на кафедре психологии развития и коррекции личности ЛИРО).
Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса.
Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки
Методика «Шкала реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина».
Экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г.У. Солдатовой, О.А.Кравцовой, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгеровой
Слайд 7
Третий этап - Разработка программы учебного курса для подростков «Медиация
или как построить мир без конфликтов», в задачу которого входило ознакомление обучающихся с основными принципами современной конфликтологии, с концепцией культуры мира и толерантных отношений, ориентированных на взаимопонимание и мирное урегулирование конфликтов.
Четвертый этап (с января 2017г – по июнь 2019г) проведение формирующего эксперимента с внедрением в практику процедуры медиации, тренингов бесконфликтного поведения, семинаров по обучению навыкам мирного разрешения конфликтов, мастерской психологического консультирования, проектной деятельности классного руководителя и учебного курса для подростков «Медиация или как построить мир без конфликтов»
Слайд 8
Пятый этап – (с сентября 2010г. – по декабрь 2010г.)
итоговая
диагностика конфликтности на трёх уровнях: эмоциональном, когнитивном, поведенческом; количественный и качественный анализ эксперимента; отражение результатов экспериментальной работы в публикациях, выступлениях, отчётах; обобщение и распространение полученного опыта
Слайд 9
Учебно-тематический план курса
2009-2010 уч.г.
Модуль 1. Навыки общения.
Общение. Структура и средства общения. Невербальные средства общения. Речевые средства общения. Стили общения. Этикет.
Модуль 2. Конфликты и пути их разрешения.
Конфликт. Причины конфликтов. Виды, типы и последствия конфликтов. Структурные элементы конфликта. Стили поведения в конфликте. Процесс развития конфликта. Психологические защиты. Психологические защиты (продолжение). Истинные цели агрессии. Предотвращение конфликта. Правила поведения и общения в конфликтной ситуации.
Модуль 3. Медиация.
Медиация. Как стать школьным медиатором? Медиаторы-ровесники и медиаторы-наставники – кто они? «Ура, медиации!» или как построить мир без ссор.
Итого: лекции-18ч.; практических занятий-16ч.
Слайд 10
Результаты анкетирования обучающихся на втором и на пятом этапе экспериментального исследования
«Роль конфликта в моей школьной жизни»
Слайд 11
Результаты диагностики обучающихся на втором и на пятом этапе экспериментального исследования
«Диагностика показателей и форм агрессии
(А.Басса и А.Дарки)
Слайд 12
Результаты диагностики обучающихся на втором и на пятом этапе экспериментального исследования
«Стратегия поведения в конфликте (К.Томас)»
Слайд 15Тест «Стратегия поведения в конфликте»
Слайд 16Тест «Стратегия поведения в конфликте»
совсем не согласен - 1 балл
не согласен
- 2 балла
скорее согласен - 3 балла
согласен - 4 балла
полностью согласен - 5 баллов
Слайд 17Избегание эффективно в условиях:
затрагиваемая проблема не столь важна для вас;
вы чувствуете
свою неправоту и правоту другого;
оппонент имеет более высокий ранг;
вы общаетесь со сложным собеседником;
вам нужно выиграть время.
Слайд 18Приспособление эффективно в условиях:
когда вы чувствуете, что, немного уступая, вы теряете
мало;
когда надо смягчить ситуацию;
когда вы понимаете, что итог намного важнее для другого, чем для вас;
когда правота не на вашей стороне.
искренне желание оказать поддержку оппоненту
Слайд 19Соперничество эффективно в условиях:
исход очень важен для вас;
вы обладаете достаточным авторитетом
и властью;
когда вы находитесь в критической ситуации, которая требует быстрого, даже мгновенного реагирования;
когда у вас нет иного выбора;
вы точно уверены, что ваш вариант решения оптимален в данный момент
Слайд 20Компромисс эффективен в условиях:
когда у участников конфликта одинаковая власть и они
имеют взаимоисключающие интересы;
когда требуется быстрое или временное решение;
когда другие подходы оказались неэффективными;
когда компромисс позволяет сохранить взаимоотношения.
Слайд 21Сотрудничество эффективно в условиях:
решение проблемы очень важно для обеих сторон;
у вас
тесные и длительные взаимоотношения;
у вас есть время поработать над проблемой;
обе стороны имеют одинаковую власть или хотят проигнорировать различия в обладании реальной властью.
Слайд 23Стратегии поведения в конфликте.