Слайд 1
Название проекта
«Мир в котором я живу»
Пчелинцева Марина Владимировна
Банникова Вера
Викторовна
Рыбкина Татьяна Александровна
Кузякина Надежда Викторовна
Реализация с 5 сентября по 5 декабря
Тамбов 2018
Слайд 2Актуальность
В последние годы остро освящается проблема существенного
роста детей с нарушениями в развитии. На фоне сниженной рождаемости увеличивается число детей с нарушениями психо-физического развития. По данным Госкомстата РФ с 2005 по 2010 г число детей с интеллектуальной недостаточностью увеличилось на 15%, а с ЗПР на 21%.
Дети с нарушениями в развитии нуждаются в комплексном медико-психолого-педагогическом воздействии, которое будет способствовать всестороннему развитию личности каждого ребенка и успешному процессу социализации.
Социализация в педагогике рассматривается как процесс и как результат формирования у детей представлений о многообразии окружающего мира, становления отношения к воспринимаемым социальным явлениям и навыков поведения, соответствующих общественным нормам.
Предложенный проект – это попытка на практике показать систему работы по формированию представлений о предметах и явлениях окружающего мира у детей с интеллектуальной недостаточностью, акцентировать внимание взрослых (педагогов, родителей) на важность данной проблемы в коррекционно-образовательном процессе.
Слайд 3Методическое обоснование
Педагогический проект строится на теоретических положениях ведущих исследователей отечественной олигофренопедагогики:
Выготского Л.С, Запорожца А.В., Кольцова М.И., Катаева А.А.
Предложенный проекта учитывает практический опыт современных исследователей работающих в данном направлении: Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д., Баряева Л.Б.; Лапошина Э.В. Шевченко С.Г.
Слайд 4Цель
Формирование представлений об окружающем мире у детей
с интеллектуальной недостаточностью как средство дальнейшей социализации.
Слайд 5Задачи:
Обследовать уровень сформированности представлений об окружающей мире детей с интеллектуальной недостаточностью;
Изучить
основные направления коррекционно-педагогической работы по формированию представлений об окружающем мире у детей с интеллектуальной недостаточностью;
Разработать комплекс мероприятий по формированию представлений о предметах окружающего мира у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью;
Реализовать комплекс мероприятий способствующих формированию представлений об окружающей действительности и процессу социализации детей с интеллектуальной недостаточностью;
Сформировать необходимый уровень знаний, умений и навыков об окружающей действительности у детей с интеллектуальной недостаточностью;
Распространить опыт работы по формированию представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью
Слайд 6Новизна проекта
Создание новой модели взаимодействия с привлечением соучастников Центра творчества «Бионика»
Слайд 7Участники проекта
Руководитель проекта
Рабочая группа: специалисты и педагоги учреждения, родители
Благополучатели: дети дошкольного
возраста
Слайд 8Сроки реализации проекта
I этап Подготовительный с1 августа по 31 августа
II этап
Основной с 1 сентября по 30 ноября
III этап Заключительный
Слайд 9Планируемые результаты
Изменение уровня сформированности представлений об окружающем мире у детей с
интеллектуальной недостаточностью;
Разработка комплекса мероприятий по формированию представлений об окружающем мире для детей с интеллектуальной недостаточностью;
Реализация комплекса мероприятий способствующих формированию представлений и успешной социализации детей с интеллектуальной недостаточностью;
Повышение уровня сформированности знаний, умений и навыков об окружающей действительности у детей с интеллектуальной недостаточностью;
Распространение опыта коллегам работающим с детьми с интеллектуальной недостаточностью
Слайд 10Этапы реализации проекта
Подготовительный этап с 1 августа по 31 августа
Слайд 11Диагностика уровня сформированности представлений об окружающем мире у детей старшей группы
с интеллектуальной недостаточностью (11 человек- начало года)
Слайд 12Основной этап- работа с детьми
с 1 сентября по 30 ноября
Слайд 14Основной этап - работа с родителями
Слайд 15Заключительный этап
Организация итогового мероприятия «Вечер досуга» с целью обобщения и анализа
сформированных представлений об окружающей действительности у детей с интеллектуальной недостаточностью.
Проведение комплексного анализа результатов и определение эффективности работы по проекту.
Слайд 16Диагностика заключительного этапа (уровень сформированности представлений об окружающей действительности на конец
года).
Слайд 17Выводы
Разработка и реализация комплекса мероприятий показали свою положительную динамику в формировании
представлений об окружающей действительности детей с интеллектуальной недостаточностью, что в свою очередь отражается на повышении уровня социальной адаптации.
Реализованный комплекс мероприятий по формированию представлений об окружающем мире повысил на 20%, а у неговорящих детей на 10% -12% уровень познавательной активности.
Работа с сотрудниками Центра «Бионика» способствовала формированию представлений о предметах и явлениях окружающего мира, повышению познавательной активности, самостоятельности в работе.
Таким образом, в результате удалось достичь устойчивой положительной динамики в формировании представлений
об окружающем мире, что способствовало активизации речевой и познавательной деятельности.
Слайд 18Распространение опыта
Опыт работы может быть использован в детском дошкольном учреждении компенсирующего
вида :
а) Выступление на МО с презентацией «Система работы учителя-дефектолога по формированию представлений об окружающем мире у детей с интеллектуальной недостаточностью» - январь 2009
б) Использование новой модели взаимодействия с привлечением соучастников Центра творчества «Бионика» коллегами других групп.
в) Перенят опыт создания картотеки дидактических игр специалистами и педагогами учреждения.
Слайд 19Используемые источнико
1. Акимова Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. –М.,
Сфера, 2007.
2. Антонова А.А Как помочь ребенку войти в современный мир. – М., Сфера, 1995.
3. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М., Сфера, 1992.
4. Баряева Л.Б. Знакомимся с окружающим миром. – М., Дрофа, 2007.
5. Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М., 1989.
6. Маллер А.Р.Помощь детям с недостатками в развитии. - М., Аркти, 2006.
7. Морозова И.А. Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи. – М., Мозайка-Синтез, 2007.
8. Особенности ознакомления умственно отсталых дошкольников с предметами ближайшего окружения. – Дефектология № 6, 1991г . С 72-77.
9. Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром. – М., Просвещение, 1987.
10. Стребелева е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. –М., Владос,2008.
11. Шорыгина Т.А. Серия - Знакомство с окружающим миром и развитие речи. – М., Гном и Д., 2004.
Слайд 20Занятие по «Ознакомлению с окружающим»