Слайд 1Формирование поддерживающей среды
для замещающих родителей
ГБУ ВО «Центр психолого-педагогической поддержки
и развития детей»
Выполнила: психолог Золотарева Т.Л.
Слайд 3Социальная поддержка
Социальная поддержка – тот круг лиц, которые в трудные моменты
жизни могут оказать помощь.
Поддерживающая среда – это система социальных отношений, удовлетворяющая специфические потребности семьи и ребенка в психологической и социальной поддержке, т. е. в информации, помощи, защите.
Слайд 4Успешная адаптация
ребенка к семье
и социуму,
гармоничное развитие
ребенка
Помощь
специалистов
Опека
родителей
Поддержка
педагогов
Поддержка
родственников
Поддерживающая среда
Слайд 5Межведомственное взаимодействие
Служба
сопровождения
замещающих
семей
ОВД
Образовательные
учреждения
Органы опеки и
попечительства
Администрация
и департамент
культуры
Учреждения
здраво-
охранения
Слайд 6Ошибки приемных родителей
противопоставление кровных и приемных детей
завышенные требования к приемным детям
угрозы,
когда поведение ребенка не нравится родителю
неоправданные ожидания, отсутствие скорых сдвигов в формировании привязанности к замещающим родителям у ребенка
Слайд 7Технологии работы с замещающей семьей
Консультирование семьи в целом: разрешение конфликтов, развитие
коммуникаций, помощь в выработке и принятии новых семейных правил, интеграция семьи.
Консультирование супружеской и родительской пары: выработка единого стиля взаимодействия с детьми, развитие форм поддержки друг друга, разрешение конфликтов.
Консультирование семьи по вопросам интеграции историй кровной и замещающей семей.
Групповое консультирование членов семьи (тематические группы: развития коммуникативной компетентности, эмоционального развития, детско-родительского взаимодействия).
Детское консультирование: преодоление эмоциональных сложностей, сложностей взаимодействия, развитие у ребенка навыков понимания и регуляции эмоциональных состояний.
Диагностика познавательной сферы ребенка.
Слайд 8интерактивные лекции, беседы с членами семьи об особенностях познавательной и эмоциональной
сферы ребенка.
тренинги родительской компетентности по актуальным вопросам.
предоставление родителям литературы, видео- и аудиоматериалов по вопросам воспитания приемных детей.
Клуб замещающих семей: организация родительских встреч по обмену опытом.
тренинг по выработке новых семейных правил с замещающим родителем и ребенком;
визит в семью, проведение консультации и оказание поддержки в кризисной ситуации.
профориентационная диагностика и консультирование учащихся выпускных классов.
индивидуальная и групповая работа с детьми и подростками (игровые и арт-терапевтические методы), совместные занятия с кровными детьми.
Слайд 9Карта
социально-поддерживающей сети семьи
Позволяет не только наладить и урегулировать социальные связи, но
и обнаружить новые ресурсы поддерживающей сети.
Заполнение карты делает возможным общее собрание членов семьи и тех, в ком семья видит свою поддержку.
Ход работы: члены семьи отвечают на вопросы (например, кого они считают близкими людьми, могут попросить о помощи, кто лучше всего понимает их проблемы, кому они доверяют).
Обсуждается размер социальной сети, субъекты сети, качество и направленность их поддержки, возможности данной сети в поддержке семьи на сложных этапах приема; возможность привлечения новых субъектов к социально-поддерживающей сети.
Строится карта сети. Отмечается вектор направленности ресурсных потоков, сила его выраженности.
Организуется общая встреча с членами сети.
Слайд 10Карта СПСС
Родственники
Школа
Служба сопровождения
Друзья родителей
Слайд 11Технологии работы
с близкими родственниками семьи
консультации с родными для выявления их потребностей,
приглашение члена замещающей семьи и выработка стратегий поведения.
принципы взаимодействия членов замещающей семьи с прародителями:
спокойное отношение к их точке зрения,
положительная оценка родительского воспитания,
рассказ о хороших сторонах и общих чертах ребенка с родительской семьей.
Слайд 12Принципы взаимодействия родителей с кровными детьми:
заверить детей в том, что
в приходе нового члена семьи есть много плюсов.
отметить, что неприятности тоже могут возникнуть (болезнь, трудности), но с ними семья обязательно справится, действуя сообща.
честно отвечать на вопросы детей, пусть честно отвечают на вопросы детей, делая упор на положительные стороны.
можно съездить с ребенком в детский дом, чтобы показать, как живут дети, и как хорошо будет ребенку в семье.
Ни в коем случае не прибегать к шантажу и угрозам.
Слайд 13Технологии работы психологов и социальных педагогов в образовательных учреждениях
Статистика: почти 31
% учителей требуется дальнейшая поддержка по разделу «Психология» и психология семьи. По разделу «Педагогика» требуется поддержка 24%.
Приоритетные способы получения помощи в процессе педагогического сопровождения приемных детей: консультация у коллег, имеющих опыт сопровождения таких детей и проведение комплексной поддержки по всем разделам путем привлечения других специалистов.
24% педагогов предпочитают приглашать приемную семью для беседы и выяснять все у приемных родителей. 14,2% предпочитают проконсультироваться со специалистом по опеке по всем интересующим вопросам.
4,7 % опрошенных помощь не требуется.
Слайд 14Повышение психолого-педагогической компетентности
Консультации и семинары. Педагоги получают необходимую информацию о возможностях
и особенностях приемных детей.
Занятия в виде тренинга. Педагоги имеют возможность высказать свои точки зрения по данному вопросу, могут проработать интроекты, мифы.
Темы для проведения семинаров-тренингов и консультаций:
особенности личности приемных детей,
учебная деятельность и трудности (причины),
мифы о детях и семьях,
коррекция педагогического процесса: организация школьных мероприятий, занятий,
неадекватное поведение ребенка,
профилактика конфликтов и насилия
Слайд 15Формирование коммуникативных компетенций
У педагога необходимо развивать умение правильно реагировать на вопросы,
задаваемые учениками, а также умение взаимодействовать с классом в нестандартных ситуациях, касающихся приемного ребенка.
Принципы работы с детьми следующие:
1) принятие. Ответы на вопросы должны содержать четкое послание о том, что прием детей с замещающую семью – нормальный способ создания семьи, и ребенок может чувствовать себя комфортно.
2) точность информации. Важно давать детям точную информацию о приеме детей своевременно, в понятной им и интересной форме.
3) помощь. Учитель должен быть готов вмешаться и поддержать приемного ребенка, когда одноклассники задают ему вопросы, которые ранят или унижают его.
4) защита прав и интересов ребенка.
Слайд 16Технологии работы по формированию позитивного образа замещающей семьи
Привлечение средств массовой информации:
освещение положительных сторон замещающей семьи.
Размещение информации в сети Интернет.
Размещение информации на наружных носителях (плакаты, объявления, листовки, буклеты).
Привлечение волонтеров из числа действующих и бывших замещающих родителей.
Слайд 17Выводы
негативное отношение со стороны окружения способствует возникновению семейных конфликтов и
увеличивает риск возврата ребенка,
отрицание и игнорирование приемного ребенка ведет к нарушению его адаптации в семье,
совместные мероприятия с представителями опеки, а также педагогами и психологами образовательных организаций будут эффективны для формирования положительного отношения социума к замещающим семьям;
в целях формирования позитивного имиджа приемных семей и привлечения кандидатов необходимо сотрудничество со средствами массовой информации.
Слайд 18Спасибо за внимание!
г. Воронеж
ул. Славы, 13 а,
тел.: 8 (473) 234-38-72,
http://detstvo-vrn.ru/