Слайд 1Формирование образовательной среды
с учетом индивидуализации детей с ОВЗ в рамках
деятельности логопункта ДОУ
Подготовила:
учитель – логопед
МБДОУ детский сад № 7
Постаногова Н.Р.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7
Пермский край, г.Кизел
2017г.
Слайд 2 Проблема организации системы психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в настоящее
время является чрезвычайно актуальной.
На современном этапе укрепления позиций гуманистического образования одной из важных задач в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста является создание развивающей речевой среды в ДОУ.
Слайд 3Речевая развивающая среда
Это особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на
развитие разных сторон речи каждого ребенка.
Это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.
Особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка, направлена на эффективное воспитательное воздействие, на формирование активного познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и речи.
Слайд 4Цель построения речевой среды – насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие
речи ребенка дошкольного возраста
Задачи построения речевой развивающей среды:
обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью;
обеспечение богатства сенсорных впечатлений;
обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой деятельности ребенка;
обеспечение комфортного состояния ребенка в проявлении речевых реакций;
обеспечение возможностей для исследования и экспериментирования в языковой системе.
Слайд 5Компоненты речевой
развивающей среды ДОУ
Речь педагога. Грамотная речь педагога – важнейший составляющий
компонент речевой среды, т.к. педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы речевой деятельности детей, поэтому должна отвечать следующим качествам:– правильность, точность, логичность, чистота, выразительность, богатство, уместность.
Методы и приёмы руководства развитием разных сторон речи дошкольников.
Специальное оборудование. Наполнение речевой среды определяется приоритетной линией речевого развития детей каждого возраста.
Слайд 6В последние годы в детских садах возросло количество детей с тяжёлыми
нарушениями речи и другими ограниченными возможностями здоровья. Эти дети имеют свою специфику развития.
Дети с ОВЗ - это группа с особыми образовательными потребностями: помимо обучения и воспитания им необходимы всесторонняя коррекция развития и выбор оптимальных путей логопедической работы по исправлению речевых нарушений, способствующих успешной адаптации и интеграции детей в социуме.
Логопедическое сопровождение осуществляется в рамках логопункта в детском саду.
Слайд 7У нас в ДОУ в 2017 году поступило 7 детей с
ОВЗ и 2 ребенка - инвалида. Этим детям по заключению ТПМПК было рекомендовано обучение по адаптированной образовательной программе.
Контингент детей, на логопункте в ДОУ, с разными речевыми нарушениями.
Слайд 8Речевая среда для детей с «нормой» и детей с ОВЗ отличается.
Поэтому
организация развивающей среды для детей с ОВЗ строиться таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Обогащается элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Дети с ОВЗ
Свойственны нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, наличие аграмматизмов, фонематические нарушения.
Дети «норма»
Свойственны нарушения звукопроизношения, фонематические нарушения.
Слайд 9«Мастерская
Словечкина и Звукарика»
Центр развития артикуляционного аппарата. Выработка некоторых артикуляционных
позиций требует длительной и систематической работы.
Упражнения, которые имеют условные названия, связаны с определенным игровым образом и требуют перевоплощения, вызывают у детей интерес, препятствуют утомлению и способствуют воспитанию устойчивости внимания.
Слайд 10При работе над звукопроизношением используются как традиционные логопедические приёмы, так и
усовершенствования, например, упражнения для общей моторики, мелкой мускулатуры рук и органов речи – это биоэнергопластика. Биоэнергопластика - это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кистей и пальцев рук. Основной принцип биоэнергопластики – это сопряжённая работа кистей, пальцев рук и артикуляционного аппарата, где движения рук имитируют движения речевого аппарата.
Слайд 11Закрепление поставленных звуков проходит с использованием различных игр, атрибутов и многообразия
речевого материала. Игры по автоматизации решают дополнительно и задачи по развитию познавательных процессов.
«Найди картинки с
определенным звуком
«Охарактеризуй звук»,
«Подбери букву к звуку»
Слайд 12«Мастерская Слыша и Буковки»
Центр фонематического развития. Параллельно с постановкой, а затем
автоматизацией звука ведётся работа по совершенствованию фонематического восприятия: формируется фонетическая готовность к произнесению звука, готовность различить его в потоке и отличить звук от дефектно произносимых. Для этого используются игры:
На различение неречевых звуков: «Тишина», «Угадай, на чём играю», «Узнай по звуку», «Шумовые баночки».
На развитие речевого слуха: «Громко-тихо», «Три медведя», «Близко – далеко», «Высоко – низко».
На дифференциацию слов, близких по звуковому составу: "Правильно-неправильно« «Слушай и выбирай», «Что лишнее?»
На дифференциацию фонем
Слайд 13«Мастерская Слыша и Буковки»
«Звук заблудился»
«Подбери схему к слову»
Слайд 14«Мастерская Слыша и Буковки»
Пособия на развитие навыка элементарного звукового анализа и
синтеза
Слайд 15«Мастерская Слыша и Буковки»
Пособие «Домики» помогает ребёнку «разбирать» слова на слух,
развивает умение делить слова на слоги, звуки, объединять отдельные звуки в слоги и слова, т.е. обучать детей анализу и синтезу, подготавливать к обучению грамоте и развитию слоговой структуры слова.
Слайд 16«Мастерская Тигрули»
Вместе с веселым Тигренком дети совершают удивительное путешествие по
«Стране Звуков и Слов», выполняют упражнения на развитие речевого дыхания, отрабатывают навыки правильно строить фразы и предложения, усваивают основы грамоты.
С друзьями Тигрули дети: узнают значение фразеологизмов, подберут однокоренные слова, знакомятся с правилами словообразования, играют в рифмы, знакомятся с понятиями синоним и антоним.
Слайд 17«Мастерская Горошкина»
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики помогают в работе
с детьми с ОВЗ. Они не только способствуют развитию речи, но и помогают дошкольникам подготовить руку к письму.
Ошибки на манке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.
Слайд 18«Мастерская Горошкина»
Игры с камушками Марблс направлены на развитие у детей мелкой
моторики, усидчивости, зрительного внимания, воображения, логического мышления.
Слайд 19Пособие «Лунтик и его друзья»
Данное пособие стимулирует развитие
внимания,
памяти,
пространственного
восприятия,
формирует умение употреблять простые и сложные предлоги.
Слайд 20Пособие «Умные кубики»
Умные кубики помогают развить детям грамматически правильную связную речь,
учат выражать свои мысли красиво.
Слайд 21Пособие «Кочки - обманки»
Направлено на повышение зрительно-двигательной активности детей, профилактику оптической дисграфии.
Слайд 22 Лэпбук – отличный помощник в работе учителя-логопеда.
В ней собирается материал по
какой-то определенной теме.
Его можно использовать как для индивидуальной, так и подгрупповой работе с детьми.
В папке содержатся задания разного уровня, поэтому любой ребенок найдет себе задания по силам.
Задания помогают закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволяет быстро освежить в памяти пройденные темы.
Слайд 23В заключение…
Чем интереснее, ярче и разнообразнее речевая среда, тем поставленные звуки
автоматизируются быстрее, речь становится грамматически правильной, а скучные и малоинтересные упражнения по словоизменению и звуковому анализу для ребёнка становятся увлекательными.
Использование игр и пособий в системе логопедической работы позволило снизить утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность детей.
Слайд 24Литература:
1. Вакуленко Л. С. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей: справочник начинающего
логопеда: [Текст] Учебно-методическое пособие. / Л. С. Вакуленко - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
2. Волина В. В. Учимся играя. [Текст] / В. В. Волина – М. : Новая школа, 1994.
3. Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. [Текст] / Е. В. Колесникова - М. : Гном и Д, 2000.
4. Максаков А. И., Туманова Г. А. Учите, играя. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. А. И., Максаков Г. А. Туманова - М., 1983.
5. Туманова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. [Текст] / - Г. А Туманова - М. 1991.
6. Шевченко И. Н. Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников. [Текст] / И. Н. Шевченко – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.