Слайд 1
Формирование личностных УУД во время уроков и внеклассной работы у младших
школьников
Бондарь Т.Д., МБОУ «СОШ №88 с кадетскими классами»,
Алтайский край, г. Барнаул
Слайд 2Определение личностных ууд
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую
ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное;
смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется;
нравственно-этическая ориентация - действие, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Слайд 3
Личностные универсальные учебные действия, отражающие отношение к социальным ценностям:
идентификация своей принадлежности
к народу, стране, государству;
понимание и уважение ценностей культур других народов;
проявление интереса к культуре и истории своего народа, родной страны;
умение различать основные нравственно-этические понятия;
соотносить поступки с моральными нормами; оценивать свои и чужие поступки («стыдно», «честно», «виноват», «поступил правильно» и др.);
анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;
оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;
мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения; проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.
Слайд 4Личностные универсальные учебные действия, отражающие отношение к учебной деятельности
восприятие речи учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;
выражение положительного отношения к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
оценивание собственной учебной деятельности;
применение правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека.
Слайд 5В сфере личностных УУД будут сформированы:
внутренняя позиция школьника;
личностная
мотивация учебной деятельности;
ориентация на моральные нормы и их выполнение.
Слайд 6
Формирование личностных УУД через учебные предметы
Литературное чтение
работа с текстом литературных произведений;
прослеживание
судьбы героя;
сравнение образа «Я» с героями литературных произведений;
отождествление себя с героями произведения, соотнесение и сопоставление их позиций, взглядов и мнений;
выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;
знакомство с героическим историческим прошлым своего народа и своей страны и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;
Окружающий мир
становление мировоззрения, жизненного самоопределения и формирование российской гражданской идентичности личности;
формирование основ исторической памяти;
формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения;
Изобразительное искусство
формирование гражданской идентичности личности, толерантности, эстетических ценностей и вкусов, новой системы мотивов, включая мотивы творческого самовыражения;
продуктивная изобразительная деятельность;
приобщение к мировой и отечественной культуре и освоение сокровищницы изобразительного искусства, народных, национальных традиций, искусства других народов;
Технология
самоопределение;
развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей
ознакомление обучающихся с миром профессий и их социальным значением, историей их возникновения и развития как первой ступенью формирования готовности к предварительному профессиональному самоопределению.
Слайд 7Урок окружающего мира по теме «В гости к зиме (экскурсия)» Личностные
ууд - формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения.
Слайд 8Литературное чтение. Проект: «Любимый детский журнал»
Личностные ууд – отождествление себя с
редактором журнала, самоопределение, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Слайд 9
Внеклассная работа: Встреча Нового года в МБУ ДО «Центр эстетического воспитания
«Песнохорки»
Личностные УУД – познание традиций праздников русского народа, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Слайд 10Внеклассная работа: Участие в районных соревнованиях
Личностные УУД – воспитание ответственное отношение
к своему здоровью, стремление к здоровому образу жизни, формирование лидерских качеств.
Слайд 11Внеклассная работа: посещение музея литературы, искусства и культуры Алтайского края
Личностные УУД
– воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств, патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России
Слайд 12
Памятка для учителя по формированию и развитию универсальных учебных действий.
Помните, что каждый
ребенок - индивидуален. Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности.
В жизни ребенка, в каком бы возрасте он ни был, взрослый - это тот человек, который «открывает» ему реальный мир. Помогите раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения.
Организуя учебную деятельность по предмету, учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Используйте данные психологической диагностики.
Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую Вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.