Слайд 1Формирование
фонематических процессов
у детей 4-5 лет через игру
с опорой на гласные звуки.
Учитель-логопед
Справцова
Елена Леонтьевна
Слайд 2
«… игра влияет на формирование всех психических процессов, от самых элементарных
до самых сложных».
(Д.Б.Эльконин).
Слайд 3
Цель: показать преимущества игровых форм работы на логопедических занятиях для формирования
фонематического слуха и правильной речи с опорой на гласные звуки у детей среднего дошкольного возраста.
Слайд 4ПРОБЛЕМА:
1.Недостаточное развитие фонематического восприятия тормозит процесс звукообразования, звуки формируются с большой
задержкой и часто искаженно. У детей страдает не только произношение, но и понимание речи, т.к. они не могут отдифференцировать близкие по звучанию фонемы ( «САНИ» – «САМИ», «МИШКА» – «МИСКА»).
2.Несформированность фонематического восприятия и фонематического слуха может привести к трудностям в обучении русскому языку: смешению и замене звуков на письме, недописыванию окончаний слов и предложений.
Слайд 5
3.К 4-5 годам идет задержка процесса овладения четким произношением всех звуков
речи.
4.У детей при произношении страдают и гласные звуки: произносятся нечетко, их звучание как бы затушевывает- ся.Между тем правильное произношение гласных звуков очень важно, поскольку:
Гласные служат основой для развития навыка звукового, звуко-слогового, звуко-буквенного анализа.
Систематические упражнения с гласными звуками выполняют роль речевой гимнастики, способствуют выработке координированных движений органов речи: развитию речевого дыхания, голоса, дикции.
Слайд 6Народная мудрость гласит: «хочешь узнать человека – поговори с ним».
Наша речь
– визитная карточка. Слух является непременным условием формирования речи. Речевой и неречевой слух – самостоятельные формы слуховой системы.
В речевом слухе выделяют фонематический слух.Профессор Л.С.Волкова раскрывает понятие «фонематического слуха» как «…тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова».
Слайд 7
Фонематический слух предполагает точность фонематического восприятия, звукоразличения, звукового анализирования речи.
Фонематическое восприятие
– это специальные умственные действия по дифференциации звуков и установлению звуковой структуры слова. Дети с хорошим фонематическим восприятием:
рано усваивают звуки языка;
хорошо осознают тонкости произношения;
узнают правильно и неправильно произносимые слова.
Слайд 8
Наиболее чувствительный возраст для развития фонематических процессов – 4-5 лет. Это
возраст особого интереса к словам, звукам. Чтобы этот интерес не пропал, необходимо вовлечь детей в интересную, содержательную игровую деятельность, которая будет решать следующие задачи:
Слайд 9ЗАДАЧИ:
1.Познакомить с миром слов (слова звучат по-разному, могут быть похожими по
звучанию и непохожими).
2.Развивать умение слышать отдельные гласные звуки в словах, определять звуки в начале, конце и середине слова.
3.Развивать умение различать звуки на слух и обозначать их фишками-символами.
4.Учить детей интонационно выделять гласные звуки и произносить их изолированно.
5.Формировать правильное произношение согласных звуков и умение соединять их с гласными.
Слайд 10
Т.А.Ткаченко предлагает в условиях массового детского сада проводить работу с детьми
4-5 лет по обучению звуковому анализу и синтезу. Предложенная ей символика обозначения гласных и согласных звуков широко используется в работе логопедами дошкольных учреждений.
В своей работе я использовала игры и упражнения, предложенные Т.А. Ткаченко, И.Г.Выгодской, Е,Л.Пеллингер, Л.П.Успенской, О.А.Новиковской и др. авторов.
Слайд 11Этапы формирования навыков звукового анализа у детей 4-5лет.
1.Выделение в словах первого
гласного звука (Астра, Утка).
2.Анализ и синтез сочетаний из двух-трех гласных звуков (АУ, УА, АУИ, ЫОУ и т.д.)
3.Определение наличия либо отсутствия в словах звука (гласного, согласного).
4.Определение последнего гласного звука в словах (пальтО, скалА).
5.Определение первого и последнего звука в словах (картинЫ, посудА).
6.Синтез слов, состоящих из двух звуков: гласного и согласного (УХ, АМ, УМ, ОН).
7.Автоматизация поставленных согласных звуков в слогах с использованием фишек-символов гласных и согласных звуков (ША, СО, ЛЫ и т.д.)
Слайд 23 Мы слова назовем
и песенку найдем.
Слайд 24 Звуки в слове пропеваю,
фишками обозначаю.
Слайд 25 Звуки закрепляем -
с
гласными их пропеваем.
Слайд 26 Звук согласный назовем –
картинку к гласному найдем.
Слайд 27 Игры и упражнения с детьми для развития фонем.
слуха.
1.Задачи: познакомить детей с гласными и их артикуляцией, с обозначением гласных фишками-символами.
Игры и упражнения:
1.Упражнение «Познакомимся с девочками и их песенками».
2.Подбор фишек-символов для каждой девочки.
Слайд 28
2.Задачи: учить воспроизводить изменения характера тембра и эмоциональной окраски одного и
того же звука. Формировать диапазон голосовых характеристик на основе упражнений в использовании звукоподражаний различной громкости, высокого и низкого голоса.
Игры и упражнения:
А-А-А – плачет девочка (поет певица, укачиваем
малыша);
О-О-О – стонет больной (удивилась мама);
- И-И-И – ржет лошадка (жеребенок);
Слайд 29
- У-У-У – гудит поезд (близко-далеко);
- Ы-Ы-Ы – гудит
пароход (близко-далеко);
- Э-Э-Э – ревет медведь (медведица, Мишутка).
Игра с большими и маленькими предметами (самолеты, куклы, лошади, зайцы, лошадки и.т.).
Дидактические игры:
«Кто как кричит?»
«Три медведя», «Приключения медведей»,
«Помоги найти детеныша».
Слайд 30
3.Задачи: учить детей узнавать звуки по беззвучной артикуляции.
Дидактическая игра: «Сломанный телевизор».
4.Задачи:формировать
произвольное ритмичное произнесение цепочек гласных звуков «А», «О», «У», «Ы», «И», «Э».
Игры и упражнения:
«Положи спать»:
Послушай и запомни тот звук, который прозвучит в конце стихотворения:
Слайд 31
«А-а-а – кукла-куколка, бай-бай,
спи спокойно, засыпай: « А-а-а-а».
«У-у-у – на кроватке спит бычок,
он улегся на бочок: «У-у-у-у».
«О-о-о – зайка-заинька, бай-бай,
спи спокойно, засыпай: «О-о-о-о».
«И-и-и – захотела мышка спать
и полезла открывать: «И-и-и-и».
Произнеси звук, который помогает заснуть кукле (бычку, мышке, зайке). Укачай его.
Слайд 32
5.Задачи: узнавать на слух и различать ударные гласные «О», «У».
Дидактическая игра
«Утки и окуни».
Дети делятся на две команды: «утки» и «окуни». Они двигаются произвольно по комнате. Логопед произносит поочередно слова то с ударным звуком «У», то со звуком «О». Дети «окуни» должны замереть, когда услышат слово со звуком «О», а «утки» – слово со звуком «У». Кто не останавливается вовремя, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибется.
Слайд 33
6.Задачи: формировать умение называть звук, обозначенный фишкой-символом.
Дидактическая игра «Кубик».
Дети по очереди
кидают кубик, к каждой стороне которого прикреплено изображение символа гласного звука. Ребенок называет символ звука, который оказался сверху и бросает кубик другому.
Варианты: (с маленьким кубиком) Ребенок бросает кубик на стол и находит картинку с символом звука, который оказался сверху.
Слайд 34
7.Задачи: дать детям представление о коммуника- тивных вариантах общения при помощи
различных звукосочетаний на примере УА – АУ – ИА.
Игры и упражнения:
- «Дети заблудились в лесу»;
- «Малыш в коляске плачет»;
- «Кричит ослик».
Слайд 35
8. Задачи: развивать фонематический анализ на основе узнавания и различения отдельных
звуков.
Игры и упражнения:
«Будь внимательным!»: поймай звук «У», (А,О,И,Ы,Э), хлопнув в ладоши.
Варианты: «Подними флажок» (руку);
«Подпрыгни»;
«Подними нужную фишку-символ, когда
услышишь звук».
Слайд 36
9.Задачи: развивать слуховое внимание; учить определять звук в звукоподражаниях и показывать
фишку-символ.
Упражнение с серией картинок: машина, барабан, ребенок, бабушка.
Инструкция: покажи картинку и фишку-символ.
- Она гудит: БИ-БИ-БИ;
- Он звучит:БОМ-БОМ-БОМ;
- Так его укачивают: А-А-А-А;
- Ей плохо. Она болеет: О-О-О-ОХ!
Слайд 37
10.Задачи: развивать слуховое внимание. Учить обозначать звуки фишками-символами, составляя ряд звуков
Упражнение:
«Звук услышишь – не зевай, фишку сразу подвигай».
Перед ребенком лежат фишки-символы гласных звуков. Педагог произносит гласные звуки друг за другом. Ребенок подвигает к себе фишки-символы звуков, которые услышал. Затем повторяет их самостоятельно.
Слайд 38
11.Задачи: учить детей выделять первый ударный звук в слове и обозначать
его фишкой-символом.
Упражнение с картинками (игрушками): дети называют картинку и подставляют к ней нужную фишку-символ, ориентируясь на гласный звук:
Утка – «У», Аист – «А», Осы – «О», Иглы – «И»
12.Задачи: учить выделять ударный гласный звук в конце слова.
Упражнение: «Звук последний назови и фишку-символ покажи»: игра проводится с картинками: пальтО, окнО, весЫ, маскА.
Слайд 39
13.Задачи: учить детей выделять гласный звук в слове в любой позиции
и обозначать его фишкой-символом.
Дидактические игры и упражнения:
«Почтальон»: педагог собирает в сумку с прикрепленным к ней символом, только определен- ные картинки-письма , например, только со звуком «О». Дети выбирают такие «письма»-картинки.
«Магазин»: дети «покупают» предметы на деньги-символы. Подавая педагогу – «продавцу» символ, ребенок интонационно выделяет звук слова-покупки
Слайд 40
«Мяч не трогать иль поймать – постарайтесь отгадать»: педагог предлагает стоящим
перед ним детям ловить мяч, если они услышат в слове звук, обозначенный символом, либо прятать руки за спину, если звука в слове не окажется. Когда ребенок поймает мяч, нужно проконтролировать сознательность его выбора, т.е. предложить произнести слово, выделяя соответствующий звук.
Упражнение с картинками (или без картинок): дети произносят слово, выделяя голосом гласный звук и подставляют фишку-символ к картинке.
Слайд 41
«Подставь символ к предмету»: дети выбирают по одному символу из предложенных
педагогом. На столе раскладывается 5-6 предметов или картинок, в названии которых имеются обозначенные звуки. Выигрывают те дети, которые быстрее выполнили.
«Сумка-задумка»: к сумке прикрепляется символ гласного звука. Педагог предлагает собрать в сумку-задумку слова с заданным звуком. Дети называют слова и складывают фишки-символы в сумку.
Слайд 42
14. Задачи: учить детей находить гласные звуки в словах из
2-х слогов, интонационно выделять их и обозначать фишками-символами.
Дидактические игры и упражнения:
1.У детей карточки с двумя пустыми клетками. Произнося слова-названия картинок, они определяют гласные и обозначают их фишками-символами.
Слайд 43
«Предмет и имя»:
Педагог показывает детям кукол, изображающих мальчиков и девочек, и
дает им имена в зависимости от темы занятия (Маша, Катя, Вова, Павлик и т.д.). Каждой кукле предлагается подобрать подарки из ряда предметов, стоящих на отдельном столике, так, чтобы первые звуки в названии предмета и имени куклы совпали. При затруднениях педагог помогает детям при помощи фишек-символов.
Слайд 44
«Пишем письмо в Звукоград»: педагог вынимает из конверта, «присланного» в группу,
символы гласных звуков, объясняя, что получено письмо из Звукограда, где живут старички-Звуковички. Больше всего они любят играть со звуками. Педагог предлагает написать ответ, подобрав к каждому символу по пять названий предметов (животных, игрушек и т.д.). Дети называют слова, педагог записывает их на карточках и «отправляет» письмо обратно.
Слайд 45 Стихи для включения в них
недостающего
слова.
ЗВУК «А»:
Аист Алику принес апельсин и (абрикос).
В Африке найдем не раз мы кокос и (ананас).
Арбуз все ребята едят,
Аист зовет на амбар (аистят).
ЗВУК «О»:
Ослик любит очень золотую (осень).
Очень больно жалит в нос
Стая полосатых (ос).
Слайд 46
Звук «У»:
Улитка замерла, дрожа, увидев
на траве (ужа).
Улитка просит уточку: «Закинь-ка в воду
(удочку).
- Уф!- сказал утюг и встал. До чего же я (устал).
ЗВУК «И»:
Спорят брошки и заколки:
У кого острей (иголки).
Из трубы над домом быстро
Вылетают дым и (искры).
Слайд 47 Физкультминутки.
Подбираются стихи с гласными звуками в
словах. Дети выполняют движения в соответствии с текстом или по показу логопеда:
Все мы видели не раз апельсин и ананас,
Знаем мы с тобой на вкус абрикосы и арбуз,
Но расскажете едва – какова на вкус айва,
И я буду очень рада, коль найдете авокадо.
Удод у дороги увидел ужа,
Удод улетел, от испуга дрожа.
Слайд 48 Работа с родителями и
воспитателями.
1.Проводятся
беседы, консультации, даются рекомендации о том, как знакомить детей с гласными звуками.
2.Проводятся занятия (индивидуальные и подгрупповые) с детьми, на которых идет знакомство с методами и приемами в работе со словами (с опорой на гласные звуки).
3.Дети выполняют в тетрадях домашние задания.
4.Родители принимают участие в праздниках: «Говорилки», «Учимся красиво говорить».