Слайд 1Финансовая грамотность российских учащихся
(по результатам международной программы PISA-2012)
Подготовила: Иремашвили Н.Ш
Слайд 2Главный вопрос исследования программы PISA-2012 в области финансовой грамотности: На сколько
15-летние учащиеся готовы к принятию эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, к адаптации и использованию новых финансовых систем?
Слайд 3В ИССЛЕДОВАНИИ ПРОГРАММЫ PISA ОЦЕНИВАЕТСЯ:
способность 15-летних учащихся получать, понимать и оценивать
релевантную информацию, необходимую для принятия решений с учетом возможных финансовых последствий;
способность высказывать информированные суждения и принимать эффективные решения относительно использования и управления деньгами;
применять знания, понимание, умения и ценности при покупках и в других финансовых контекстах;
принимать решения по отношению к себе, другим, обществу и окружающей среде.
Слайд 4ВПЕРВЫЕ ПОЛУЧЕНЫ ОТВЕТЫ НА СЛЕДУЮЩИЕ ВОПРОСЫ:
Каков реальный уровень финансовой грамотности российских
учащихся? Отличаются ли страны по уровню финансовой грамотности учащихся?
Имеется ли связь финансовой грамотности с уровнем овладения математикой и читательской грамотностью?
Какие социально-демографические факторы определяют разные уровни овладения финансовой грамотностью?
Как связана финансовая грамотность с опытом обучения и опытом финансовой деятельности?
Слайд 51. КАКОВ РЕАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ РОССИЙСКИХ УЧАЩИХСЯ? ОТЛИЧАЮТСЯ ЛИ СТРАНЫ
ПО УРОВНЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ?
Слайд 6ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ: СОСТАВЛЯЮЩИЕ, МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ
Слайд 7ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ: СОСТАВЛЯЮЩИЕ, МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ
1. Содержание: знание и понимание
Деньги и операции
с ними
Планирование и управление финансами
Риски и вознаграждения
Финансовая среда (отдельные вопросы из области финансов)
Слайд 8ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ: СОСТАВЛЯЮЩИЕ, МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ
2. Познавательная деятельность: познавательные умения, действия и
стратегии
Выявление финансовой информации
Анализ информации в финансовом контексте
Оценка финансовых проблем
Применение финансовых знаний и понимание
Слайд 9ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ: СОСТАВЛЯЮЩИЕ, МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ
3. Контекст: предлагаемые ситуации
Образование и работа
Дом и
семья
Личные траты, досуг и отдых
Общество и гражданин
Слайд 10Общие выводы из анализа результатов российских учащихся по составляющим финансовой грамотности
Содержание:
Наиболее сложной областью содержания оказалась область «Деньги и операции с ними». Российским учащимся недостаточно знакомы механизмы кредитования, операции с банковскими вкладами, вопросы обеспечения безопасности при покупке товаров в интернет-магазине; проблемы инвестирования, действие механизмов налогообложения.
Слайд 11Познавательная деятельность: Наиболее успешно российскими учащимся были выполнены задания на применение
финансовых знаний в знакомых ситуациях реальной жизни. Заметные затруднения вызвали задания на выявление финансовой информации, а так же на аргументацию своей или высказанной позиции.
Контекст: контекстов, вызывающих очевидное непонимание российских учащихся, не выявлено.
Слайд 14Пример 1
Для некоторых людей покупка ящиков помидоров может быть плохим финансовым
решением.
Объясните почему?
Слайд 15Пример 2
Алла Петровна получила кредит в 8 000 зедов от финансовой
компании «Первый кредит». Годовая % ставка на кредит составляет 15 %. Ее ежемесячные выплаты по возврату кредита составляют 150 зедов. После одного года долг Аллы Петровны все еще составляет 7 400 зедов.
Другая финансовая компания, «Лучший кредит», предлагает Алле Петровне кредит в 10 000 зедов с годовой % ставкой 13%. Ее ежемесячные выплаты по возврату кредита так же будут составлять 150 зедов.
Слайд 163. Какие социально-демографические факторы определяют разные уровни овладения финансовой грамотностью?
1. Демографические
характеристики учащихся
Средний результат российских юношей составил 487 баллов, а девушек - 486
Слайд 172. Социально-экономический и культурный статус семьи учащихся
Различие в уровне финансовой грамотности
учащихся с высоким и низким уровнем СЭС составляет для России 71 балл, для стран ОЭСР в среднем – 90 баллов. Наиболее сильное влияние оказывают два фактора: образование родителей и их профессиональная принадлежность
Слайд 183. Расположение образовательных учреждений
Как показало исследование PISA, уровень финансовой грамотности учащихся
городских школ существенно выше, чем у учащихся сельских школ.
Слайд 19Источники финансовых средств российских учащихся с учетом гендерных особенностей ( в
%)
Слайд 20Буду копить деньги чтобы купить это.
Попробую занять деньги у кого-то из
членов семьи.
Не куплю это.
Куплю это на деньги, которые должны были использоваться на что-то другое.
Попробую занять деньги у друга.
Ответ отсутствует или данные невалидные.
Слайд 21Я откладываю одинаковую сумму денег каждую неделю или месяц.
Я откладываю некоторое
количество денег каждую неделю или месяц, но суммы не меняются.
Я откладываю деньги только тогда, когда хочу что-то купить.
Я не откладываю деньги.
У меня нет денег и мне нечего откладывать.
Ответ отсутствует или данные невалидные.
Слайд 22Исследования PISA обеспечивает политиков, представителей органов управления образованием, преподавателей, разработчиков образовательных
программ и ресурсов, специалистов в области оценки качества образования, исследователей и других заинтересованных лиц надежными сравнительными данными о финансовой грамотности и финансовом образовании молодежи.