Слайд 1Факты, которые должны насторожить!
Онтогенез речевого развития
Слайд 2
Развитие речи - процесс своеобразный, сложный, протекающий неодинаково у различных детей.
Слайд 3
Развитие речи в лингвистическом аспекте можно изобразить линейно следующим образом: крики
- гуление - лепет - слова - словосочетания - предложения - связный рассказ.
Слайд 4При этом в соответствии с возрастной шкалой специалисты придерживаются следующих характеристик:
крики
- возникают самостоятельно - с рождения до 2-х месяцев;
гуление - стихийно не возникает, его появление обусловлено общением ребенка со взрослым - с 2 до 5-7 месяцев;
Слайд 5лепет - его длительность от 16-20 до 30 недель (4-7,5 месяцев);
слова
- переход к пользованию словами осуществляется на фоне продолжающегося лепета - с 11-12 месяцев;
словосочетания - после усвоения двухсложных и трехсложных слов - с 1 года 7 месяцев до 1 года 9 месяцев;
Слайд 6предложения - конструирует в условиях наглядной ситуации с 2 лет, с
2 лет 6 месяцев появляются вопросы "где? куда?", с 3 лет - "почему? когда?"
связный рассказ - появляется с воспроизведением коротких рассказов, стихов, потешек с 3 лет, постепенный переход к самостоятельному составлению рассказов по картинке, об игрушках - с 4 лет, овладение элементами контекстной речи с 5 лет.
Слайд 7Таким образом, при нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно
пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.
Слайд 8Задержка речи после 3-х лет может пагубно воздействовать не только на
речевые способности, но и на способность читать, писать, даже думать. Т.е. идет задержка развития всей психики ребенка. Поэтому стоит обратить внимание, если развитие ребенка сильно отличается от возрастных норм. Такому ребенку нужна помощь специалиста (логопед, психолог). Чем раньше выявлена проблема, тем легче с ней справиться и избежать дальнейших осложнений.
Слайд 9Сигналы тревоги, которые должны Вас насторожить
– в 3 месяца ребенок
не поворачивается, когда Вы обращаетесь к нему;
– в 4-6 месяцев не реагирует на перемену интонации, не оборачивается в поисках источника звука, не употребляет в своем лепете звуков «п, б, м»;
- в 5 месяцев отсутствует лепет (проблемы со слухом?)
Слайд 10– в 10-12 месяцев не понимает часто употребляемых взрослым слов, не
оборачивается, когда его окликают; не имитирует звуки взрослой речи, для привлечения Вашего внимания использует только плач;
– в 1-2 года не может показать изображение на картинке («Где мишка?»), не понимает простейших вопросов;
Слайд 11– в 2-3 года путает понятия «верх» -«низ», не может выполнить
последовательно две команды («Подними бутылочку и дай ее мне!»), составить фразу из 2-3 слов, назвать известные ему предметы
– в 3-4 года не отвечает на простейшие вопросы: «кто?», «что?», «где?». Его не понимают посторонние, употребляет фразы, состоящие не более чем из 4 слов, неправильно произносит большую часть звуков.
Слайд 12
Обратите внимание:
- в 1,5 года у ребенка в речи должна появиться
фраза;
- в 2 года – время для появления морфологических признаков речи;
- в 3 года – речь ребенка практически сформирована (речь ребенка понятна, он общается фразой, хотя сохраняет большое количество грамматических ошибок)
Слайд 13В 4 года – в норме исчезает смягченное произношение согласных
- к
5 годам сформировано чистое произношение ВСЕХ звуков родного языка;
к 5 годам в словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор).
Слайд 141. Таблица для определения соответствия развития мышления и речи ребёнка нормативным
требованиям в возрасте от года и до 6 лет
1.Говорит 3 новых слова дополнительно к словам «мама»и «папа»
2.Произносит подряд 2 слова
3.По просьбе укажет пальцем на одну из частей лица или тела
4.Называет одну картинку из пяти * (*человека,кота,собаки,лошади и птицы)
Слайд 15 5.Выполняет просьбы типа ** (**"положи на стол", «встань на стульчик»)
6.Употребляет слова во множественном числе
7.Знает свои имя и фамилию
8.Умеет отвечать на вопросы типа: *** (***»Что ты будешь делать, если тебе холодно?»(устал, голоден...)
Слайд 169.Понимает значение предлогов" на, под, перед, сзади, к"
10.Называет 3 основных
цвета из 4-х (красный, жёлтый, зелёный, синий )
11.Умеет подобрать антонимы(2 из 3-х спрашиваемых
12.Даёт определение словам(6-ти из 9-ти) (Что такое мячик?; бассейн?; стол?; дом?; банан?; потолок ?; чайник?; тротуар?; барьер? )
13.Знает из чего изготовлены разные предметы(3 из 5-ти) (ложка, обувь, хлеб, дом, дверь. )
Слайд 17 Примечание к таблице:
Каждый из закрашенных прямоугольников соответствует нормативному возрастному интервалу,
в течение которого появляется новая нормативная способность ребёнка, обозначенная текстом на том же уровне, что и прямоугольник.
Каждый из закрашенных прямоугольников соответствует нормативному возрастному интервалу, в течение которого появляется новая нормативная способность ребёнка
При работе с календарём развития мысленно проведите вертикальную линию в точке, соответствующей возрасту ребенка. Проверьте, с какими из прямоугольников пересечётся данная линия.
Слайд 182. Диагностическая шкала оценки этапов довербального и начального вербального развития.(возраст в
месяцах)
1 Реакция сосредоточения на речевое общение с ребенком.
2 Улыбка при общении.
3 Комплекс оживления при общении со взрослым, гуление.
4 Дифференцированность комплекса оживления, смех.
5 Дифференциация направления звука, певучее гуление.
6 Лепет.
7 Готовность к совместной игровой деятельности, ориентация на колокольчик - вызванная реакция.
Слайд 198 Реакция на незнакомое лицо, повторение одинаковых слогов (ба-ба и т. д.).
9 Общение
с помощью жестов, игра в "ладушки".
10 Ситуационное понимание обращенной речи, предметно-действенное общение со взрослым, использование 1-2 "лепетных слов", понятных при соотнесении с ситуацией.
11 Использование 3 "лепетных слов" с соотнесением.
12 Использование 3-4 "лепетных слов" с соотнесением; понимание простой инструкции, дополняемой жестом.
15 Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста.
Слайд 2018 Показывает одну из частей тела, словарный запас до 7-20 слов.
21 Показывает 3
части тела, использует фразу из двух слов, словарный запас - 20 слов.
24 Показывает 5 частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов, понимает двухэтапную инструкцию, неадекватно использует местоимения "я", "ты", "мне"; предложения строит из двух слов.
Слайд 2130 Адекватно использует местоимения "я", "ты", "мне"; повторяет две цифры в правильной
последовательности, имеет понятие "один".
36 Словарный запас 250 слов, использует предложение из трех слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол и возраст, понимает значение простых предлогов; выполняет задания типа "положи кубик под чашку", "положи кубик в коробку".
Слайд 22К группе риска относят детей, отстающих на один возрастной период!
Слайд 233. Шкала оценки понимания речи.
1 уровень Ребенок прислушивается к голосу взрослого,
адекватно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса. (Этот уровень характерен для здорового ребенка 3-6 месяцев)
2 уровень Ребенок понимает отдельные инструкции и подчиняется некоторым словесным командам: "поцелуй маму", "где папа", "дай ручку", "нельзя" и т. д. (6-10 месяцев)
Слайд 243 уровень Ребенок понимает название отдельных предметов (10-12 месяцев), узнает их изображение
(12-14 месяцев), узнает их по сюжетным картинкам (15-18 месяцев).
4 уровень Ребенок понимает название обозначения действий в различных ситуациях ("покажи, кто сидит, кто спит"), двухступенчатую инструкцию ("пойди в кухню и принеси чашку"), значения предлогов в привычной конкретной ситуации ("на чем ты сидишь").Ребенку доступно установление причинно-следственных связей (2 года 6 месяцев).
Слайд 255 уровень Ребенок понимает прочитанные короткие рассказы и сказки со
зрительной опорой и без нее (2 года 6 месяцев - 3 года).
6 уровень Ребенок понимает сложноподчиненные предложения, значения предлогов вне конкретной, привычной ситуации (к 4 годам).
При выявленном отставании ребенка необходимо дополнительно проверить, как он воспринимает жесты и мимику.