Слайд 1Факторы и условия, от которых зависит эффективность логопедической работы по коррекции
звукопроизношения у детей
Учитель-логопед
МБОУ «Нижнегорская школа-лицей №1» Беляева Л.Г.
Слайд 2Эффективность логопедической работы по коррекции звукопроизношения зависит от многих факторов:
1. От
механизма, вызывающего нарушение звукопроизношения (дислалия или минимальные дизартрические нарушения.
2. От форм дислалии и её видов.
3. От особенностей строения артикуляционного аппарата, подвижности его органов.
4. От типа высшей нервной системы ребёнка ( у детей с сильной нервной системой коррекционный процесс проходит быстрее, у меланхоликов и флегматиков- медленнее).
5. От особенностей состояния нервной системы: у здорового ребёнка процесс образования новых условных рефлексов происходит быстрее.
.
Слайд 3Эффективность логопедической работы по коррекции звукопроизношения так же зависит и от
:
- мотивации ребёнка, его работоспособности и его желания исправить нарушенные звуки;
- от времени начала коррекционного процесса;
от продолжительности существования звука-заменителя;
от эмоционального контакта логопеда с ребёнком;
от интересной формы организации занятия;
от использования наглядности на занятии;
-от сочетания разных видов деятельности, позволяющих избежать утомления;
от регулярности проводимых занятий;
от помощи со стороны родителей.
И, от очень важного момента : от уровня владения навыками постановки звуков учителем - логопедом.
Слайд 4Приёмы постановки звуков
Опора на ощутимые моменты артикуляции.
- форма губ
(округлены, вытянуты, растянуты в стороны);
- артикуляция языка (положение кончика языка);
- место преграды, если она образуется с помощью передней части языка (движения языка вперед — назад);
контакт боковых краев языка с зубами, напряжение органов речи,
степень раствора рта (расстояние между верхними и нижними зубами);
работа голосовых складок (сомкнуты —разомкнуты);
сила и характер воздушной струи (теплая — холодная, узкая — широкая, направлена вверх на нёбо — вниз).
Слайд 5Приёмы постановки звуков
2. Произнесение звука на слух;
3. Изображение изолированного звука схемой: на
схемах отдельный звук обозначен в виде значка: гласный звук — это красный квадрат; согласный мягкий звук — зеленый квадрат; согласный твердый звук — синий квадрат. Одновременно с произнесением звука на наборное полотно выставляются картинки-символы
4. Утрированность артикуляции (усиливается четкость движений). Данный прием используют при закреплении понятия об изолированном звуке.
5. Распознавание и выделение звуков на слух : одновременно с произнесением звука на наборное полотно выставляются картинки-символы
6. Фиксирование артикуляции путем задержки положения речевых органов, которая усиливает кинестетические ощущения при фонации.
Иногда используют прием запоминания с закрытыми (на 3-5 секунд) глазами для большего осознания позиции звука
Слайд 6 Известные в логопедической практике и такие приемы:
7. Определение участков
работающих и пассивных органов артикуляции по следам прикосновения зондом, шпателем и др.;
8. Воспроизведение позиции органа артикуляции при произнесении сохранных звуков;
9. Задержка артикуляционной позы на 3-5 секунд;
10. Сравнение правильной и неправильной артикуляции;
11. Словесное описание позиции органа артикуляции или его части;
12. Выполнение отдельных движений по словесной инструкции логопеда;
13. Показ отдельных элементов артикуляции на схеме.
14. Определение различий в артикуляционной позиции при произнесении контрастных звуков .
Слайд 7
ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ КАЖДОЙ ФОНЕМЫ делится на три этапа
Подготовительный этап.
Вызывания звука.
Автоматизация
звука.
Самый главный этап - подготовительный ! Его цель включить ребёнка в коррекционный процесс , сформировать установку на занятие.
На подготовительном этапе важным является создание всех видов готовности к вызыванию звука речи:
- психологической
- фонематической
- артикуляционной
Слайд 8Психологическая готовность к вызыванию звука речи включает:
- наличие мотивации;
- наличие
интереса к логопедическим занятиям;
- определённый уровень сформированности
слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти.
! Психологическую готовность формируем с участием родителей, при необходимости привлекаем других детей группы, класса.
! Если снижена мотивация, на занятиях отмечаются: двигательное излишество, ухудшение настроения, капризы, плач, нежелание заниматься, неустойчивость внимания.
Слайд 9Артикуляционная готовность
Умение выполнять артикуляционную позу: широкий язык в положении «горка»,
« лопатка», «иголочка», боковые края примыкать к верхним коренным зубам, посредине языка образовывать желобок и др.
Важно выработать умение хорошо представляет правильную артикуляцию каждого из вызываемых звуков речи.
Слайд 10Фонематическая готовность
Если в течение определённого периода логопеду не удаётся
вызвать у ребёнка базовый звук – это говорит о том, что ребёнок недостаточно различает образцы правильного и неправильного произношения в речи взрослого и считает, что сам «говорит хорошо».
Для различия тончайших нюансов фонем чрезвычайно важны звуковые образы.
Двигательный образ звука в сознании ребёнка как бы заключен между двумя звуковыми образами: звуком в речи логопеда и своим собственным. Уловив эту разницу, ребёнок изменяет артикуляцию и добивается совпадения звучаний, что невозможно без адекватного ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ!
Работу над всеми видами готовности к вызыванию звука (психологической, фонематической, артикуляционной) начинаем с первого дня занятий и проводим не последовательно, а параллельно!
Слайд 11При постановке звуков следует широко использовать опору на различные анализаторы: слуховой,
зрительный, кожный и двигательный…