Слайд 1«Эстетическое воспитание как средство формирования личности младшего школьника»
Черненко Наталья Миайловна
Учитель
начальных классов
ГБОУ РО «Новочеркасская школа-интернат»
Слайд 2
Актуальность. Перед современной школой поставлена задача – создать условия, в которых
все позитивные ценности общества стали бы достоянием личности учащегося. Эта задача решается на государственном уровне. Были приняты государственные программные документы в сфере развития и модернизации российского образования.
"Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим" Так говорил Б.М. Неменский.
Младший школьный возраст наиболее благоприятен для формирования мировоззрения личности. Чувство красоты природы, произведений искусства, музыкальных шедевров человечества, мастерство артистов театрального искусства создают в ребенке особые эмоциональные переживания, возбуждают непосредственный интерес к жизни, обостряют любознательность, развивают мышление, память, волю и в итоге формируют эстетический вкус.
Слайд 3Объект: процесс формирования личности младшего школьника
Предмет: эстетическое воспитание младшего школьника
Цель: определить
эффективные педагогические условия эстетического воспитания младших школьников.
Слайд 4Гипотеза исследования:
формирование личности младшего школьника посредством эстетического воспитания должно осуществляться
с соблюдением следующих условий:
создана целостная образовательная среда, включающая урочную, внеурочную и внешкольную деятельность, учитывающая историко-культурную, этническую и региональную специфику воспитательного процесса;
воспитательная работа осуществляется на основе деятельностного подхода и принципах системности и непрерывности;
осуществляется мониторинг сформированности эстетических чувств как ценности у младших школьников.
Слайд 5Задачи исследования:
1. Определить сущность, форму, способы и методы эстетического воспитания
младших школьников в современных условиях.
2. Разработать программу эстетического воспитания младших школьников.
3. Апробировать и обобщить результаты внедрения разработанной программы в опытно-экспериментальной работе.
Слайд 6Методы исследования
анализ психолого-педагогической
литературы по теме исследования
наблюдение
обобщение педагогического опыта
творческие работы
учащихся
эксперимент
качественный
и количественный
анализ результатов
Слайд 7
Обоснование выбора эстетического воспитания в качестве приоритетного направления
Очень трудно формировать эстетические
идеалы, художественный вкус, когда человеческая личность уже сложилась. Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. Б.Т. Лихачев пишет: "Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни".
Слайд 8В условиях реализации нового образовательного стандарта управление развитием каждого ученика становится
непременным условием всей системы организации учебного и воспитательного процесса. Такое управление, в первую очередь, предполагает выявление картины происходящих в обучении и воспитании изменений в деятельности каждого отдельного индивида.
Слайд 9Реализация эстетического воспитания на уроках
Слайд 10Мониторинг сформированности эстетической воспитанности школьников.
Методика Л.В. Школяр «Выбери музыку».
Слайд 11Мониторинг сформированности эстетической воспитанности школьников.
Художественно-экспрессивный тест.
Слайд 12Мониторинг сформированности эстетической воспитанности школьников.
Методика - недописанный тезис .
Слайд 13Мониторинг сформированности эстетической воспитанности школьников.
Общие результаты диагностики .
Слайд 14ВЫВОД
Таким образом, в работе по эстетическому воспитанию детей необходимо использовать разные
формы и методы работы, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает учитель.
Эффективность решения задач эстетического воспитания зависит от многократного и вариативного их использования. Они способствуют формированию у школьников отчетливых знаний об окружающем мире, об истории, традициях, ценностях своей Родины, об искусстве в целом.
Тесное сотрудничество и взаимодействие педагогов и родителей на основе единства и взаимопонимания по вопросам воспитания даст свои результаты: дети станут отзывчивее, гуманнее, терпимее друг к другу, активно участвовать в жизни класса и школы, будут гордиться своей страной, уважать и знать историю своего Отечества, любить и восхищаться произведениями искусства.