Слайд 1ЭКОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ
Заседание
«Школы молодого специалиста»
Составила руководитель
ШМС г. Тынды
Родоманова
Л.А
Слайд 2если вы что-то делаете, то думайте и о том, не нарушите
ли вы целостность внутреннего мира других людей.
Экология общения и воспитания ---
Слайд 3
Модель дифференцированного внимания («Локатор») - педагог строит взаимоотношения с детьми избирательно, концентрирует
свое внимание на группе учащихся (сильных или слабых), оставляя без внимания остальных. Следствие - отсутствие целостной и непрерывной системы общения; фрагментарность и ситуативность взаимодействия.
Слайд 4Модель негибкого реагирования («Робот») - педагог направленно и последовательно действует на основе
задуманной программы, не обращая внимания на обстоятельства, которые требуют изменения в общении. Следствие - спланированные виды и формы работы, не приведенные в соответствие с реальными педагогическими задачами, остаются неосуществленными, дают низкий педагогический эффект, даже если фактически реализованы на уроке.
Слайд 5Модель "неконтактная" («Китайская стена») - педагог устанавливает дистанцию между собой и
учащимися:
• подчеркивание учителем своего превосходства над учащимися;
• стремление сообщить информацию, а не обучить;
• утверждение "ведомости" школьников;
• снисходительно-покровительственное отношение к учащимся.
Следствие - отсутствие межличностного взаимодействия между педагогом и учениками, слабая обратная связь в учебно-воспитательном процессе и т.д.
Слайд 6Модель диктаторская («Монблан») - педагог отстраняется от учащихся, свои функции сводит
к сообщению информации. Следствие - безинициативность, пассивность обучаемых.
Слайд 7Модель гипорефлексивная («Тетерев») - педагог в процессе взаимодействия с учащимися слышит
только себя (при объяснении нового материала, опросе учащихся, в ходе индивидуальных бесед с детьми). Следствие - теряется обратная связь, создается психологический вакуум вокруг учителя, он не способен учитывать вероятное восприятие материала урока учащимися.
Слайд 8Модель гиперрефлексивная («Гамлет») - педагог подвержен постоянным сомнениям: правильно ли его
поймут, обидятся или нет и т.п. Следствие - содержательная сторона общения подменяется эмоциональными моментами во взаимоотношениях учитель-ученик.
Слайд 9Модель активного взаимодействия («Союз») - педагог постоянно находится в диалоге с
обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, схватывает изменения в психологическом климате коллектива и реагирует на них. Следствие - преобладание стиля дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции учителя, совместное решение возникающих проблем
Слайд 10Модель авторитарная («Я сам») - педагог делает себя главным, единственным инициатором
педагогического процесса. Следствие - устраняется личная инициатива учащихся; школьники ждут требований и инструкций и в результате не подготовлены к творческому поведению.
Слайд 11В психолого-педагогической литературе выделяют несколько типов взаимодействия, в которые вступает педагог.
Вот наиболее важные из них:
педагог - “я”;
педагог – педагог;
педагог – воспитанник
педагог – группа воспитанников,
педагог – детское самоуправление;
педагог – администрация.
Слайд 12Работа в малых группах, члены которых рассматривают следующие типы педагогического взаимодействия:
педагог
- педагог
педагог - воспитанник
педагог - группа воспитанников
педагог - детское самоуправление
Слайд 13• Какое место занимает данный тип взаимодействия в системе работы ОУ? Как
он развит в нашем учреждении?
• Чему способствует развитие данного типа взаимодействия?
• Какие проблемы существуют при построении этого взаимодействия?
• Что можно предложить для их решения?
Слайд 14Однако, не всегда общение и педагогическое взаимодействие в целом, бывает конструктивным
и бесконфликтным. Нередки случаи проявления агрессии, в частности, скрытой. Как помочь себе и детям избежать проявления агрессии, как с его стороны, так и в свой адрес? Ответ на этот вопрос мы постараемся сформулировать в процессе педагогической игры.
Слайд 15Работа в микрогруппах)
а) Для начала каждой микрогруппе необходимо продолжить предложенное выражение
1.
“Мой воспитанник - это…”,
2. “Мой коллега - это…”,
3. “Моя группа - это...”.
4. “Мой администратор - это...”
б) Следующее задание: сформулировать и записать на символических «окнах дома»