Слайд 1Эффективность психологической службы школы при работе с родителями приемных детей
Слайд 2Что может быть важнее для ребенка, чем семья, уют родного дома,
теплота маминых и сила папиных рук?
Слайд 3К сожалению, многие дети бывают лишены родительской любви, оказываясь в детских
домах после того, как от них отказались или родители были лишены родительских прав.
Слайд 4Также немало взрослых людей, не равнодушных к проблеме брошенных детей.
Именно эти
люди стремятся стать приемными родителями.
Слайд 5При воспитании приемных детей, приемные семьи сталкиваются с рядом проблем и
нередко нуждаются в помощи психологической службы
Слайд 6Психологическая служба организации среднего образования
Согласно приказу Министра образования и науки Республики
Казахстан от 20 декабря 2011 года № 528 в состав Психологической службы входят:
педагоги – психологи;
социальные педагоги;
классные руководители;
представители родительского комитета.
Слайд 7Психологические особенности детей, выросших вне семьи
поверхностность социальных связей и отсутствие разнообразного
общения со взрослыми и сверстниками;
безличностные отношения со взрослыми, трудности со установлением любви и уважения с окружающими людьми;
трудности в умении управлять эмоциональными реакциями;
ограниченность познавательных функций;
суженный диапазон эмоциональных переживаний.
Слайд 8Факторы характера взаимоотношений в приемной семье
Характер детско-родительских отношений при воспитании приемных
детей определяется 3-мя ключевыми факторами:
- мотивом усыновления;
- наличием или отсутствием тайны усыновления и отношением приемных родителей к родным родителям ребенка;
- степенью гибкости-ригидности семейной системы.
Слайд 9Дисфункциональные мотивы усыновления и сопутствующие трудности
Мотив первый – «Замена».
Приемный ребенок заменяет
умершего ребенка.
В этом случае, ребенок «нагружается» определенными ожиданиями со стороны родителей, не учитывающих его индивидуальные психологические особенности.
Для ребенка характерна низкая самооценка, он страдает от недостатка эмоциональных контактов с родителями. Такая семья имеет жесткие внешние границы и размытые внутренние. В семье существует множество правил, регулирующих коммуникацию, вероятны скрытые конфликты между супругами.
Слайд 10Дисфункциональные мотивы усыновления и сопутствующие трудности
Мотив второй – «Гиперопека».
Семья не
может иметь детей по медицинским причинам, поэтому решает усыновить ребёнка.
Здесь отношения характеризуются большим количеством ожиданий по поводу ребёнка, для семей характерны проблемы в супружеских отношениях.
Сплоченность семьи высокая, причем мать с ребенком объединены, а отец находится на периферии.
Слайд 11Дисфункциональные мотивы усыновления и сопутствующие трудности
Мотив третий – « Доброе дело».
Семья хочет
«сделать доброе дело», взять в семью ребёнка, заботясь о детях вообще и желая делом помочь им.
Детско-родительские отношения характеризуются симбиотической привязанностью, необходимостью для родителей постоянного выражения благодарности за их поступок.
Для приемных родителей характерна особая необходимость в любви, ее нехватка, что связано с недостатком любви в супружеской подсистеме.
Слайд 12Дисфункциональные мотивы усыновления и сопутствующие трудности
Мотив четвертый – «Педагогический».
Семья берёт
ребёнка для реализации педагогических способностей, желая с помощью успешного воспитания сделать из «трудного» ребёнка достойного и успешного.
Здесь характерно тревожное ожидание «проявления плохого генофонда», недоверие к себе как к родителю, идеализация семейной ситуации.
Варианты поведения родителей: 1. обращения за помощью к врачам и психологам. 2. родители ставят воспитание на центральное место, изучая литературу, создавая сообщества.
Ярко выражен страх оказаться плохим родителем, стремление постоянно показывать и доказывать свою любовь и заботу к ребенку.
Слайд 13Дисфункциональные мотивы усыновления и сопутствующие трудности
Мотив пятый - «Возьму котенка».
Одинокая женщина,
не имея собственной семьи, решает создать её путем усыновления ребёнка в неполную семью.
Для детско-родительских отношений характерна глубокая привязанность, трудности сепарации. Ребенок обязан сделать счастливой приемную мать, ведь для этого его и взяли. Ребенок функционально и психологически восполняет роль супруга, границы между детской и родительской подсистемой размыты.
Возникают трудности сепарации в подростковом возрасте, предьявляются ожидания, которые должны предъявляться супругу (например, должен быть с матерью всегда, поддерживать ее во всем и т.д.).
Слайд 14Влияние тайны усыновления на внутрисемейные отношения
1) Наличие в семье тайны усыновления
Ребёнок не знает о том, что он приёмный.
Родители в страхе раскрытия тайны, тревожны, подозрительны, отношения между родителями и ребёнком теряют свою ясность.
Для ребёнка характерна тревожность, недостаток общения с близкими. Коммуникации в семье нарушены, внешние границы очень жесткие, семья закрыта от общества, настороженно относится ко всему, что за ее пределами.
Для таких семей характерна повышенная сплоченность и замкнутость, много правил, регулирующих коммуникации. Родители, рассказывающие кому-либо (врачу или психологу) тайну усыновления, вступают в коалицию с этим специалистом.
Слайд 15Влияние тайны усыновления на внутрисемейные отношения
2) В семье была тайна усыновления,
но она была неожиданно раскрыта
Ребёнок узнал о том, что он приёмный случайно.
Детско-родительские отношения отличаются недоверием к приёмным родителям у ребёнка, разочарованием всех членов семьи.
Для ребёнка характерна агрессия к родным и приёмным родителям, развиваются фантазии по поводу родных родителей. Страх потери семьи наблюдается как у ребёнка, так и у родителей.
Слайд 16Влияние тайны усыновления на внутрисемейные отношения
3) В семье формально отсутствует тайна,
но ребёнок знает только сам факт усыновления или у него недостаточно информации о нём.
У ребёнка нарушено представление о семье как о целом, о её границах, есть страх потери семьи.
Такие дети включают в семью посторонних людей, не могут назвать родственников, определить родственные отношения. В конце концов у ребенка возникает подспудное стремление к родной семье.
Слайд 17Влияние тайны усыновления на внутрисемейные отношения
4) В семье нет тайны усыновления,
но обесценивается роль кровных родителей.
Для ребёнка характерно негативное отношение к себе, так как обесценивая родных родителей, приемные родители частично обесценивают и самого ребенка.
Самим родителям семейные отношения представляются благополучными, идеализируются.
Слайд 18Семейные правила, дисфункционально влияющие на детско-родительские отношения
1) Семьи с ригидностью семейных правил.
Появление
ребенка сопряжено с необходимостью изменять привычки и правила всей семье, часто она к этому не готова.
Детско-родительские отношения отличаются холодностью, родители разочарованы в ребёнке, недовольны семейным функционированием.
Для ребёнка характерно негативное отношение к себе, недостаток эмоционально-личностного общения с приёмными родителями.
Слайд 19Семейные правила, дисфункционально влияющие на детско-родительские отношения
2) Семьи с жёсткими семейными ролями.
Если система принимает ребенка, и приходит в равновесие, то любое изменение социальной ситуации в дальнейшем может привести к расшатыванию системы.
В новой ситуации семья должна «приспособиться» к изменениям, но в силу ригидности семейных ролей и функций не может. Вследствие этого, либо возникает кризис, симптоматическое поведение, либо ребенка убирают из системы (например, госпитализируют).
Детско-родительские отношения сопровождаются неуверенностью родителей в ребёнке, разочарованиями в нём, отсутствием принятия ребёнка как целого. Для детей характерны агрессивные проявления, асоциальное поведение.
Слайд 20Семейные правила, дисфункционально влияющие на детско-родительские отношения
3) Ситуативная необходимость в приёмном ребёнке.
В случаях, когда через некоторое время после приема ребенка происходят изменения семейной ситуации, а ребенок был нужен для решения ситуативных задач, могут возникать проблемы в отношениях.
Например, если родители усыновили ребенка, так как родная дочь выросла и ушла из дома, то в случае, если она вернется жить к родителям, могут возникнуть проблемы в отношениях с приемным ребенком.
Семейные отношения в целом характеризуются конфликтностью, негативным отношением к приёмному ребёнку, негативным отношением к себе у ребёнка, недостатком эмоционально-личностного общения, негативным и агрессивным отношением к изменению семейной ситуации и некоторым членам семьи.
Слайд 21Необходимо обеспечить просвещение родителей в следующих областях:
Здоровье: важное значение придается безопасности
быта в доме приемного родителя, а также вне его: на улице, в школе. Убедиться, что все данные рекомендации по профилактике и лечению осуществляются. Забота о здоровье ребенка и его безопасности – важная часть в деятельности приемных родителей;
Слайд 22Образование: объяснить, как развиваются познавательные интересы ребенка, какие успехи он имеет
в учебе, в школьной жизни, т.е. все то, что показывает, насколько хорошо ребенку в школе. Выявление трудностей в обучении, в школьной жизни, определение путей их преодоления, определение особенностей самосознания;
Необходимо обеспечить просвещение родителей в следующих областях:
Слайд 23Семья и круг общения : важность развития эмпатии, стабильность отношений в семьей,
отношения с родственниками, друзьями, реакция семьи на эти отношения; внешний вид и поведение в обществе, личная гигиена, как ребенок ощущает себя и ведет себя в различной обстановке, восприятие и адекватность позиции родителей;
Необходимо обеспечить просвещение родителей в следующих областях:
Слайд 24Эмоциональное и поведенческое развитие: выяснение степени доверия к людям, стиля общения,
умение контролировать свое поведение. Определение наличия беспокойств и страхов у ребенка, способов преодоления трудностей эмоционального и поведенческого характера;
Необходимо обеспечить просвещение родителей в следующих областях:
Слайд 25Навыки самостоятельности: оказание воспитательно-методической помощи
в приобретении ребенком навыков самодисциплины, подготовки домашнего задания, в освоении способов разрешения социальных проблем, помощь в приобретении навыков самообслуживания.
Необходимо обеспечить просвещение родителей в следующих областях: