Презентация, доклад на тему Эффективность психологической службы школы при работе с родителями приемных детей

Содержание

Что может быть важнее для ребенка, чем семья, уют родного дома, теплота маминых и сила папиных рук?

Слайд 1Эффективность психологической службы школы при работе с родителями приемных детей

Эффективность психологической службы школы при работе с родителями приемных детей

Слайд 2Что может быть важнее для ребенка, чем семья, уют родного дома,

теплота маминых и сила папиных рук?
Что может быть важнее для ребенка, чем семья, уют родного дома, теплота маминых и сила папиных рук?

Слайд 3К сожалению, многие дети бывают лишены родительской любви, оказываясь в детских

домах после того, как от них отказались или родители были лишены родительских прав. 
К сожалению, многие дети бывают лишены родительской любви, оказываясь в детских домах после того, как от них

Слайд 4Также немало взрослых людей, не равнодушных к проблеме брошенных детей. Именно эти

люди стремятся стать приемными родителями.
Также немало взрослых людей, не равнодушных к проблеме брошенных детей. Именно эти люди стремятся стать приемными родителями.

Слайд 5При воспитании приемных детей, приемные семьи сталкиваются с рядом проблем и

нередко нуждаются в помощи психологической службы
При воспитании приемных детей, приемные семьи сталкиваются с рядом проблем и нередко нуждаются в помощи психологической службы

Слайд 6Психологическая служба организации среднего образования
Согласно приказу Министра образования и науки Республики

Казахстан от 20 декабря 2011 года № 528 в состав Психологической службы входят:

педагоги – психологи;
социальные педагоги;
классные руководители;
представители родительского комитета.
Психологическая служба организации среднего образованияСогласно приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 декабря 2011 года

Слайд 7Психологические особенности детей, выросших вне семьи
поверхностность социальных связей и отсутствие разнообразного

общения со взрослыми и сверстниками;

безличностные отношения со взрослыми, трудности со установлением любви и уважения с окружающими людьми;

трудности в умении управлять эмоциональными реакциями;

ограниченность познавательных функций;

суженный диапазон эмоциональных переживаний.

Психологические особенности детей, выросших вне семьиповерхностность социальных связей и отсутствие разнообразного общения со взрослыми и сверстниками;безличностные отношения

Слайд 8Факторы характера взаимоотношений в приемной семье
Характер детско-родительских отношений при воспитании приемных

детей определяется 3-мя ключевыми факторами:

- мотивом усыновления;

- наличием или отсутствием тайны усыновления и отношением приемных родителей к родным родителям ребенка;

- степенью гибкости-ригидности семейной системы.
Факторы характера взаимоотношений в приемной семьеХарактер детско-родительских отношений при воспитании приемных детей определяется 3-мя ключевыми факторами:- мотивом

Слайд 9Дисфункциональные мотивы усыновления и сопутствующие трудности
Мотив первый – «Замена».

Приемный ребенок заменяет

умершего ребенка.

В этом случае, ребенок «нагружается» определенными ожиданиями со стороны родителей, не учитывающих его индивидуальные психологические особенности.

Для ребенка характерна низкая самооценка, он страдает от недостатка эмоциональных контактов с родителями. Такая семья имеет жесткие внешние границы и размытые внутренние. В семье существует множество правил, регулирующих коммуникацию, вероятны скрытые конфликты между супругами.
Дисфункциональные мотивы усыновления и сопутствующие трудностиМотив первый – «Замена».Приемный ребенок заменяет умершего ребенка.В этом случае, ребенок «нагружается»

Слайд 10Дисфункциональные мотивы усыновления и сопутствующие трудности
Мотив второй – «Гиперопека».

Семья не

может иметь детей по медицинским причинам, поэтому решает усыновить ребёнка.

Здесь отношения характеризуются большим количеством ожиданий по поводу ребёнка, для семей характерны проблемы в супружеских отношениях.

Сплоченность семьи высокая, причем мать с ребенком объединены, а отец находится на периферии.
Дисфункциональные мотивы усыновления и сопутствующие трудностиМотив второй – «Гиперопека». Семья не может иметь детей по медицинским причинам,

Слайд 11Дисфункциональные мотивы усыновления и сопутствующие трудности
Мотив третий – « Доброе дело».

Семья хочет

«сделать доброе дело», взять в семью ребёнка, заботясь о детях вообще и желая делом помочь им.

Детско-родительские отношения характеризуются симбиотической привязанностью, необходимостью для родителей постоянного выражения благодарности за их поступок.

Для приемных родителей характерна особая необходимость в любви, ее нехватка, что связано с недостатком любви в супружеской подсистеме.
Дисфункциональные мотивы усыновления и сопутствующие трудностиМотив третий – « Доброе дело».Семья хочет «сделать доброе дело», взять в семью

Слайд 12Дисфункциональные мотивы усыновления и сопутствующие трудности
Мотив четвертый – «Педагогический».

Семья берёт

ребёнка для реализации педагогических способностей, желая с помощью успешного воспитания сделать из «трудного» ребёнка достойного и успешного.

Здесь характерно тревожное ожидание «проявления плохого генофонда», недоверие к себе как к родителю, идеализация семейной ситуации.

Варианты поведения родителей: 1. обращения за помощью к врачам и психологам. 2. родители ставят воспитание на центральное место, изучая литературу, создавая сообщества.

Ярко выражен страх оказаться плохим родителем, стремление постоянно показывать и доказывать свою любовь и заботу к ребенку.
Дисфункциональные мотивы усыновления и сопутствующие трудностиМотив четвертый – «Педагогический». Семья берёт ребёнка для реализации педагогических способностей, желая

Слайд 13Дисфункциональные мотивы усыновления и сопутствующие трудности
Мотив пятый - «Возьму котенка».

 Одинокая женщина,

не имея собственной семьи, решает создать её путем усыновления ребёнка в неполную семью.

Для детско-родительских отношений характерна глубокая привязанность, трудности сепарации. Ребенок обязан сделать счастливой приемную мать, ведь для этого его и взяли. Ребенок функционально и психологически восполняет роль супруга, границы между детской и родительской подсистемой размыты.

Возникают трудности сепарации в подростковом возрасте, предьявляются ожидания, которые должны предъявляться супругу (например, должен быть с матерью всегда, поддерживать ее во всем и т.д.).
Дисфункциональные мотивы усыновления и сопутствующие трудностиМотив пятый - «Возьму котенка». Одинокая женщина, не имея собственной семьи, решает создать

Слайд 14Влияние тайны усыновления на внутрисемейные отношения
1) Наличие в семье тайны усыновления



Ребёнок не знает о том, что он приёмный.

Родители в страхе раскрытия тайны, тревожны, подозрительны, отношения между родителями и ребёнком теряют свою ясность.

Для ребёнка характерна тревожность, недостаток общения с близкими. Коммуникации в семье нарушены, внешние границы очень жесткие, семья закрыта от общества, настороженно относится ко всему, что за ее пределами.

Для таких семей характерна повышенная сплоченность и замкнутость, много правил, регулирующих коммуникации. Родители, рассказывающие кому-либо (врачу или психологу) тайну усыновления, вступают в коалицию с этим специалистом.
Влияние тайны усыновления на внутрисемейные отношения 1) Наличие в семье тайны усыновления Ребёнок не знает о том, что

Слайд 15Влияние тайны усыновления на внутрисемейные отношения
2) В семье была тайна усыновления,

но она была неожиданно раскрыта 

Ребёнок узнал о том, что он приёмный случайно.

Детско-родительские отношения отличаются недоверием к приёмным родителям у ребёнка, разочарованием всех членов семьи.

Для ребёнка характерна агрессия к родным и приёмным родителям, развиваются фантазии по поводу родных родителей. Страх потери семьи наблюдается как у ребёнка, так и у родителей.
Влияние тайны усыновления на внутрисемейные отношения 2) В семье была тайна усыновления, но она была неожиданно раскрыта Ребёнок узнал

Слайд 16Влияние тайны усыновления на внутрисемейные отношения
3) В семье формально отсутствует тайна,

но ребёнок знает только сам факт усыновления или у него недостаточно информации о нём.

У ребёнка нарушено представление о семье как о целом, о её границах, есть страх потери семьи.

Такие дети включают в семью посторонних людей, не могут назвать родственников, определить родственные отношения. В конце концов у ребенка возникает подспудное стремление к родной семье.
Влияние тайны усыновления на внутрисемейные отношения 3) В семье формально отсутствует тайна, но ребёнок знает только сам факт

Слайд 17Влияние тайны усыновления на внутрисемейные отношения
4) В семье нет тайны усыновления,

но обесценивается роль кровных родителей. 

Для ребёнка характерно негативное отношение к себе, так как обесценивая родных родителей, приемные родители частично обесценивают и самого ребенка.

Самим родителям семейные отношения представляются благополучными, идеализируются.
Влияние тайны усыновления на внутрисемейные отношения 4) В семье нет тайны усыновления, но обесценивается роль кровных родителей. Для ребёнка

Слайд 18Семейные правила, дисфункционально влияющие на детско-родительские отношения
1) Семьи с ригидностью семейных правил. 

Появление

ребенка сопряжено с необходимостью изменять привычки и правила всей семье, часто она к этому не готова.

Детско-родительские отношения отличаются холодностью, родители разочарованы в ребёнке, недовольны семейным функционированием.

Для ребёнка характерно негативное отношение к себе, недостаток эмоционально-личностного общения с приёмными родителями.
Семейные правила, дисфункционально влияющие на детско-родительские отношения1) Семьи с ригидностью семейных правил. Появление ребенка сопряжено с необходимостью изменять привычки

Слайд 19Семейные правила, дисфункционально влияющие на детско-родительские отношения
2) Семьи с жёсткими семейными ролями.



Если система принимает ребенка, и приходит в равновесие, то любое изменение социальной ситуации в дальнейшем может привести к расшатыванию системы.

В новой ситуации семья должна «приспособиться» к изменениям, но в силу ригидности семейных ролей и функций не может. Вследствие этого, либо возникает кризис, симптоматическое поведение, либо ребенка убирают из системы (например, госпитализируют).

Детско-родительские отношения сопровождаются неуверенностью родителей в ребёнке, разочарованиями в нём, отсутствием принятия ребёнка как целого. Для детей характерны агрессивные проявления, асоциальное поведение.
Семейные правила, дисфункционально влияющие на детско-родительские отношения2) Семьи с жёсткими семейными ролями. Если система принимает ребенка, и приходит

Слайд 20Семейные правила, дисфункционально влияющие на детско-родительские отношения
3) Ситуативная необходимость в приёмном ребёнке.

В случаях, когда через некоторое время после приема ребенка происходят изменения семейной ситуации, а ребенок был нужен для решения ситуативных задач, могут возникать проблемы в отношениях.

Например, если родители усыновили ребенка, так как родная дочь выросла и ушла из дома, то в случае, если она вернется жить к родителям, могут возникнуть проблемы в отношениях с приемным ребенком.

Семейные отношения в целом характеризуются конфликтностью, негативным отношением к приёмному ребёнку, негативным отношением к себе у ребёнка, недостатком эмоционально-личностного общения, негативным и агрессивным отношением к изменению семейной ситуации и некоторым членам семьи.
Семейные правила, дисфункционально влияющие на детско-родительские отношения3) Ситуативная необходимость в приёмном ребёнке. В случаях, когда через некоторое время

Слайд 21Необходимо обеспечить просвещение родителей в следующих областях:
Здоровье: важное значение придается безопасности

быта в доме приемного родителя, а также вне его: на улице, в школе. Убедиться, что все данные рекомендации по профилактике и лечению осуществляются. Забота о здоровье ребенка и его безопасности – важная часть в деятельности приемных родителей;
Необходимо обеспечить просвещение родителей в следующих областях:Здоровье: важное значение придается безопасности быта в доме приемного родителя, а

Слайд 22Образование:  объяснить, как развиваются познавательные интересы ребенка, какие успехи он имеет

в учебе, в школьной жизни, т.е. все то, что показывает, насколько хорошо ребенку в школе. Выявление трудностей в обучении, в школьной жизни, определение путей их преодоления, определение особенностей самосознания;

Необходимо обеспечить просвещение родителей в следующих областях:

Образование:  объяснить, как развиваются познавательные интересы ребенка, какие успехи он имеет в учебе, в школьной жизни, т.е.

Слайд 23Семья и круг общения : важность развития эмпатии, стабильность отношений в семьей,

отношения с родственниками, друзьями, реакция семьи на эти отношения; внешний вид и поведение в обществе, личная гигиена, как ребенок ощущает себя и ведет себя в различной обстановке, восприятие и адекватность позиции родителей;

Необходимо обеспечить просвещение родителей в следующих областях:

Семья и круг общения : важность развития эмпатии, стабильность отношений в семьей, отношения с родственниками, друзьями, реакция семьи

Слайд 24Эмоциональное и поведенческое развитие:  выяснение степени доверия к людям, стиля общения,

умение контролировать свое поведение. Определение наличия беспокойств и страхов у ребенка, способов преодоления трудностей эмоционального и поведенческого характера;

Необходимо обеспечить просвещение родителей в следующих областях:

Эмоциональное и поведенческое развитие:  выяснение степени доверия к людям, стиля общения, умение контролировать свое поведение. Определение наличия

Слайд 25Навыки самостоятельности:  оказание воспитательно-методической помощи

в приобретении ребенком навыков самодисциплины, подготовки домашнего задания, в освоении способов разрешения социальных проблем, помощь в приобретении навыков самообслуживания.

Необходимо обеспечить просвещение родителей в следующих областях:

Навыки самостоятельности:        оказание воспитательно-методической помощи в приобретении ребенком навыков самодисциплины, подготовки

Слайд 26Подарите детям любовь!

Подарите детям любовь!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть