Слайд 1
Духовно – нравственное воспитание обучающихся в современной школе
Слайд 2«Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков и юношества от
одной из самых больших бед – пустоты души и бездуховности…»
(В.А. Сухомлинский)
Слайд 3«Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…»
(В.А. Сухомлинский)
Слайд 4
В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и
нравственного воспитания обучающихся, поскольку это затрагивает как судьбы самих обучающихся, так и судьбу
современного общества.
Слайд 5
На каком фоне сегодня идёт формирование обучающихся?
Роль семьи в воспитании
сегодня чрезвычайно низка, общеобразовательная школа как социальный институт воспитания в настоящее время также испытывает определённые трудности.
Слайд 6
Серьёзное влияние на формирование ценностных ориентаций обучающихся оказывают СМИ, особенно
телевидение - наиболее влиятельное из них.
Слайд 7Чему учить и как воспитывать? Этот вопрос не раз задавал себе
каждый из нас.
Слайд 8
И все- таки, ключевая роль в духовно - нравственном
сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.
Слайд 9Каковы же наши традиционные источники нравственности?
Слайд 10
Это наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука,
религия, природа, человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:
Слайд 11
– Патриотизм: любовь к своей малой Родине, своему народу, служение Отечеству;
– гражданственность: закон
и порядок, правовое государство;
– социальная солидарность: свобода личности, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
Слайд 12
– человечество: мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества,
международное сотрудничество;
– наука: ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
– семья: любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших;
Слайд 13
– труд и творчество: уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и
настойчивость;
– традиционные религии: представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности,
Слайд 14
– искусство и литература: красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл
жизни, эстетическое развитие;
– природа: эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
Слайд 15
Базовые ценности должны лежать
в основе уклада школьной жизни, определять урочную,
внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся.
Слайд 16
Духовно-нравственное развитие гражданина - это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой
сферы, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.
Слайд 17
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать
происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.
Слайд 19В представлениях детей о главных человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными,
и соответственно, среди желаний детей преобладают узколичные, "продовольственно-вещевые" по характеру.
Слайд 20Какие проблемы личного плана волнуют Вас больше всего?
Взаимоотношения в семье –
49
Здоровье – 44
Учёба – 28
Будущая карьера – 13
Любовь – 12
Взаимоотношения с одноклассниками – 4
Взаимоотношения с учителями – 3
Возможность заработка – 2
Проведение свободного времени – 2
Нормальное питание – 0
Покупка одежды и других вещей - 0
Слайд 21Уровень ориентации на традиционные гуманистические ценности
Справедливость – 23
Счастье – 16
Свобода –
15
Добро – 12
Честь, достоинство и совесть – 11
Дружба - 6
Миролюбие – 5
Патриотизм – 8
Милосердие – 3
Вера и идеалы – 2
Истина – 2
Коллективизм - 1
Слайд 22Чему жизненно важному учит Вас школа?
Самостоятельности и уверенности в себе –
65
Умению общаться – 58
Уважению к людям, человеколюбию – 46
Дружбе – 44
Самопознанию – 39
Доброте – 35
Творческому отношению к жизни – 32
Организаторским умениям – 30
Жизнелюбию – 11
Преданности – 10
Ничему не учит – 11
Затрудняюсь ответить - 12
Слайд 23Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности школьника состоит в том,
чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов.