Слайд 1ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
Подготовил:
Заместитель начальника
Управления качества образования
Морозов Иван Анатольевич
САМАРА
- 2013
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Самарская государственная областная академия (Наяновой)
Слайд 2Правовая основа
Основными нормативными документами, определяющими реализацию основного общего образования, является Федеральные
государственные образовательные стандарты общего образования:
ФГОС НОО утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «06» октября 2009 г. № 373
ФГОС ООО утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897
ФГОС СОО утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» мая 2012 г. № 413
Стандарт разработан как общественный договор между личность, обществом и государством.
Слайд 3Правовая основа
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
(далее – КДНРВ) является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. КНДРВ разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации.
Слайд 4Место КДНРВ в ФГОС ООО
Раздел 1 «Общие положения» п.3 «Стандарт разработан
с учётом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации».
Раздел 1 «Общие положения» п.4. «Стандарт направлен на обеспечение:
формирования российской гражданской идентичности обучающихся;
… сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка, возможности получения основного общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
…
духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья; …»
Слайд 5Место КДНРВ в ФГОС ООО
Раздел 1 «Общие положения» п.6 «Стандарт ориентирован
на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»):
любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
…
социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; …».
Слайд 6Место КДНРВ в ФГОС ООО
Раздел 2 «Требования к результату освоения основной
образовательной программы основного общего образования» п.8 «Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
личностным, включающим сформированность… ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме … ».
Слайд 7Место КДНРВ в ФГОС ООО
Раздел 2 «Требования к результату освоения основной
образовательной программы основного общего образования» п.9 «Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
Слайд 8Место КДНРВ в ФГОС ООО
Раздел 2 «Требования к результату освоения основной
образовательной программы основного общего образования» п.9 «Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи».
Слайд 9Место КДНРВ в ФГОС ООО
Раздел 2 «Требования к результату освоения основной
образовательной программы основного общего образования» в рамках требований к предметным результатам в п. 11.4 сформулированы требования к образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Данная предметно-образовательная область является важнейшим компонентом программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Слайд 10Место КДНРВ в ФГОС ООО
Раздел 3 «Требование к структуре основной образовательной
программы» п.13 « Основная образовательная программа основного общего образования определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих, физических способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся».
Слайд 11Место КДНРВ в ФГОС ООО
Раздел 3 «Требование к структуре основной образовательной
программы» п.14 «Основная образовательная программа основного общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный. … Содержательный раздел должен определять общее содержание основного общего образования и включать образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:
… программу воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни …».
Слайд 12Место КДНРВ в ФГОС ООО
Раздел 3 «Требование к структуре основной образовательной
программы» п.18.2.3 « Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования должна быть построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа России».
Слайд 14Структура программы ДНРВ
1) цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, описание ценностных ориентиров, лежащих в ее основе;
2) направления деятельности по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации, профессиональной ориентации обучающихся, здоровьесберегающей деятельности и формированию экологической культуры обучающихся, отражающие специфику образовательного учреждения, запросы участников образовательного процесса;
3) содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по каждому из направлений духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся;
Слайд 15Структура программы ДНРВ
4) формы индивидуальной и групповой организации профессиональной ориентации обучающихся
по каждому из направлений («ярмарки профессий», дни открытых дверей, экскурсии, предметные недели, олимпиады, конкурсы);
5) этапы организации работы в системе социального воспитания в рамках образовательного учреждения, совместной деятельности образовательного учреждения с предприятиями, общественными организациями, в том числе с системой дополнительного образования;
6) основные формы организации педагогической поддержки социализации обучающихся по каждому из направлений с учётом урочной и внеурочной деятельности, а также формы участия специалистов и социальных партнёров по направлениям социального воспитания;
Слайд 16Структура программы ДНРВ
7) модели организации работы по формированию экологически целесообразного, здорового
и безопасного образа жизни, включающие в том числе рациональную организацию учебно-воспитательного процесса и образовательной среды, физкультурно-спортивной и оздоровительной работы, профилактику употребления психоактивных веществ обучающимися, профилактику детского дорожно-транспортного травматизма, организацию системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса;
8) описание деятельности образовательного учреждения в области непрерывного экологического здоровьесберегающего образования обучающихся;
9) систему поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся (рейтинг, формирование портфолио, установление стипендий, спонсорство и т.п.);
Слайд 17Структура программы ДНРВ
10) критерии, показатели эффективности деятельности образовательного учреждения в части
духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся (поведение на дорогах, в чрезвычайных ситуациях);
11) методику и инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся;
12) планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.
Слайд 19Место КДНРВ в ФГОС ООО
Раздел 4 «Требования к условиям реализации основной
образовательной программы основного общего образования» п. 21 «Условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать для участников образовательного процесса возможность: … формирования социальных ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности…».
Слайд 20Принципы реализации программы ДНРВ
Принцип ориентации на идеал.
Аксиологический принцип.
Принцип следования нравственному
примеру.
Принцип диалогического общения со значимыми другими.
Принцип идентификации и персонификации.
Принцип политсубъектности воспитания.
Принцип совместного решения личностно и общественно-значимых проблем.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания.
Слайд 21Субъектное взаимодействие
Концепция ДНРВ представляет собой ценностно‑нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с
другими субъектами социализации — семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно‑нравственного развития и воспитания обучающихся.
Слайд 22Воспитание в историческом контексте
Каждая эпоха создает идеализированное представление о человеке во
взаимодействии школы с другими социальными институтами. Среди особенностей этого взаимодействия можно выделить, по крайней мере, две особенности:
Важнейший элемент воспитания – воспитание через традицию.
Воспитательный идеал сохраняет преемственность по отношению прошлых эпох.
Слайд 23Генезис воспитательных идеалов
Задание. В истории Росси можно выделить, по крайней мере,
четыре идеала, которые соответствовали той или иной
исторической эпохе. Сформулируйте воспитательные идеалы
для каждой из эпох .
Работа по группам.
Время выполнения зависит от уровня стартовых возможностей
Аудитории и составляет 3-5 минут.
Слайд 24Генезис воспитательных идеалов
Между воспитательными идеалами существует слабая
преемственность относительно друг друга.
Однако, современный
воспитательный идеал не должен быть антагонистичным по
отношению к идеалам прошлых эпох.
Слайд 25Современный воспитательный идеал
Сегодня, на новом этапе развития Российской Федерации, при определении
современного национального воспитательного идеала необходимо в полной мере учитывать: преемственность современного национального воспитательного идеала по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых эпох; духовно‑нравственные ценности, определённые в соответствии с действующим российским законодательством; внешние и внутренние вызовы, стоящие перед Россией.
Слайд 26Современный воспитательный идеал
Современный национальный воспитательный идеал определяется: в соответствии с национальным
приоритетом; исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох; согласно Конституции Российской Федерации; согласно Федеральному закону от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в реализации основных принципов государственной политики (ст. 3) и содержания образовательных программ (ст. 12).
Слайд 27Современный воспитательный идеал
Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный
гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Слайд 28Базовые национальные ценности
В качестве фундамента воспитания выступают базовые национальные ценности. Базовые
национальные ценности — основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально‑исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.
Слайд 29Базовые национальные ценности
Процесс воспитания – это процесс передачи ценностей. Духовно‑нравственное развитие
гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей: семейной жизни; культурно‑регионального сообщества; культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской религии; российской гражданской нации; мирового сообщества.
ОУ имеет право расширять и конкретизировать эти ценности.
Слайд 30Базовые национальные ценности
Базовые национальные ценности служат основой для отбора содержания при
реализации инвариантных и вариативных программ. На ряду с этим, они обеспечивают содержание, формы и методы педагогического взаимодействия школы, семьи, традиционных религиозных и общественных организаций и других субъектов социализации обучающихся.
Слайд 31Базовые национальные ценности
патриотизм;
социальная солидарность;
гражданственность;
семья;
труд и творчество;
наука;
традиционные
российские религии;
искусство и литература;
природа;
человечество.
Слайд 32Базовые национальные ценности
Задание. Наполните содержанием понятия базовых ценностей на основе Вашего
понимания.
Задание выполняется в группах. Время на выполнение задания в зависимости от возможностей слушателей и количества групп 7-12 минут.
Слайд 33Резюме
Программа ДНРВ лишь некий инструмент решения проблем воспитания.