Слайд 1Достижение метапредметных результатов через учебно – исследовательскую и проектную деятельность
Бегашева Ирина
Станиславовна
старший преподаватель кафедры естественно – математических дисциплин ГБУ ДПО ЧИППКРО
Слайд 2Метапредметные результаты
Освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия, способность их
использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории
Слайд 3Метапредметные результаты
умение самостоятельно определять цели своего обучения
умение самостоятельно планировать пути достижения
целей
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи
Слайд 4Метапредметные результаты
владение основами самоконтроля, самооценки,
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
Слайд 5Метапредметные результаты
смысловое чтение
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
формирование и развитие ИКТ– компетенции
Слайд 6Основы учебно – исследовательской и проектной деятельности
Слайд 7Определение разницы
между проектом и исследованием
ПРОЕКТ
ИССЛЕДОВАНИЕ
Слайд 8Проектирование и исследование
Проект – это одноразовая, не повторяющаяся деятельность или совокупность
действий, в результате которых за определенное время достигаются четко поставленные цели
Исследование – это процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека
Слайд 9Проектирование и исследование
Слайд 11Деятельность учителя и учащихся при выполнении учебно-исследовательской и проектной деятельности включает
последовательность определенных действий
Действия учащихся
1. Ученик выбирает тему
Темы исследований вывешиваются в начале года, каждый ученик может выбрать из предложенного списка тему или предложить собственную тему.
2. Ученик разбирается в теме
Тема должна быть сформулирована так, чтобы можно было самостоятельно начать ее решать. При первой договоренности о сотрудничестве учитель говорит примерно следующее: «Когда сделаешь все, что сможешь, придешь показать – обсудим».
3. Ученик читает литературу
Здесь все зависит от решаемой задачи и от осведомленности руководителя. Иногда учитель может порекомендовать книгу или статью, иногда ученик ищет необходимую литературу сам. Главное, что у него нет обязанности, что-то изучить по теме, он обращается к литературе тогда, когда все собственные резервы исчерпаны, а решение не найдено
Слайд 124. Ученик решает задачу (часть задачи)
Самый индивидуальный пункт, корректируется индивидуально
5. Ученик
оформляет исследование (эксперимент)
Для многих это трудная часть. Текст пишется по ходу работы и сразу обсуждается с учителем. Текст может создаваться совместно учеником и учителем – это тоже форма обучения
6. Ученик готовится к устному выступлению
Создание плана выступления и его репетиция - это совместное творчество ученика и учителя. Учитель рекомендует ученикам прорепетировать свой доклад дома или в группе друзей
Ученик выступает и отвечает на вопросы при отчете о своей работе
При обсуждении работы слушатели могут выдвигать новые гипотезы, предлагают другие пути решения задачи или обобщения. В этом случае автор работы с одной стороны получает эмоциональный заряд от заинтересованности к его работе, с другой стороны в свете критических замечаний начинает по-другому видеть свою работу или сделанный им доклад
Слайд 13Учитель НЕ делает
Учитель не подсказывает прямо хода выполнения работы, если этот
ход ему известен
Учитель не мешает ученику двигаться в выбранном направлении, даже если учителю кажется, что путь заведомо ложный (кстати, бывает, что учитель в этом ошибается)
Учитель не требует изучения определенного корпуса литературы, а только советует, что может ученику помочь
Учитель не ставит жестких промежуточных сроков и подстраивается под ритм работы, удобный ученику. Некоторые дети работают над темой регулярно, некоторые урывками, откладывая проблему на 2-3 недели; главное, чтобы ученик нашел свой ритм исследовательской работы
Слайд 15
Учебное исследование – это деятельность учащихся по овладению исследовательским способами учебных
действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных учителем на основе внешнего контроля и оценки, переходящие в самоконтроль и самооценку.
Характерные признаки
1) учебное исследование – это процесс поисковой познавательной деятельности (изучение, выявление, установление чего-либо)
2) учебное исследование всегда направлено на получение новых знаний, то есть исследование всегда начинается с потребности узнать что-либо новое
3) учебное исследование предполагает самостоятельность учащихся при выполнении задания
4) учебное исследование должно быть направлено на реализацию дидактических целей обучения
Слайд 16Учебное исследование
Научно-исследовательская деятельность - совокупность действий и операций, которые позволили
бы учащимся самостоятельно, творчески разрабатывать тему своего исследования на достаточно высоком научном уровне
Учебно-исследовательская деятельность – это овладение учащимися технологией исследования, знакомство с техникой эксперимента, с научной литературой, методикой представления результатов исследования
Слайд 17Этапы
исследовательской деятельности
Распределите этапы исследовательской деятельности по порядку
Выдвижение гипотезы
Выбор методов
Определение предмета
исследования
Оформление результатов работы (письменная работа)
Устная защита (презентация + доклад)
Накопление информации
Постановка проблемы
Выбор темы исследования
Формулирование объекта исследования
Определение цели исследования
Постановка задач исследования
Представление выводов, заключения по исследованию
Обоснование актуальности исследования
Слайд 18Этапы
исследовательской деятельности
Выбор темы исследования
Накопление информации
Обоснование актуальности исследования
Постановка проблемы
Формулирование объекта исследования
Определение
предмета исследования
Определение цели исследования
Постановка задач исследования
Выдвижение гипотезы
Выбор методов исследования
Представление выводов, заключения по исследованию
Оформление результатов работы (письменная работа)
Устная защита (презентация + доклад)
Слайд 19Структура содержания исследовательской работы
1.Титульный лист
2.Оглавление
3.Введение
4.Основная часть
5.Заключение
6.Список литературы
7.Приложение
Слайд 20Основные понятия
Сформулируйте понятия, необходимые для написания Введения
Слайд 23Темы исследований
Влияние Луны на живые организмы
Влияние активности Солнца на некоторые аспекты
жизнедеятельности человека
Влияние магнитного поля на спектры звезд
Влияние невесомости на организм человека
Проблемы подготовки космонавтов к длительным космическим полетам
Слайд 25Проект
Проект – это пять «П»
1. Проблема
2. Проектирование (планирование)
3. Поиск информации
4. Продукт
(создание проектного продукта)
5. Презентация проектного продукта
Слайд 27Практико – ориентированный проект
Практико-ориентированный проект - это проект, который нацелен
на социальный интерес самих участников проекта
Продукт заранее определен и может быть использован в жизни группы, класса, школы, микрорайона, города, государства
Слайд 28Информационный проект
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении
с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории
Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в Интернете
Слайд 29Творческий проект
Творческий проект предполагает максимально свободный нетрадиционный подход к оформлению результатов.
Это могут быть игры, выставки, видеофильмы и т.д.
Слайд 30 Социальный проект
Социальный проект это программа реальных действий, в основе которой
лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения. Ее реализация будет способствовать улучшению социальной ситуации в конкретном регионе, социуме. Это один из способов участия в общественной жизни путем практического решения насущных социальных проблем
Слайд 31Классификация проектов
По количеству участников
индивидуальный
групповой
коллективный (группа, класс, ОУ)
муниципальный
городской
Слайд 32По предметно-содержательной области
Монопредметный проект – проводится в рамках одного учебного
предмета (учебной дисциплины) по наиболее сложной теме и укладывается в классно-урочную систему
Межпредметный проект – проект, предполагает использование знаний по двум и более дисциплинам. Используется во внеурочной деятельности
Надпредметный (внепредметный) проект выполняется на стыках разных областей знаний и выходит за рамки одного предмета. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования
Слайд 33Состав проектной папки
титульный лист
паспорт проекта
планы выполнения проекта и отдельных
его этапов
промежуточные отчеты
вся собранная информация по теме проекта (ксерокопии, распечатки из Интернета)
результаты исследований и анализа
записи всех идей, гипотез и решений
эскизы, чертежи, наброски продукта
материалы к презентации продукта (сценарий)
Слайд 34Этапы разработки учебного проекта
Распределите этапы проектной деятельности по порядку
анализ успехов и
ошибок, поиск способов коррекции ошибок, исправление проекта в соответствии с реальным состоянием дел
мотивация, целеполагание, осознание проблемной ситуации, выбор темы, постановка цели проекта
сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы
представление содержания работы, обоснование выводов, защита проекта
исследование проблемы, темы, сбор и обработка данных, получение нового продукта, результата проектной деятельности за счет выполнения определенных действий, интерпретации результатов, возможно графическое представление результатов, оформление документации
общее планирование, построение конкретного плана деятельности, распределение заданий в работе с учетом выбранной позиции
Слайд 35Этапы разработки учебного проекта
1. Подготовительный (мотивация, целеполагание, осознание проблемной ситуации, выбор темы,
постановка цели проекта)
2. Проектировочный (общее планирование, построение конкретного плана деятельности, распределение заданий в работе с учетом выбранной позиции)
3. Практический (исследование проблемы, темы, сбор и обработка данных, получение нового продукта, результата проектной деятельности за счет выполнения определенных действий, интерпретации результатов, возможно графическое представление результатов, оформление документации)
4. Аналитический (сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы)
5. Контрольно-корректировочный (анализ успехов и ошибок, поиск способов коррекции ошибок, исправление проекта в соответствии с реальным состоянием дел)
6. Заключительный (представление содержания работы, обоснование выводов, защита проекта)
Слайд 36Формы продуктов проектной деятельности
web-сайт
анализ данных социологического опроса
бизнес-план
видеофильм
видеоклип
выставка, коллекция
газета, журнал
законопроект
словарь, каталог
сценарий
учебное пособие
карта,
атлас
макет, модель
мультимедийный продукт
пакет рекомендаций
праздник
публикация
путеводитель
серия иллюстраций
сборник
справочник
статья
Слайд 37Паспорт проекта
Название проекта
Руководитель проекта
Консультанты проекта
Состав проектной группы (ФИО учащихся, группа)
Тип проекта
(реферативный, информационный, исследовательский, творческий, практический, социальный)
Цель проекта
Задачи проекта
Необходимое оборудование
Продукт
Этапы работы над проектом
Слайд 38Хороший проект должен
иметь практическую ценность
предполагать проведение учащимися самостоятельных исследований
быть в
одинаковой мере непредсказуемым как в процессе работы над ним, так и при ее завершении
быть гибким в направлении работы и скорости ее выполнения
предполагать возможность решения актуальных проблем
давать учащемуся возможность учиться в соответствии с его способностями
содействовать проявлению способностей учащихся при решении задач более широкого спектра
способствовать налаживанию взаимодействия между учащимися
Слайд 39Темы проектов
Астрономия и естественные науки
Эпиграфы к урокам астрономии
Астрономия в картинках
Есть ли
чудеса за пределами нашей планеты?
Космические технологии в повседневной жизни человека
Две минуты астрономического счастья
Идеи космоса в художественном искусстве
Манящий мир космоса
Сказки звёздного неба