Слайд 1Профессиональное становление педагога (профессионально-личностный рост)
«Человек не свободен от условий. Но
он свободен занять позицию по отношению к ним»
(В. Франкл).
Слайд 2Актуальность темы
Общий контекст: существенно расширяется пространство педагогической деятельности (Профессиональный стандарт педагога,
Е.А. Ямбург)
Противоречие между современными требованиями к профессионально-личностной компетентности педагога и актуальным уровнем этой компетентности
Проблема профессионально-личностного роста педагога (в том числе, в процессе получения профессионального образования)
Проф.-личн. рост педагога (этапы, кризисы)
Цель проф.-личн. роста (идеальный уровень проф.-личн. компет.)
Поле возможностей (объективных ресурсов) проф.-личн. роста педагога
50%
100%
Препятствия роста
Проблемы роста
Ресурсы роста
Профессиональные нормы и требования
Актуальный уровень развития проф.-личн. компетентности педагога
Слайд 41. Личность педагога
В современных условиях образование требует полноценных личностей педагогов, поскольку
основное «орудие» труда учителя – его собственная личность, профессиональная зрелость которой позволяет находить оптимальные решения в постоянно меняющейся «производственной ситуации»» (К.М. Левитан).
Слайд 5Интегративные характеристики личности педагога:
Профессиональное самосознание («Я-концепция» как система представлений о себе
и отношений к себе);
Профессиональная направленность (система ведущих мотивов и ценностных ориентаций);
Профессиональные способности (проектировочные, организаторские, коммуникативные и др.);
Саморегуляция психо-эмоционального состояния и профессионального поведения;
и др.
Слайд 6Личностно-профессиональная компетентность - способность и готовность человека к продуктивной жизнедеятельности в
целом и к профессиональной деятельности; личностная зрелость человека.
Личностно-профессиональные компетенции – свойства личности, обеспечивающие успешное решение задач личностного и профессионального развития.
Слайд 72. Педагогическая деятельность как поле возможностей для профессионально-личностного роста
Полифункциональность педагогической
деятельности:
Воспитательно-развивающая
Обучающая
Методическая
Управленческая
Научно-исследовательская
Коммуникативная
Социально-коммуникативная
И др.
Слайд 8 Образовательная среда как система возможностей для…
Образовательная среда - система условий,
влияющих на формирование личности, а также совокупность содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении возможностей для саморазвития учащихся (В.А. Ясвин) –
УКЛАД ЖИЗНИ В КОНКРЕТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Слайд 9Компоненты ОС (В.А. Ясвин)
Пространственно-предметный — помещения для занятий и вспомогательных служб,
здание в целом, прилегающая территория и т.п.;
Социальный — характер взаимоотношений всех субъектов образовательной деятельности (учащихся, педагогов, родителей, администраторов и др.);
Психодидактический — содержание и методы обучения, обусловленные психологическими целями построения образовательного процесса.
Слайд 10НО!!! Характер влияний и условий может быть разным:
Среда может позитивно влиять
на личность;
Среда может негативно влиять на личность;
Среда может быть нейтральной (то есть не оказывать на личность значимого влияния)
Слайд 113. Профессионально-личностный рост
Профессиональное развитие – прогрессивно-регрессивный процесс, имеющий определенную стадиальность, сопровождающийся
кризисами, предполагающий расширение сферы социального, профессионального и личностного опыта и приводящий к качественным изменениям личности
Слайд 12Основные аспекты развития:
Количественный (экстенсивный) - «наращивание» личности через расширение опыта и
освоение ролей (проблема «Я и маска», «Самость и Персона» …)
Качественный (интенсивный) - изменения в личности – ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ
Слайд 13Рост – актуализация внутренних ресурсов человека.
Рост – мера «использования» человеком своих
личностных свойств в целях развития личности (мера владения своей личностью как психологическим инструментом решения социальных, профессиональных, личностных задач).
Рост – формирование своего «лица» в деятельности, выработка индивидуального стиля деятельности.
Слайд 14Этапы и кризисы профессионального развития (Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк)
Слайд 15Кризисы профессионального развития – непродолжительные по времени периоды кардинальной перестройки профессионального
сознания, сопровождающиеся изменением вектора профессионального развития (Э.Э. Сыманюк).
В основе кризиса – противоречие между актуальными потребностями личности и объективными возможностями их удовлетворения.
Слайд 16Препятствия и проблемы профессионально-личностного роста
Препятствия – объективные факторы, затрудняющие профессионально-личностный рост
педагога и повышение его профессионально-личностной компетентности (отсутствие поддержки близких, недостаток опыт, неблагоприятные жилищно-бытовые условия, низкий уровень материальной компенсации и др.)
Слайд 17Проблемы – субъективные факторы, затрудняющие профессионально-личностный рост педагога и повышение его
профессионально-личностной компетентности
(неадекватная самооценка, низкий уровень персональной ответственности, неадекватные ожидания и требования, стереотипы восприятия и ригидность мышления и др.)
Слайд 18Ресурсы профессионально-личностного роста-
субъективные факторы, обеспечивающие человеку успешное решение проблем, преодоление
препятствий, решение задач профессионально-личностного роста и, соответственно, повышение уровня его профессионально-личностной компетентности
Слайд 19Ресурсы:
Одиночество (позитивное одиночество, уединение)
Свобода и ответственность
Творчество
Вера
Смыслы
Способ отношения к другому человеку
И др.
Слайд 204. От чего зависит, будут ли реализованы возможности, потенциально содержащиеся в
ОС для развития личности педагога?
От личности педагога
От характера связи (взаимодействия) личности с образовательной средой (И.Н. Емельянова)
Слайд 21Механизмы взаимодействия личности с образовательной средой (актуализации возможностей среды)
Адаптация (пассивное подчинение
обстоятельствам)
Реализация в непрофессиональной сфере
Защита («уход в себя», агрессия, профессиональная дезориентация и нравственная деградация)
Активное взаимодействие (целенаправленность действий, ответственность)
Творчество (продуктивное взаимодействие, «обогащение» среды, И.Н. Емельянова)
Слайд 22Задание: Разработать идеальную модель профессионально-личностного роста педагога
Отразить в модели следующие основные
параметры:
Компоненты образовательной среды (возможности для профессионально-личностного роста)
Личность педагога (профессионально-личностные компетенции)
Механизм(ы) связи личности педагога с образовательной средой