Слайд 1Дизартрия – нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого
Слайд 2Основными клиническими признаками дизартрии являются нарушение мышечного тонуса в речевой мускулатуре,
ограниченная возможность произвольных артикуляционных движений из-за парезов или параличей, нарушение голосообразования и дыхания. Основными показателями при диагностике дизартрий по степени поражения являются мимика, дыхание, голосообразование, рефлекторные движения языка, произвольные движения языком и губами, гиперкинезы, синкинезии, звукопроизношение.
Слайд 3Речевое развитие детей с дизартрией
Начинают поздно говорить
Недостаточное накопление активного словаря
Отклонения в формировании и развитии грамматического строя речи
Активный и пассивный словарный запас значительно отличается по объёму. Пассивный словарь шире активного.
В грамматическом строе речи-пропуск предлогов.
Слайд 4Физический статус детей-дизартриков
Общая физическая слабость
Маленький рост
Узкая грудная клетка
Двигательная
недостаточность (нарушения равновесия и координации движений)
Вегетативная нервная система :
потливость верхних и нижних конечностей, повышенное слюноотделение и слюнотечение.
Слайд 5Психологический статус
Возможны нарушения эмоционально-волевой сферы, которая проявляется в пугливости, повышенной возбудимости
ребёнка, чрезмерной чувствительности ко всем раздражителям или наоборот в вялости, пассивности, безынициативности, двигательной заторможенности.
Характерны повышенная утомляемость, неустойчивое, рассеянное внимание, трудности в переключении, ослабленная память, низкий интеллектуальный уровень.
Слайд 6Современные подходы к диагностическому обследованию детей с разными формами дизартрии.
Формы дизартрий
Бульбарная
Псевдобульбарная
Подкорковая (экстрапирамидная)
Мозжечковая
Корковая
Слайд 7Псевдобульбарная дизартрия
Лёгкая степень:
Отсутствие грубых нарушений моторики артикуляционного аппарата. Медленные, недостаточно
точные движениях языка, губ. Произношение нарушено вследствие недостаточно чёткой артикуляционной моторики, речь несколько замедленная, характерна смазанность при произнесении звуков. Чаще страдает произношение сложных по артикуляции звуков: ж,ш,р,ц,ч. Звонкие звуки произносятся с недостаточным участием голоса.
Слайд 8Псевдобульбарная дизартрия
Трудны для произношения мягкие звуки, требующие добавления к основной артикуляции
подъёма средней части спинки языка к твёрдому нёбу.
Некоторые трудности в звуковом анализе.
При письме специфические ошибки замены звуков (т-д, ч-ц и др.)
Основной дефект-нарушение фонетической стороны речи.
Слайд 9Псевдобульбарная дизартрия
Средняя степень:
Характерна амимичность. Ребёнок не может надуть щёки, вытянуть
губы, плотно сомкнуть их. Движения языка ограничены. Ребёнок не может поднять кончик языка вверх, повернуть его вправо, влево, удержать в данном положении. Значительную трудность представляет переключение от одного движения к другому. Мягкое нёбо бывает часто малоподвижным голос имеет назальный оттенок. Характерно обильное слюнотечение. Затруднены акты жевания и глотания.
Слайд 10Псевдобульбарная дизартрия
Следствием нарушения функции артикуляционного аппарата является тяжёлый дефект произношения. Речь
таких детей обычно очень невнятная, смазанная, тихая. Нечёткая артикуляция гласных: звуки а и у недостаточно чёткие, звуки и и ы обычно смешиваются. Из согласных чаще бывают сохранены п, т, м, н, к, х. Звуки ч и ц, р и л произносятся приближённо, как носовой выдох с неприятным «хлюпающим» призвуком. Чаще звонкие согласные заменяются глухими. Нередко звуки в конце слова и в сочетаниях согласных опускаются.
Слайд 11Тяжёлая степень-анартрия:
Характеризуется глубоким поражением мышц и полной бездеятельностью речевого аппарата.
Лицо ребёнка ,страдающего анартрией, маскообразное, нижняя челюсть отвисает, рот постоянно открыт. Язык неподвижно лежит на дне ротовой полости, движения губ ограничены. Затруднены акты жевания и глотания. Речь отсутствует полностью, иногда имеются отдельные нечленораздельные звуки.
Слайд 12Особенности псевдобульбарной дизартрии
Сохранение ритмического контура слова.
Сложности произношения слов со стечением согласных.
Выраженные
затруднения в звуковом анализе,
что является недостаточным для усвоения грамоты. Наибольшее количество ошибок приходится на замены букв.
Неправильное употребление предлогов, неверные синтаксические связи в предложении.
Неточное употребление многих слов.
Расхождение между активным и пассивным словарём.
Недостаточное владение грамматическими средствами языка.
Чтение большей частью послоговое, интонационно не окрашенное.
Понимание читаемого текста недостаточное.
Слайд 13Обследование
1.Состояние мимической мускулатуры в покое и при различных двигательных нагрузках.
2.Особенности строения
и дефекты анатомического характера артикуляционного аппарата( губы, зубы, язык, твёрдое нёбо, мягкое нёбо).
3.Обследование артикуляционной моторики:
-Движения губ: смычка, оскал, вытягивание вперёд.
-Движения нижней челюсти: открывание и закрывание рта.
-Движения языка: вперёд-назад, вверх-вниз, вправо-влево, распластывание языка, высовывание «жалом».
Слайд 14Обследование
4.Состояние мягкого нёба: поднимание нёбной занавески при энергичном произнесении звука а,
наличие или отсутствие утечки воздуха через нос при произнесении гласных звуков, равномерность утечки, наличие или отсутствие глоточного рефлекса.
5.Состояние звукопроизношения по общепринятой методике. Отмечаются особенности артикуляции, чёткость движений, входящих в артикуляционную установку звуков, плавность перехода от одного звука к другому в стечении согласных, появление призвуков.
Слайд 15Обследование
6.Особенности различения речевых звуков.
7.Соварь.
8.Грамматический строй речи.
9.У детей школьного возраста выявляют навыки
сформированности звукового анализа:
-Выделение ударного гласного из начала слова.
-Узнавание слов, имеющих исследуемый звук.
-Подбор слов, начинающихся с исследуемого звука.
-Отбор картинок, названия которых начинаются с исследуемого звука.
-Распределение картинок, названия которых начинаются с наиболее часто смешиваемых звуков.
-Определение порядка следования звуков в слове и места каждого из них.
Слайд 16Обследование
У детей, уже обучившихся грамоте, обследуют навыки письма и чтения.
-Дают буквенный,
словарный, диктант из отдельных предложений.
Выявленные ошибки анализируют и затем классифицируют в определённые группы: специфические ошибки; ошибки, отражающие общее речевое недоразвитие учащихся.
-Проверяется умение читать отдельные буквы, слова различного слогового состава, специально подобранные тексты и осмысливать прочитанное.
Слайд 17Планирование системы коррекционной работы
Логопедическая работа дифференцируется в зависимости от форм дизартрии,
от возраста ребёнка, уровня его речевого и интеллектуального развития.
Строится работа с учётом структуры дефекта, по определённой системе и нацелена на развитие всех сторон речевой деятельности ребёнка.
Логопедическую работу необходимо начинать в младшем дошкольном возрасте. Осуществляется работа поэтапно.
Слайд 18Планирование системы коррекционной работы
1. этап подготовительный
Цель: подготовка органов артикуляции к формированию
необходимых артикуляционных укладов, к созданию необходимых условий для полноценного дыхания, голосообразования, в воспитании у ребёнка коммуникативной потребности.
2. этап
Постановка, автоматизация и дифференциация звуков.
3. этап
Осуществляется формирование речевой коммуникации всех её звеньев.
Слайд 19Планирование системы коррекционной работы
Основные задачи:
1. Обучение звукопроизношению, т.е. развитие артикуляционной моторики,
речевого дыхания, постановка и закрепление звуков в речи.
2. Развитие фонематического восприятия, Формирование навыков звукового анализа.
3. Нормализация просодической стороны речи, т.е. преодоление расстройств ритма, мелодики и интонационной стороны речи.
4. Коррекция проявлений общего недоразвития речи.
Слайд 20Планирование системы коррекционной работы
1. Развитие подвижности артикуляционного аппарата.
Возбуждение иннервации лицевой мускулатуры:
массаж лицевой мускулатуры, губ, языка.
-Упражнения для мимических мышц лица.
-Артикуляционная гимнастика: пассивная и активная.
2. Развитие дыхания.
3. Коррекция голоса.
4.Формирование звукопроизношения.
Слайд 21Особенности постановки и автоматизации звуков
Первая группа звуков, которые необходимо поставить и
закрепить в речи, включает в себя фонемы, наиболее лёгкие в артикуляционном отношении и далёкие друг от друга акустически. Это звуки а,п,у,м,к,ы,н,х,в,о,т,с,л .Данные звуки как наиболее простые часто можно отрабатывать до нормы. Попутно на этих фонемах ведётся работа по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа.
Слайд 22Особенности постановки и автоматизации звуков
В выраженных случаях артикуляционных расстройств постановка этих
звуков требует специальной помощи. Используя зрение, тактильно-вибрационную чувствительность, логопед объясняет и помогает ребёнку произвести движения, необходимые для произнесения того или иного звука, и кинестетически ощутить их.
Существенную помощь оказывает чёткое произношение данного звука логопедом в момент артикулирования ребёнком, т.к. при этом недостаточно чёткие кинестетические впечатления от собственного неполноценного произношения восполняются у ребёнка за счёт восприятия чужой речи.
Слайд 23Особенности постановки и автоматизации звуков
Работая над постановкой звуков, логопед должен добиться
хотя бы приближённого их произношения. На первых порах даже владение ребёнком аналогом звука чрезвычайно важно для его различения, поскольку таким образом формируется соотношение между артикуляционными и слуховыми образами звука.
На этом этапе ведётся систематическая работа по развитию фонематического восприятия (учат узнавать гласные звуки в ряду гласных, анализировать звуковой ряд из 2-3 согласных фонем) и проводятся упражнения по дифференциации звуков, наиболее противопоставленных друг другу по артикуляционным признакам( п-м,м-н, к-х, т-с, а,у,о,ы). В процессе этих упражнений создаётся база для усвоения остальных звуков.
Слайд 24Особенности постановки и автоматизации звуков
Следующую группу звуков, которые предстоит изучать, составляют
фонемы, сложные по артикуляции. Это звонкие, шипящие согласные , аффрикаты и звук Р.
На упражнения по различению и дифференциации звуков отводится специальное время. Проводится работа по дифференциации звуков с-з,ш-ж,ч-щ,ч-ть.
С этого момента произношение имеет своей целью уточнение аналога звука до нормального. Эта задача решается с помощью упражнений в чётком произношении звуков.
Слайд 25Планирование системы коррекционной работы
5.Развитие словаря.
6.Развитие грамматического строя речи.
7.Развитие связной речи.
8.Развитие мелкой
моторики пальцев рук и рече-слухо-двигательной координации.