Слайд 1«Логопедическая работа по предупреждению и коррекции дислексии
у детей младшего школьного
возраста».
Слайд 2«Читать-мыслить,
Читать-чувствовать,
Читать-жить»
В.А.Флеров
«В сотрудничестве, под руководством,
с чьей-то помощью, ребенок всегда может сделать более трудные задачи, чем самостоятельно».
Л.С.Выготский
Слайд 3«Дислексия» - частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в стойких и
повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения.
Для обозначения нарушений чтения используется следующий термин:
Слайд 4 До 10% детей с дислексией – в Европе;
3 %
детей начальных классов массовой школы;
22 % детей в речевых школах;
62% детей в вспомогательных школах;
4,8 % детей 7-8-летнего возраста;
20-50% в школах для детей с тяжёлыми речевыми нарушениями и с задержкой психического развития;
Распространённость нарушений чтения среди детей
Слайд 5Нарушения устной речи при дислексии:
нарушение темпа и ритма речи;
задержка появления речи;
недостаточность
вербальной функции (неточность употребления слов);
нарушение грамматического строя устной речи;
нарушение звукопроизношения;
нарушение фонематического развития.
Слайд 6Дислексии, связанные с нарушениями устной речи
У детей этой группы:
Недостаточная слуховая память;
Нарушения
слухового восприятия;
Нарушение связи между слуховым и зрительным восприятиями, между звуком и буквой;
Разнообразные нарушения в устной речи.
Слайд 7Дислексии, связанные с недостаточными пространственными представлениями
У детей этой группы:
Нарушения восприятия формы,
величины, расположения в пространстве, определения верха, низа, правой, левой стороны;
В тяжёлых случаях – нарушения кинестетической памяти, неспособность представить непривычные положения рук и ног в пространстве, нарушения схемы тела.
Слайд 8Смешанные случаи дислексии
Наиболее часто встречаются у учащихся с ОВЗ.
У детей этой
группы:
Нарушения как зрительного, так и слухового восприятия, а также моторное отставание;
Неправильное произношение звуков, фраз, смешивание право-лево;
Плохое различение фигуры по форме и величине;
Движения часто неловки, наблюдение синкинезии, вялых реакций.
Слайд 9Выделяются следующие типы нарушения чтения:
Акустические;
Оптические;
Моторные нарушения чтения.
Наиболее распространёнными являются
дислексии, связанные с акустическими расстройствами.
Слайд 10Формирование функционального базиса навыков чтения
Слайд 11Развитие слухового внимания и памяти
Направления работы
Развитие памяти на базе неречевых звуков;
Развитие внимания и памяти на базе речевого материала
Слайд 12Развитие простых форм фонематического анализа
Фонематический анализ ряда гласных.
Фонематический анализ открытого и
закрытого слогов.
Фонематический анализ слов.
Слайд 13Развитие сложных форм фонематического анализа
Развитие навыка определять количество звуков в слове.
Развитие
навыка определять последовательность звуков в слове.
Развитие навыка определять место звука в слове.
OOO
Слайд 14Развитие фонематического синтеза
Звуки даются сначала в ненарушенной
последовательности, затем в «перепутанном порядке».
Дети
составляют и называют слова из
предъявленных логопедом звуков, которые
предлагаются с «помехами» (хлопками,
временным перерывом, каким-либо словом).
Например:
С, потом О, затем К.
Назвать загаданное слово. (СОК)
Дети составляют слово из первых звуков названий картинок. (ЛУК)
Слайд 15Развитие фонематических представлений
Речевой материал подбирается в зависимости от этапа развития фонематического
восприятия.
Логопед задает условия, а ребенок, основываясь на имеющемся у него опыте, выполняет задания:
придумай слово со звуком ...
придумай слово с 3, 4, 5 звуками;
отбери картинки с 3 и 5 звуками, не называя их;
подбери слово со звуком в заданном месте (в начале, в конце, в середине слова).
Слайд 16Упражнения для закрепления навыков фонематического анализа
Отобрать картинки с заданным звуком в
названии, с определением количества звуков.
2. Придумать слова с определенным количеством звуков и со звуком в определенном месте.
3. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слову, чтобы получилось слово: ПА +
(пар, парк, паром, паруса).
ОООО
ПА Р ПА РК
ПА РОМ ПА РУСА
Слайд 17Упражнения для закрепления навыков фонематического анализа
4. Преобразовать слова:
добавляя звук: рот-крот; мех-смех;
осы-косы; (может быть сравнение этих схем слов);
убирая звук: плуг-луг; угол-гол;
изменяя один звук слова (цепочка слов): сом-сок; сук-суп...;
переставляя звуки: пила-липа; папка-лапка…
составление новых слов из звуков (букв) одного слова: ствол-вол; -тол; -стол.
Слайд 18Упражнения для закрепления навыков фонематического анализа
5. Начинать каждое новое слово с
последнего звука (буквы) предыдущего : дом-, мак-, каток-, кот- (игру можно усложнить, ограничив количество букв в словах).
6. Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке: нос-сон, сор-рос, кот-ток.
7. Слово-отгадка: в квадраты вписываются определенные звуки слов (3-й), получается слово-отгадка.
Слайд 19Упражнения для закрепления навыков фонематического анализа
8. Решение кроссвордов, ребусов, схем.
9. Нахождение
общего звука в словах, например: луна-молоток.
10. Подбор слов к графическим схемам.
11. Работа по звуко - буквенному анализу слов, с разбором и «пропечатыванием» слов в тетради.
Слайд 20Упрочение звукобуквенных связей
Формирование стабильного графического образа буквы.
Группирование стилизованных букв.
Деление слов на
слоги.
Синтез слов из слогов.
Слайд 23Работа со слоговой таблицей, и набором слов, состоящих из слогов, входящих
в таблицу.
Рекомендации
Ребенок отыскивает слоги, из которых состоят слова и указывает их в правильной последовательности.
Слайд 24Развитие зрительно-пространственного восприятия и наглядно-образного мышления.
Игры на запоминание сочетаний различных геометрических
форм;
Определить направление и конец пути
предмета на линиях – лабиринтах.
Слайд 25В качестве основных упражнений используются: «Найди одинаковое», «Запомни картинки», «Сложи фигуру
из палочек», «Чего не хватает?», «Разложи фигуры», «Что изменилось?», «Дорисуй животное» и т.д.
Слайд 26С целью развития предметного
зрительного гнозиса
рекомендуются задания:
Назвать деревья, цветы,
овощи, фрукты, мебель, учебные предметы, одежду, изображённые на картинках.
Назвать контурное изображение предметов.
Назвать перечёркнутые контурные изображения.
Выделить контурные изображения, наложенные друг на друга.
Слайд 27При развитии зрительной памяти используются виды работ:
Слайд 28Пространственная ориентировка включает
два вида ориентировок:
ориентировку в собственном теле, дифференциацию правых
и левых его частей;
ориентировку в окружающем пространстве.
Слайд 29Расстройство навыка чтения приводит к следующим ошибкам:
пропуски букв, слогов, предлогов.
замена, перестановка
букв.
искажение звуко-слоговой структуры слова.
чтение по догадке.
побуквенное чтение.
аграмматизмы разного вида.
нарушение понимания прочитанного.
Слайд 30Коррекционно-логопедическая программа условно делится на следующие этапы:
Слайд 32Работа на третьем этапе включает приемы:
Слайд 33В процессе работы по развитию предметного зрительного гнозиса рекомендуются задания:
Слайд 34Определить буквы в неправильном положении.
Обвести контуры букв.
Добавить недостающий элемент буквы.
Выделить
буквы, наложенные друг на друга (написать или назвать).
Слайд 35Основными условиями успешного
овладения навыком чтения являются:
Слайд 36Напоследок….
Известные дислексики
Ганс Христиан Андерсен - известный датский сказочник,
Леонардо Да
Винчи -титан Эпохи Возрождения, живописец, скульптор, архитектор, учённый и инженер.
Владимир Маяковский - великий поэт своего времени, агитатор, "горлан", поэт Революции.
Слайд 37Альберт Эйнштейн
создатель "Теории относительности", физик- теоретик, Лауреат Нобелевской премии.
Мерилин Монро
известная американская актриса, легенда при жизни и легенда после смерти.
Том Круз
актер, самая крупная звезда, взошедшая на голивудский небосклон в 80-е годы.
Слайд 38Квентин Тарантино
великий режиссер, сценарист, продюсер, неоднократно выдвигался на премию «Оскар»
Уолт
Дисней
американский кинорежиссёр, продюсер, художник-мультипликатор, талантливый бизнесмен.
Слайд 39Линдон Бэйнс Джонсон
36-ой Президент США. Отличался острым умом, энциклопедическими знаниями и
чудовищными ошибками.
Сэр Ричард Роджерс-
Знаменитый архитектор,
создатель центра Помпиду
в Париже.