Слайд 1
Дисграфические ошибки у учащихся начальных классов
Слайд 2Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких специфических ошибках, обусловленных
несформированностью ВПФ.
Довольно часто при дисграфии выявляется неречевая симптоматика: неврологические нарушения, снижение работоспособности, отвлекаемость, гиперактивность, снижение объема памяти и др.
О наличии дисграфии можно говорить только после того, как ребенок овладевает техникой письма.
Слайд 3Причины дисграфии:
негативные факторы во время беременности и родов;
любые травмы, повреждения головного
мозга;
опухоли головного мозга;
длительные соматические заболевания;
двуязычие в семье.
Слайд 4Дисграфия в научной литературе рассматриваются с разных сторон: как следствие
нарушения фонематических процессов, заключающиеся в трудностях обработки звуковой стороны речи ( Л. Н.Ефименкова, И.Н. Садовникова, А.В. Ястребова и другие). По мнению ряда зарубежных авторов (Г. Рид, П. Моррис и другие), дисграфия – это синдром, который имеет неврологическое происхождение. Многие учёные отмечают наследственную предрасположенность к данному заболеванию. Недоразвитие некоторых отдельных зон головного мозга генетически передаётся ребёнку от родителей.
Виды дисграфии (по классификации, разработанной сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им. А. И. Герцена):
- Акустическая.
В этом случае ребенок правильно произносит звуки, но отмечается нарушение процесса узнавания и дифференциации звуков, близких по акустико-артикуляторным характеристикам.
Слайд 5
Акустическая дисграфия.
Замены:
глухих-звонких согласных (б-п, д-т, з-с)
«деди» (дети),
«сима» (зима), «клупок» (клубок);
твёрдых – мягких согласных (ребёнок не различает твёрдые - мягкие согласные и не умеет обозначать их мягкость на письме):
«конки» (коньки), «пен» (пень), «Васка» (Васька), «диня» (дыня);
заднеязычных согласных (к-х, г-х):
«мохнуть» (мокнуть), «кроза» (гроза);
свистящих – шипящих (с-ш, з-ж, с’-щ)
«скола» (школа), «нещёт» (несёт);
аффрикат и их компонентов (ц-ч, ч-т’, ч-щ)
«чветы» (цветы), «тетёт» (течёт);
сонорных согласных (р-л)
«ропата» (лопата), «мороток» (молоток);
смешение лабиализованных гласных (о-у, ё-ю)
«лудка» (лодка), «тюплый» (тёплый), (любит - «лубит»).
Слайд 7Артикуляторно-акустическая дисграфия
Связана с тем, что ребенок неправильно произносит звуки,
а значит, проговаривая их про себя, неправильно записывает (корова – «колова», грузы – «глузы»).
Для коррекции этого вида дисграфии нужно работать и над правильным произношением звуков.
Слайд 8Дисграфия на почве языкового анализа и синтеза (пропуски, вставки, перестановки).
Ребенок на
письме пропускает или повторяет целые слова, перестанавливает слоги и буквы местами, пишет слитно разные слова.
На уровне слова:
– пропуски согласных при их стечении (стрела – «трела», дожди – «дожи», кричат – «кичат»); Чаще всего пропуск согласных отмечается в тех местах, где имеется их стечение.
– пропуски гласных (санки – «снки»», «собака – «сбака»);
– вставка лишних букв (стол – «стлол»);
– перестановки букв (тропа – «прота», ковром – «корвом», двор – «довр»);
– добавление букв (весна – «весная»);
– пропуски, добавления, перестановки слогов (бегемот – «гебемот», «кова» — «корова», «палота» — «лопата», «листиточек» — «листочек»).
На уровне предложения:
- отсутствие или нарушение границ предложений;
– слитное написание слов;
– раздельное написание слов (приставок, корня);
– запись целого предложения в виде одного (к тому же чаще всего искаженного) «слова» (Цветы стояли на столе – «ЦВТЫСТЯТНАСТЛЕ»).
Слайд 9Дисграфия на почве языкового анализа и синтеза
Слайд 10Аграмматическая дисграфия
Ребенок не может правильно склонять слова по
родам и падежам, не может согласовать прилагательное и существительное. Такая проблема может наблюдаться в двуязычных семьях, а также когда ребенок обучается на неродном языке.
Аграмматизмы на письме проявляются:
— в искажении морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов, флексий («налететь» — «влететь», «много стулов» — «много стульев»);
— в нарушении предложно-падежных конструкций («на столом» — «на столе», «в кухня» — «в кухне»);
— в нарушении согласования («пять деревы» — «пять деревьев», «хороший кошка», «красивый солнце»).
Слайд 11Оптическая дисграфия
У ребёнка с оптической дисграфией на письме отмечаются:
замены графически сходных
букв — состоящие из одинаковых элементов, но отличающиеся количеством данных элементов (л — м, и — ш, ш — щ, ц, — щ);
замены графически сходных букв—отличающихся одним дополнительным элементом (о — а);
замены графически сходных букв — состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (в — д, т — ш);
зеркальное написание букв (с, е , э).
Слайд 13Моторная дисграфия
Неспособность овладевать графическим письмом (образом буквы).
Буквы неровные, «корявые», разного
размера и наклона, линии дрожащие, угловатые.
Не знают, с какого элемента начать писать букву.
Наблюдается многократное повторение букв, слогов, их перестановка, нарушается схема слов и предложений.
Рука быстро устает, письмо медленное по темпу, не может долго писать.
- В 3–4 классах письмо малопонятное, с большим количеством ошибок.
Слайд 14Смешанная дисграфия
При дисграфии смешанной формы могут наблюдаться проявления сразу
нескольких (двух и более) видов дисграфии.
Слайд 15Литература
1. Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» –
М., 2001 г.
2. Корнев А.Н. «Нарушение чтения и письма у детей». – С-Петербург, И.Д «МиМ», 1997 г.
3. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. «Диагностика и коррекция нарушений письма у младших школьников.» – С.-Петербург., Союз, 2001 г.
4. Правдина О.В. «Логопедия» – М. Просвещение, 1973 г.
5. «Речевое развитие младших школьников» Сборник статей под редакцией Н.С. Рождественского. – М., Просвещение, 1970 г.
6. Садовникова И.Н. «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников» – М., Владос,1995 г.